ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во многих зарубежных научных изданиях встречаются публикации, целью которых является принижение роли Советского Союза в годы Второй мировой войны и возложение вины за развязывание Второй на СССР. Более того, в ряде работ прослеживается тенденция представления Советского Союза как основного виновника Второй мировой войны. Таким образом, исследования в области истории Второй мировой войны, составным этапом является Великая Отечественная война, а именно эвакуация, является актуальным направлением в современной исторической науке.
Объектом исследования является история Второй мировой войны, а предмет – эвакуация материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: показать проведение процесса эвакуации материально-культурных ценностей СССР в годы Великой Отечественной войны. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специальную литературу и исторические источники по исследуемой проблеме.
2. Выявить основные проблемы государственной политики по эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны.
3. Охарактеризовать основные мероприятия по эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны.
4. Установить результаты и итоги эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и специальные исторические (историко-генетический и структурный) методы.
Важным аспектом работы является новизна, которая характеризуется прежде всего тем, что несмотря на публикацию множества научных трудов по данной тематике, отдельные аспекты и сюжеты исследуемой проблемы до настоящего времени или не решены, или носят спорный и противоречивый характер. Среди них отметим прежде всего то, что война не была показана как глубокая трагедия народа, а тем самым недооценивался подвиг народа, сумевшего преодолеть огромные трудности, переломить ход войны и добиться Победы. В исследовании эвакуация показана не только проявление подвига и героизма людей, но и составная часть перестройки экономики на военный лад. Кроме этого проведено полный анализ основных вопросов милитаризации экономики СССР и эвакуации материально-культурных ценностей в восточные регионы страны. С этой целью были изучены документы, материалы и научные публикации, что позволило уточнить или изменить некоторые устоявшиеся определения, формулировки, обоснованы факты и события из истории перестройки экономики на военные рельсы, эвакуация промышленных предприятий, объектов сельскохозяйственного производства, системы высших учебных заведений и академических учреждений.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, охарактеризованы методы, сформулированы объект и предмет), четырех глав (рассмотрена специальная литература и исторические источники по исследуемой проблеме, выявлены основные проблемы государственной политики по эвакуации материально-культурных ценностей, охарактеризованы основные мероприятия по эвакуации, а также установлены результаты и итоги эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны), заключения (подводятся полученные выводы в результате исследования) и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ПО ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Подготовка руководства СССР к масштабной эвакуации в годы Великой стала предметом внимания многочисленных исследователей. Впервые данная тема была рассмотрена в мемуарах политических и государственных деятелей военных лет – М.И. Калинина [16], Е.М. Ярославского [51], А. Курского [24], А. Савина [35], и др. Мемуары содержат фактологическую базу по перестройке хозяйственной жизни страны на военный лад, направления развития военной экономики и перемещения материальной базы промышленных предприятий СССР на восток страны.
В послевоенные годы публикуется ряд исследований, которые отражали вклад населения республик в решение процесса милитаризации. Важно отметить, что глубоко вопрос эвакуации в данных работах не рассматривался. Среди таких исследований выделяется монография Н.А. Вознесенского, изданная в 1947 году. Автор впервые привёл сведения о количестве эвакуированных предприятий на Урал, в Западную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, проанализировав изменения, которые происходили в экономическом развитии восточных районов в результате эвакуации предприятий с западных территорий СССР. Кроме этого монография содержит цифровой материал и статистические сведения, впервые введенные автором в научный оборот [4]. К сожалению, книга Вознесенского вскоре оказалась изъятой из обращения в связи с тем, что автор был репрессирован в 1950 году в связи с «ленинградским делом».
Послевоенные репрессии привели к снижению интереса историков к изучению проблем военной эвакуации. Вплоть до 1955 года единственным научным трудом оказалась статья Л.М.Кантора, в которой автор предпринял попытку обобщить масштабы эвакуации промышленных предприятий [17].
Глубокий анализ проблем эвакуации начался со второй половины 1950-х годов. Ключевым событием стал XX съезд КПСС в 1956 году. В результате решений съезда повысился научный уровень и количество изданий по тематике эвакуации материально-культурных ценностей. Важно отметить, что большинство этих трудов строилось на ранее опубликованных материалах, так как доступ к архивным документам был тогда еще затруднен. Публикация документальных сборников не проводилась. Безусловно, все это сказалось на глубине исследования.
В конце 1950-1960-х годов вопросы эвакуации материальных и культурных ценностей затрагивались в учебниках и учебных пособиях по истории СССР, союзных и автономных республик [10, 13-15].
