ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА И АССЕРТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Современные исследования психологических проблем подросткового и юношеского возраста
1.2 Современное представления о проблеме одиночества и особенности его переживания
1.3 Современное представления об ассертивности и её роли в становления личности
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА И АССЕРТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методология и методы исследования
2.2 Констатирующий эксперимент субъективного ощущения одиночества юношей и девушек различным уровнем ассертивности
2.3. Коррекционная работа по преодолению чувства одиночества в юношеском возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одиночество - одна из самых острых и неотложных социальных проблем, влияющих на первоначальные основы человеческого существования. Явление одиночества имеет долгую историю и сопровождает человечество на каждом этапе его существования. Однако одиночество может быть разных типов и различной степени проявления.
С древних времен существует двойственное отношение к одиночеству. С одной стороны, ученые считают это позитивным явлением в жизни человека (одиночество как детерминант творческой деятельности - Н. П. Романова, В. С. Дробышевский), с другой стороны, считают его отрицательным из-за разрушения личности [1, с , 45].
Выбор между одиночеством и контактом с другими людьми является одной из основных экзистенциальных задач, которые каждый человек должен как-то справляться на протяжении всей своей жизни [2, с. 124].
В самой общей форме одиночество может быть определено как психическое состояние человека, отражающее опыт отдельного, не участвующего в связи с другими людьми, субъективную невозможность или нежелание чувствовать адекватный ответ, принятие и признание себя других людей, отсутствие удовлетворительных общественных отношений. Этот опыт может иметь место как в состоянии физической изоляции (сочетание этих двух факторов определяет состояние, которое традиционно обозначается словом «одиночество»), и в присутствии других людей, но без психологического контакта с ними. В обоих случаях одиночество может быть принудительным или сознательным, выбранным, принятым (одиночеством).
Многие теоретики и практики в области личности (Ф. Перлз, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Дж. Бьюджентал, С. Мадди, Ф. и др.) подчеркивали, что развитие личности необходимо связано с признанием и принятием человеком фундаментального факта собственного одиночества, отделенности от других людей. Лишь осознание себя как отдельного индивида открывает перед личностью возможность выбора собственного пути, на котором происходят по-настоящему глубокие встречи с другими людьми, установление отношений с ними. Однако это осознание может быть болезненным, и нередко избегание встречи с собственным одиночеством становится для человека избеганием встречи с самим собой. Одиночество становится для человека вызовом, совпадание с которым не только не изолирует индивида от мира, но, напротив, делает его более целостным, чувствительным и человечным. Неспособность совладать с этим вызовом приводит к болезненному одиночеству, которое служит источником тревоги.
ГЛАВА1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА И АССЕРТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Современные исследования психологических проблем подросткового и юношеского возраста
Юношеский возраст представляет собой переходный период жизни человека, характеризующийся постепенным взрослением, начинаясь в 15-17 лет и завершаясь к 21-23 годам.
Данный возраст характеризует формирование самосознания, при этом, в отличие от подросткового возраста, происходит еще большее углубление самопознания, его дифференцированность, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-17 лет) к становлению Я-концепции [4, с. 246].
Начиная с 16-17 лет молодые люди заинтересованы в вопросах самоопределения (они осознают себя членами общества, формируют свою собственную позицию в отношении процессов, происходящих в обществе) [5, с. 201].
Важным психологическим приобретением в данном возрасте является открытие его внутреннего мира. Юноши и девушки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как свое собственное я. Это побуждает их заглядывать в себя, думать о себе и о своих проблемах.
Открытие своего внутреннего мира, самого себя как уникальной личности, связано с опытом принятия самого себя как ценности. Подростковый и юношеский возраст – это период постановки вопросов мира, интроспекции, поиска, самоопределения, а также этап человеческой близости, когда ценности любви и дружбы становятся первостепенными.
