Введение
1 Основы взаимодействия религии и национализма
1.1 Национализм, его понятие и сущность
1.2 Взаимосвязь национализма и религии
2 Религиозные аспекты национализма
2.1 Национализм и религия в современном мире
2.2 Национализм как проблема современности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы связана с тем, что религия, являясь важной компонентом культуры, быта, духовной жизни, оказывает сильное влияние на развитие моральных критериев, мотивации, форм поведения больших социальных и этнических групп населения. Из-за потери государствами и международной системой в целом эффективности, люди стали снова обращаться к группам (этническим, гендерным, религиозным) за получением такой поддержки, которая ранее предоставлялась государством. Одним из способов сохранения утрачиваемой лояльности для государства является (наряду с прочими партикуляристскими течениями) национализм, который способствует интеграции и объединению общества.
Национализм, понимаемый как стремление нации к самоопределению в политической, экономической, культурной и других сферах, является прежде всего феноменом современной эпохи. Хотя некоторые примеры национализма можно найти в древней истории, преобладающая модель социально-политической жизни в досовременную эпоху была универсалистской и обычно осуществлялась в форме империй, объединяющих различные народы с разными языками, культурами и часто различными религиями под единым началом. Последний фактор, однако, уже в древности стал источником серьезных проблем в тех случаях, когда отдельные религии в своем стремлении к господству пытались опираться на государство, часто заставляя приверженцев конкурирующих религий переходить к обращению в «истинную» веру. Несмотря на это, эти официальные религии империй обычно не понимались в этническом или национальном смысле, поэтому все, кто принимал господствующую веру, обычно считались религиозно равными, независимо от их этнической принадлежности, языка и культурного фона [20].
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в области регулирования вопросов религии и национализма.
1 ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И НАЦИОНАЛИЗМА
1.1 Национализм, его понятие и сущность
Национализм – это идеология, которая в свою очередь оправдывает и обосновывает стремление территориальной либо этнической группы к самостоятельности в определенной форме. Национализм исходит из того, что интересы и ценности нации обладают приоритетом над всеми прочими интересами и ценностями, что независимости должно быть как можно больше – вплоть до полного суверенитета. Выделяют два вида национализма:
1) гражданский (либо территориальный);
2) этнический [14, с. 151].
Гражданский национализм в его крайних формах превращается в шовинизм и изоляционизм. Пример такого национализма можно найти в истории США. Американцам было сложно создать свое государство во время восстания, которое превратилось в революцию, чтобы сделать их «кровь» и их истоки основой государственной легитимации (по крови и происхождению они ничем не отличались от европейских предметов британской короны - потомки одного и того же английского, ирландского, валлийского и шотландского). Вот почему в Декларации независимости и Конституции США нет упоминания о братстве крови и прочее. Основой этих документов является не общая память, а общие интересы (такие как свобода, равенство в правах и иные). Кровь, а не лингвистическое родство и высшие права граждан были основой для строительства нации. Однако на вопрос о том, что значит быть американцем и кто они могут быть, в разные периоды истории США, ответили иначе. В конце XVIII века. быть американцем, означающим иметь англосаксонское происхождение и придерживаться протестантской деноминации (до середины 20-го века большинство протестантов видели противоречие между американской идентичностью и членством в католицизме).
2 РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛИЗМА
2.1 Национализм и религия в современном мире
Идеология национализма отнюдь не утратила свою популярность за шестьдесят с лишним лет, которые прошли со времени краха крупнейшего националистического (нацистского) проекта в истории. Она видоизменяется в новых условиях, приобретает союзников там, где, казалось, их и быть не может, становится идеологией партий, движений и целых государств.
Национально-сепаратистские движения окраин разделили последние континентальные империи нашего времени - СССР и Югославию; в объединенной Европе голоса басков, шотландцев, фламандцев, которые находятся под лозунгами политического самоопределения, услышаны более четко. Наконец, прогрессивная Европа почти единогласно признает Косово, проект албанских сепаратистов, активно поддерживаемый Соединенными Штатами. Правда, в то же время европейские националисты, которые выступают за ограничение миграции, сохраняют язык и культуру своей родной страны и большую независимость в международных делах, подвергаются резкой критике. Особой разницы в идеологии этих двух областей национализма нет.
Как немецкие националисты из Немецкого народного союза Герхарда Фрая, так и косовские албанцы из Демократической партии Косова, сформированной на основе ОАК, выступают за преимущественное право одной нации в государстве, дискриминацию или даже насильственное выдворение иноэтнических, инорелигиозных элементов со своей территории. И первые, и вторые в большинстве случаев надеются на своих условиях стать участниками мировых процессов, способных обеспечить нации должный уровень социального и экономического развития. Например, и косовские албанцы, и сербские националисты одинаково стремятся в Европейский союз. Однако албанцы хотят это сделать в рамках собственного государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены и изучены следующие вопросы:
1. понятие национализм и его сущность;
2. взаимосвязь национализма и религии;
3. национализм и религия в современном мире;
4. национализм как проблемы современности.