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Милитаризация экономики Советского Союза зависела в большей степени от эвакуации промышленности страны из западных районов на Восток. Сложнейшая военная обстановка, которая сложилась в первую неделю Великой Отечественной войны, связанная с отступлением Красной Армии и оккупацией территории немецкими войсками, потребовала организации срочной и стремительной эвакуации по спасению населения, промышленных объектов, имущества колхозов и совхозов, научных и культурных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей.
Начавшаяся в СССР эвакуация в глубокий тыл материально-культурных ценностей не имело аналогов в мировой истории по своим масштабам, процессе и срокам. Это было уникальное явление, несмотря на то, что использовалась в отдельных войнах, но недостаточно эффективно.
Важно отметить, несмотря на важность эвакуации, заблаговременно подготовленных планов практически не существовало. Несмотря на это, определенная работа перед войной в этом направлении проводилась. Так, начиная с 1927 года, в СССР разрабатывались оборонительные планы, которые включали эвакуационные мероприятия. Целью данных мероприятий было не допустить повторение событий Гражданской войны, когда присутствие населения в зоне ведения боевых действий затрудняло передвижение войск, способствовало распространению эпидемий и деморализации военного духа солдат [22, с.7-12].Таким образом, был учтен неудачный опыт, полученный во время недавних войн. В 1939-1940 годах составлялись варианты эвакуации, которые так и не были реализованы на практике. В 1941 году, накануне нападения Германии, поднимался вопрос проведения эвакуации. К сожалению, данные предложения не нашли одобрения И.В. Сталина [6, с. 254].
Более того, 21 апреля 1941 года Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению местной противовоздушной обороны города Москвы». Была создана специальная Комиссия по эвакуации из Москвы населения в военное время, которую возглавил В. П. Пронин. 3 июня комиссия представила И. В. Сталину план «О частичной эвакуации населения г. Москвы в военное время». Данный план предусматривал с началом войны вывезти в тыловые районы жителей города Москвы. Однако И. В. Сталин не утвердил эти планы, а комиссия была распущена.
Важно отметить, что отсутствовали органы, призванные руководить эвакуацией промышленных объектов страны. Решение этих проблем пришлось решать в ходе войны, в кратчайшие сроки и без учета конкретной обстановки. Безусловно это имело многочисленные отрицательные последствия. Стремительное нападение Германии, широкие размеры фронта военных действий, массированные удары с воздуха, артиллерийские обстрелы, превращение многих городов и сел в арену ожесточенных сражений – все это создало сложности во время эвакуации, потребовав от советских людей физического и морального напряжения.
Огромных усилий от советских людей потребовала эвакуация множества промышленных объектов. Здесь советское руководство столкнулось с рядом проблем. Так, при монтаже предприятий ощущалась катастрофическая нехватка рабочей силы, грузоподъемных и транспортных средств. В ограниченное время, под огнем противника демонтировались и размещались на железнодорожных платформах оборудование электростанций, горной, угольной промышленности, черной металлургии. В условиях быстро ухудшающейся обстановки на фронте часто приходилось ограничиваться вывозом только наиболее важных и технически современных агрегатов, станков, машин и механизмов. Остальное оборудование оставалось на оккупированной территории.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Процесс эвакуации, как правило, сопровождается значительными материальными и финансовыми потерями. Прекращение производственного процесса на предприятиях означало для Советского государства ущерб равнозначный сотням миллионов рублей. Важно отметить, что на данные материальные потери пришлось пойти для спасения от врага и сохранения большой части промышленного ресурса страны, который в будущем использовался в интересах фронта.
Эвакуация проводилась в два этапа: 1941 год – западные регионы СССР (Беларусь, Украина, Прибалтика, города Москва и Ленинград), 1942 год – южные районы европейской части СССР.
24 июня 1941 года для руководства эвакуацией населения, учреждений, оборудования предприятий и других ценностей был создан Совет по эвакуации. В состав Совета вошли Л. М. Каганович (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель председателя), Н. М. Шверник (заместитель председателя), Б. М. Шапошников и др.