Идеологический поиск включает в себя социальную ориентацию личности, самосознание как члена общества (социальная группа, нация и т. д.), выбор будущего социального статуса и пути его достижения [5, с. 298].
Самопознание молодых людей формируется посредством механизма личного размышления, изучения самого себя и взгляда на себя от других (идеи человека о том, что другие думают о нем).
Если в подростковом возрасте процесс личного размышления носит эмоциональный характер (эмоциональные всплески, импульсивность), то в юношеском возрасте саморефлексия происходит на более спокойном эмоциональном фоне [6, с. 96].
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА И АССЕРТИВНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методология и методы исследования
Исследование уровня субъективного ощущения одиночества юношей и девушек с различным уровнем ассертивности проходило на базе ГУО «Средняя школа № 119 г. Минска».
Характеристика выборки исследования. В эксперименте приняли участие 80 юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
Методы исследования: тестирование, методы математико-статистической обработки данных.
Для использовались следующие диагностические методики:
1. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (Шкала одиночества UCLA).
2. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков)
1.Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (Шкала одиночества UCLA).
Шкала одиночества UCLA «была задумана как глобальный, или одномерный, подход к измерению одиночества и основана на общем опыте переживаний, испытываемых широким кругом людей. Работа над ней была начата Д. Расселом и его коллегами еще в 1976 год. Они попытались создать адекватную в психометрическом отношении и удобную в употреблении Шкалу. Она получила наибольшее распространение в качестве надежного инструмента исследования одиночества разных возрастных и социальных групп – молодых и пожилых людей, студентов, преподавателей, работников больницы, мужчин и женщин и т.д. Имеется множество психометрических данных, доказательств о надежности и валидности Шкалы UCLA. Д. Рассел отмечает чрезвычайную надежность Шкалы как в плане внутренней согласованности (коэффициент альфа расположился от 0,89 к 0,94), так и при повторном тестировании через 12 месяцев (r = 0,73). В Шкале одиночества UCLA используется 11 отрицательно сформулированных («одинок») и 9 положительно сформулированных («не одинок») утверждений».
Русскоязычная адаптация этой методики была проведена в Латвии И.Н. Ишмухаметовым; полученные им психометрические показатели методики соответствуют оригинальной англоязычной версии. «Надежность Шкалы исследовалась проверкой на внутреннюю согласованность путем разделения Шкалы на две половины и повторным тестирование через 1 месяц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Юношеский возраст в рассматриваемом аспекте характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Здесь формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора.
В юношеском возрасте возможно переживание чувства одиночества. Переживание чувства одиночества в юношеском возрасте имеет свою специфику, связанную с изменением социальной ситуации развития, особой значимостью для личностного благополучия наличия прочных межличностных отношений.
В современных исследованиях ученые все чаще говорят от ассертивности, под которой понимают способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивность – синоним самодостаточности и уверенности в себе. Ассертивность помогает успешной социализации в обществе, тесно связана с самооценкой и противопоставлена возможности подвергаться манипуляциям со стороны других людей.
Проведенное исследование показало, что у девушек уровень субъективного ощущения одиночества достоверно выше, чем юношей. При этом среди девушек преобладает высокий уровень субъективного ощущения одиночества, среди юношей преобладает средний уровень субъективного ощущения одиночества. Выявлены достоверные различия в параметрах субъективного ощущения одиночества у юношей и девушек. Для юношей более свойственно понимать, что им не к кому обратиться (U=95 при p≤0,05); осознавать, что кто их окружает, не разделяют их интересы и идеи (U=89,5 при p≤0,05); иметь поверхностные социальные отношения и связи (U=94 при p<≤0,05). Для девушек более свойственно ощущение невыносимости одиночества (U=168,5 при p≤0,05); чувствовать от других непонимание (U=82,5 при p≤0,05); неспособность раскрепощаться и общаться с окружающими (U=85 при p≤0,05); а также замечать существование людей вокруг себя, которые не интересуются их жизнью (U=86,5 при p≤0,05).