Изучив теоретическую позицию ряда авторов, выявив и проанализировав особенности национализма и религии можно подвести следующие итоги:
1. Национализм - это идеология и политика, основным принципом которого является тезис о наивысшей ценности нации, ее первенстве в государственно-формирующем процессе. Он имеет множество токов, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. Из-за националистического окраса многих современных радикальных движений ряд тенденций национализма связаны с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
2. Национализм в его современном смысле родился в XVIII веке как форма протеста против национального гнета и беззакония. Предпосылкой для его возникновения стало развитие связи между представителями этнических групп и формирование их общей национальной идентичности. Будучи направленной против национального гнета, колониальной зависимости и различных форм дискриминации, национальная идеология играет прогрессивную роль: она способствует консолидации и освобождению нации, созданию независимых государств, развитию национальной культуры и развитию национальных интересов. Однако в современном мире, в то время как государство уважает права человека, обеспечивая при этом равенство всех наций, оно теряет все прогрессивное, гуманное содержание.
1. Акулов, В. Л. Глобализм и национализм / Акулов Валентин Леонидович // Новая экономика. - 2012. — № 1. — С. 250—255
2. Аргучинцева, Д.Г. Национализм: теоретико-методолоческий аспект проблемы // Веснік БДУ. Сер.3. Гісторыя... - 2005. - №1. - С.68-72.
3. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. - Москва : Издательство деловой и учебной литературы, 2007. - 407 с.
4. Беспалова, Т.В. Политическая идентификация национализма/ Т.В. Беспалова, О.А. Крыжановская, О.В. Ерохин // Философия права. - 2007. - № 5. - С. 13-21.
5. Вонсович, Л. В. Политология : курс интенсивной подготовки / Л. В. Вонсович. - Минск : Тетралит, 2013. - 351 с.
6. Довгялло, Г. А. Траектории религиозного поиска. Теология в Беларуси: взгляд в ракурсе гуманитарной безопасности и устойчивости общества / Григорий Довгялло, Татьяна Кузнецова // Беларуская думка. - 2012. — № 2. — С. 66—73
7. Екадумова, И. И. Политология : ответы на экзаменационные вопросы / И. И. Екадумова. - Минск : Тетралит, 2014. - 175 с.
8. Ерохин, О.В. Русский национализм в политико-концептуальной версии П.И. Ковалевского // Философия права (РФ). - 2006. - № 4. - С. 24-26.
9. Земляков, Л.Е. Религиозный фактор идеологии белорусского государства/ Л.Е. Земляков, Н.Н. Коликова // Проблемы управления. - 2008. - № 2. - С. 247-252.
10. Иванов, А.М. Русская православная церковь в контексте основных прав человека и гражданина в современной России/ А.М. Иванов // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2008. - № 4. - С. 19-35.
11. История государства и права зарубежных стран : учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Политология", "Международное право", "Правоведение", "Экономическое право" / [А. В. Вениосов и др.] ; под редакцией А. В. Вениосова, В. В. Сажиной ; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь". - Минск : Академия МВД, 2013. - 639 с.
12. Красинский, В.В. Национализм как элемент идеологии ультраправых партий и его использование на выборах в Германии // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - С. 74-76.
13. Лисовская, Г.В. Национальное государство: политико-правовой анализ/ Г.В. Лисовская // Философия права. - 2009. - № 6. - С. 123-126.
14. Мельник, В. А. Политические идеологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Политология" / В. А. Мельник. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. - 399 с.
15. Мнацаканян, М.О. Национализм: идеальный тип и формы проявлений/ М.О. Мнацаканян // Полис: Политические исследования. - 2007. - № 6. - С. 24-35.
16. Панарин, А. С. Политология : Учебник / А. С. Панарин ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Проспект, 2003. - 438 с.
17. Раскин, Д.И. Русский национализм и проблематика культурно-цивилизационной идентичности/ Д.И. Раскин // Полис: Политические исследования. - 2007. - № 6. - С. 36-44.
18. Смирнов, В.В. Политология прав человека и политические права в России/ В.В. Смирнов // Полис. Политические исследования. - 2010. - № 6. - С. 106-115.
19. Украинец, П. П. Политология в вопросах и ответах / П. П. Украинец. - Минск : Беларуская Энцыклапедыя, 2002. - 104 c.
20. Челядинский, А. А. Национализм и международные отношения / Александр Челядинский // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - № 1. - С. 36 - 44.