3 июля 1941 года председателем Совета по эвакуации был назначен Н. М. Шверник. 16 июля произошли изменения в составе Совета. В его реорганизованный состав вошли: Н. М. Шверник (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель председателя), М. Г. Первухин (заместитель председателя), А. И. Микоян, Л. М. Каганович, М. З. Сабуров и В. С. Абакумов (НКВД) (Приложение 4). 16 августа постановлением ГКО в Совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной армии генерал-майора М. В. Захарова [50, с. 10]. Вся работа по спасению людей, промышленного оборудования, ресурсов сельского хозяйства, материальных и культурных ценностей постоянно находилась в центре внимания. За практическое осуществление эвакуации стали отвечать центральные комитеты партии и совнаркомы союзных республик, обкомы, райкомы и горкомы партии, исполкомы местных Советов прифронтовых и многих областей страны, где были созданы специальные комиссии, комитеты, бюро или советы по эвакуации. К выполнению этой чрезвычайно важной военно-хозяйственной задачи были также привлечены Госплан СССР и Наркомат обороны СССР. Полностью оправдала себя организационная перестройка органов тыла Красной армии, проведенная в августе 1941 года в интересах более четкого управления всей системой перебазирования. Вывоз промышленного оборудования и других материальных ценностей в восточные районы страны стал одной из важнейших обязанностей начальников тыла фронтов и армий[11, с. 349-351].
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИТОГИ ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В результате героических усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить милитаризацию экономики, в исключительно сложных условиях эвакуировать и запустить в строй новые промышленные предприятия [45].
Политика превращения восточных регионов СССР в мощные промышленные центры осуществлялась успешно. Весной 1942 года промышленность восточных районов производила продукции как вся промышленность СССР в довоенное время, что обеспечило военные успехи советской армии в борьбе с врагом [11, с. 141].
В 1941-1942 годах на Восток были перемещены различными видами транспорта около 17 миллионов человек, более 2600 предприятий. Главным результатом эвакуации стало спасение производственных и людских ресурсы, которые сыграли важнейшую роль в налаживании работы тыла по обеспечению фронтовых нужд. Кроме этого, большинство эвакуированных заводов дали толчок для послевоенного и современного промышленного потенциала ранее слаборазвитых, тыловых районов страны. В целом, хотя эвакуация и сопровождалась потерями, но все поставленные задачи были в итоге успешно достигнуты. Предпринятая в тяжелейших условиях эвакуация в СССР в период Великой Отечественной войны не имела аналогов в мировой истории. Заслуги многих из тех, кто обеспечивал эвакуацию, были отмечены правительственными наградами [22, с. 11-14].
Эвакуация людей и предприятий в условиях быстрого наступления немецко-фашистских войск и их союзников является одним из подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны. Это подвиг советского народа, правительства, рядовых и офицеров войск НКВД и руководителей советских предприятий, без которого не могла наступить победа 1945 года (Приложение 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Проблема эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой отечественной войны достаточно полно исследована в исторической науке. Несмотря на это, до сих пор отсутствуют специализированные монографии, посвященные истории эвакуации СССР годы Великой отечественной войны.
2. Основными проблемами эвакуации материально-культурных ценностей в годы Великой Отечественной были отсутствие заранее подготовленных эвакуационных планов и государственных органов, руководящих эвакуацией, острая нехватка рабочей силы, грузоподъемных и транспортных средств, боевые действия и ухудшение положения на фронте осенью 1941 года, низкая пропускная способность путей эвакуации (железные дороги, водный транспорт, автодороги), а также незавершенность процесса эвакуации.
3. Благодаря организованной эвакуации, курс, взятый Советским государством на превращение его восточных районов в главный арсенал войны и Победы, успешно претворялся в жизнь. Уже в марте 1942 года промышленность восточных районов произвела военной продукции столько, сколько в начале войны выпускалось на всей территории СССР.
4. Эвакуация в СССР в 1941-1942 гг. сопровождалась многими, зачастую неизбежными потерями, ее главная цель – спасти от фашистских захватчиков миллионы советских граждан, основную часть промышленных и сельскохозяйственных ресурсов и других материальных ценностей – была успешно достигнута.
1. Акулов, М.Р. Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу 1941-1945 гг. / М.Р. Акулов, В.Н. Бредков, А.Ф. Васильев; под ред. М.Р. Акулова. – Ленинград: ЛГУ, 1980. – 287 с.
2. Андруховіч, А. Хто і калі вывез рэліквіі беларусаў? / А. Андруховіч // Беларуская мінуўшчына. – 1993. – № 1. – С.6770.
3. Арутюнян, Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны / Ю.В. Арутюнян. – Москва: Наука, 1970. – 466 с.
4. Вознесенский, Н.Е. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н.Е. Вознесенский. – Москва: Госполитиздат, 1948. – 192 с.