Также были выявлены особенности самооценки по методики Моткова у испытывающих и не испытывающих субъективное чувство одиночества. В ходе исследования было определено, что уровень самооценки у юношей и девушек, не испытывающих чувство одиночества, выше.
1. Абульханова–Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – Москва : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.
3. Бишоп, С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб. : Питер, 2001. – 280 с.
4. Бодалев, А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / А. А. Бодалев // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 54–58.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб : Питер, 2008. – 389 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПраймЕврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 с.
7. Братусь, Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности / Б. С. Братусь // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. – Москва: Смысл, 1983. – С. 212–219.
8. Вайзер, Г. А. Представление школьников о «смысле жизни» и «акме человека» / Г. А. Вайзер // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 93–98.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл, 2005. – 1136 с.
10. Вышинская, Е. Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета.– 2006. –№11. С. 69-72.
11. Духновский, С. В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: монография / С. В. Духновский. Москва : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. 174 с.
12. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Хелтон, 1998. – 399 с.
13. Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.– №1. С. 146-150.
14. Каппони В., Новак Т. Как делать все по своему, или ассертивность – в жизнь. – СПб.: Питер, 1994. – 188 с.
15. Кон, И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон // Хрестоматия по психологии / Д. И. Фельдштейн, под ред. А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 1987. – 370 с.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. Москва : Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1979. – 90 с.
18. Корчагина, С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография / С. Г. Корчагина. – Москва : МПСИ, 2005. – 196 с.
19. Корчагина, С. Г. Психология одиночества; учебное пособие / С. Г. Корчагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2012. – 268 с.
21. Лабиринты одиночества. Сборник / под ред. Н. Е. Покровского. – Москва : ЭКСМО – Пресс, 1989. – 549 с.
22. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев.–Москва : Смысл, 1999. –487 с.
23. Мамардашвили, М. К. Очерк современной европейской философии / М. К. Мамардашвили. - Москва: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 608 с.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с.
25. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. Москва : Юрайт, 2011. 460 с.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2012. – 816с.
27. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества/ под ред. Н. Е. Покровского. – Москва: Прогресс, 1989. – 549 с.
28. Романова, Н. П. Терапия одиночества или терапия одиночеством? / Н. П. Романова, В.С. Дробышевский. Москва : ЧитГТУ, 2000. 231 с.
29. Ромек, В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии / В.Г. Ромек // Психологический вестник. – Вып. 1. Ч. 2. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1996. – С. 132–138.
30. Скворцова, А. С. Стратегии совладания с одиночеством в юношеском возрасте/ А. С. Скворцова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч. - практ. конф. – Новосибирск, 2014. – № 5 (20). – С. 260-266.
31. Смолонская, А.Н. Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста / А.Н. Смолонская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – № 1. – С. 52–55.
32. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.
33. Тихонов, Г. М Одиночество как тензионное состояние / Г. М. Тихонов // Мир психологии. 2006. №3. С. 118-124.
34. Философский словарь. Учебник / под ред. И. В. Андрущенко, О. Н. Вусатюк, С. Г. Линецкий. – Москва : АСК, 2006. – 736 с.
35. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной.–Москва :Педагогика, 2004. –181с.
36. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – Москва : Прогресс, 1990. – 368 с.
37. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В. Э. Чудновский. – Москва : НПО «МОДЭК», 2006. –768 с.
38. Шейнов, В.П. Ассертивное поведение: оценки и свойства / В.П. Шейнов // Российский психологический журнал. – 2014. Т. 11. – № 4. – С. 5567.
39. Шитова, Н. В. Одиночество – сложная проблема современных женщин / Н. В. Шитова // Территория науки. – 2006. – № 1. – 396 с.
40. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб : Речь, 2008. – 592с.
41. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – Москва : Класс, 1999. – 608 с.
42. Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс. – Москва: Наука, 2000. – 304 с.