5. Горинов, А. В. Развитие техники железнодорожного транспорта / А.В. Горинов, Н.П. Дивногорский; под. ред. А.В. Горинова. – Москва: Госпланиздат, 1948. – 100 с.
6. Горинов, М.М. Москва прифронтовая. 1941-1942 годы / М.М. Горинов, М.М. Пархачев, А.Н. Пономарев; под. ред. М.М. Горинов. – Москва: Мосгорархив, 2001. – 664 с.
7. Грушевой, К.С. Тогда, в сорок первом... / К.С. Грушевой. – Москва: Известия, 1976. – 335 с.
8. Данишевский, И.М. Кузница Победы (1941-1945): подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны / И.М. Данишевский. – Москва: Политиздат, 1980. – 423 с.
9. Дьяков, Ю.Л. Подвиг строителей индустрии тыла 1941-1945 гг. / Ю.Л. Дьяков. – Москва: Наука, 1981. – 174 с.
10. История Белорусской ССР: в 2 т. / редкол. Л. С. Абецедарский (гл. ред) [и др.]. – Минск: АН БССР, 1961. – 2 т.
11. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.: в 6 т. / редкол.: П.Н. Поспелов (гл. ред.) [и др.]. – Москва: Воениздат, 1961-1965. – Т. 2: Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.) / П.Н. Поспелов [и др.]. – 1961. – 682 с.
12. История Второй мировой войны 1939-1945 гг.: в 12 т. / редкол.: А.А. Гречко (гл. ред.) [и др.]. – Москва: Воениздат, 1973-1982. – Т.4. Фашистская агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны» / А.А. Гречко [и др.]. – 1975. – 536 с.
13. История СССР. Эпоха социализма: учеб. пособие для вузов / М. Ким [и др.]; под общ. ред. М. Кима. – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 772 с.
14. История Украинской ССР: в 2 т. / редкол. А. К. Касименко (гл. ред) [и др.]. – Киев: АН УССР, 1951. – 2 т.
15. История Эстонской ССР (с древнейших времен до наших дней): в 3 т. / редкол. И. Наан (гл. ред) [и др.]. – Таллинн: Эстгосиздат, 1958. – 3 т.
16. Калинин, М.И. Отечественная война советского народа против немецких захватчиков / М.И. Калинин. – Москва: Воениздат, 1942. – 342 с.
17. Кантор, Л. Перебазирование промышленности СССР / Л. Кантор // Записки Ленинградского планового института. – 1947. – Вып. 6. – С. 57-132.
18. Ковалев, И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / И.В. Ковалев. – Москва: Наука, 1981. – 480 с.
19. Косович, С.С. Советские железнодорожные: военно-исторический очерк / С.С. Косович, Л.М. Филимонов; под. ред. С.С. Косовича. – Москва: Воениздат, 1984. – 309 с.
20. Косович, С.С. Советские железнодорожные: военно-исторический очерк / С.С. Косович, Л.М. Филимонов; под. ред. С.С. Косовича. – Москва: Воениздат, 1984. – 309 с.
21. Кравченко, Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Г.С. Кравченко. – Москва: Экономика, 1970. – 391 с.
22. Куманёв, Г. Война и эвакуация в СССР. 1941-1942 годы / Г. Куманёв // Новая и новейшая история. – 2006. – № 6. – С. 7-27.
23. Куманёв, Г.А. На службе фронта и тыла. Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938-1945) / Г.А. Куманёв. – Москва: Наука, 1976. – 455 с.
24. Курский, А. Организаторская работа в тылу за истекший год / А. Курский // Пропагандист. – 1942. – № 19-20. – С. 19-25.
25. Максакова, Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны / Л.В. Максакова. – Москва: Наука, 1977. – 343 с.
26. Масловский Л. Эвакуировать Советский Союз: как НКВД спасал страну под натиском фашистов / Л. Масловский // Медиа группа «Звезда» [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201602160802-vdqi.htm. – Дата доступа: 18.11.2018.
27. Минасян, М.М. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история / М.М. Минасян, П.А. Богданов, М.И. Долгий; под ред. М.М. Минасяна. – Москва: Воениздат, 1967. – 623 с.
28. Митрофанова, А. Эвакуация промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.) / А. Митрофанова // История СССР. –1960. – № 3. – С. 47-59.
29. Митрофанова, А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны / А.В. Митрофанова. – Москва: Наука, 1971. – 574 с.
30. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945: сборник документов и материалов / редкол.: А. А. Киселев (гл. ред.) [и др.]. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1978. – 331 с.
31. Нейгольдберг, В.Я. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны / В.Я. Нейгольдберг. – Москва: Транспорт, 1965. – 265 с.
32. Орлов, Б.П. Развитие транспорта СССР 1917-1962. Историко-экономический очерк / Б.П. Орлов. – Москва: Академия Наук СССР, 1963. – 403 с.
33. Очерки Коммунистической партии Белоруссии: в 2 т. / редкол.: Н.М. Мешков (гл. ред.) [и др. ]. – Минск: Институт истории партии при ЦК КПБ, 1961-1967 – Т.2. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии (1921-1966) / Н.М. Мешков [и др. ]. – 1961. – 736 с.
34. Пішчулёнак, М. Віцебшчына архіўная / М. Пішчулёнак // Беларускі гістарычны часопіс.– 2002. – № 4. – С. 3234.
35. Савин, А. Перебазирование промышленности в восточные районы страны / А. Савин // Спутник агитатора. – 1942. – № 21-22. – С. 34-39.
36. Сверчков, В. Эвакуация партархива ЦК КП(б)Б из г. Могилева в г. Уфу 26 июня – 10 июля 1941 года / В. Сверчков // Мінулая і сучасная гісторыя Магілёва. – 2001. – №7. – С. 252257.
37. Сибирь в Великой Отечественной войне: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Новосибирск, 27–28 апреля 2015 г. / Институт истории СО РАН; под. ред. В.А. Ламина [и др.]. – Новосибирск, 2015. – 358 с.
38. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие для вузов / Ю.С. Кукушкин [и др.]; под общ. ред. Ю.С. Кукушкина. – Москва: Высшая школа, 1986. – 192 с.
39. Соніч, А. Полацкі крыж / А. Соніч // Беларуская мінуўшчына. – 1998. – № 1. – С.17-20.
40. Сугако, Л. Эвакуация из БССР в годы Великой Отечественной войны. Исторический аспект / Л. Сугако // Могилевский областной исполнительный комитет [Электронный ресурс]. – Могилев, 2016. – Режим доступа: http://mogilev-region.gov.by/page/evakuatsiya_iz_bssr_v_gody_velikoi_otechestvennoi_voiny_istoricheskii_aspekt. – Дата доступа: 19.11.2018.
41. Тельпуховский, Б.С. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.: краткий очерк / Б.С. Тельпуховский. – Москва: Политиздат, 1959. — 575 с.
42. Терехин, К.П. Воины стальных магистралей : краткий военно-исторический очерк о железнодорожных войсках Советской Армии за 50 лет / К.П. Терехин, А.С. Таралов, А.А. Томашевский; под. ред. К.П. Терехина. – Москва: Воениздат, 1969. – 246 с.
43. Транспортная система СССР – инфраструктура Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов: материалы VI Междунар. науч. конф., Краснодар, февраль 2016 г. / Новация; редкол.: И.Г. Ахметов (отв. ред.) [и др.]. – Краснодар, 2016. – 124 с.
44. Туронак, Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй / Ю. Туронак. – Мінск: Беларусь, 1993. – 236 с.
45. Турченко С. 1941−1942: великое переселение людей и заводов / С. Турченко // Свободная пресса [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://svpressa.ru/war/article/10365/. – Дата доступа: 18.11.2018.
46. Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг.: в 2 т. / редкол. А.Н. Бортняк (гл. ред.) [и др. ]. – Киев: Политиздат, 1975 – Т.1. Советская Украина в период отражения вероломного нападения фашистской Германии на СССР и подготовки условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.) / А.Н. Бортняк [и др. ]. – 1975. – 512 с.
47. Чадаев, Я.Е. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Я.Е. Чадаев. – Москва: Мысль, 1985. – 599 с.
48. Шумейко, М.Ф. Собрать рассеянное: о реституции белорусских архивов в прошлом и настоящем / М.Ф. Шумейко. – Минск: Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, 1997. – 152 с.
49. Шурыгин, Я.И. Петергоф. Летопись восстановления / Я.И. Шурыгин. – Санкт-Петербург: Абрис, 2000. – 142 с.
50. Эшелоны идут на Восток: из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. : сб. статей и воспоминаний / редкол.: Ю.А. Поляков (отв.ред.) и др. – Москва, 1966. – 263 с.
51. Ярославский, Е.М. Советский тыл – самый прочный и надёжный / Е.М. Ярославский. – Москва: Госполитиздат, 1943. – 23 с.