ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН, ИХ СООТНОШЕНИЕ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН
2.1 Информация, составляющая государственную и служебную тайны
2.2 Носители государственной и служебной тайн
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальны вопросы государственно-правового регулирования административно-правовых режимов на современном этапе развития государства. Административно-правовой режим - «особый порядок, определяемый нормами административного права для функционирования его субъектов, направленный на упорядочение социальных отношений в соответствующей области управления». Административные правовые режимы как форма правового регулирования предназначены для применения в тех случаях, когда требуется эффективное юридическое воздействие на сложные социальные отношения, в которых участвуют многие субъекты. Существуют следующие основные типы административно-правовых режимов: административный правовой режим чрезвычайного положения, административно-правовой режим военного положения, другие административно-правовые режимы; режим государственной границы; режим государственной тайны. Существование таких административно-правовых режимов, как режим государственной границы и режим государственной тайны, из-за исторического развития общества обладают определенными особенностями.
Конституция относится к чрезвычайному положению и военному праву как к основным способам функционирования государственных органов. Однако для рассмотрения этих режимов была посвящена немалая работа, тогда как другие режимы внутреннего права изучаются гораздо меньше. Поэтому рассмотрим такой, несомненно, важный административно-правовой режим безопасности, как режим государственной тайны. Из этой нормы следует, что определяющими признаками государственной тайны являются: содержание информации; защита этой информации; защита государственной тайны в интересах государства. Основной целью законодательства о государственных секретах является предотвращение угрозы безопасности.
Система защиты государственной тайны представляет собой «набор органов государственной защиты, используемые ими средства и методы защиты государственной тайны и их носителей, а также деятельность, осуществляемую для этих целей». Все эти компоненты часто находятся в литературе вписываются в понятие «административно-правовой режим».
В соответствии с законом государственные органы, руководители которых имеют право классифицировать информацию как государственную тайну, согласно перечню информации, классифицированной как государственная тайна, разрабатывают подробные списки информации, подлежащей классификации.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН, ИХ СООТНОШЕНИЕ
Служебная тайна характеризуется набором юридических свойств (функций), которые отражают наиболее важные функции и ограничивают диапазон информации, которая должна быть известна. Нужно согласиться со мнением А.И. Алексанцева, который рассматривает ее управленческий характер [1].
В.Н. Лопатин, рассматривая признаки государственных секретов, определяет среди основных признаков приписывания информации государственной тайне, называя их критериями защиты государственных прав на тайну, а именно:
приписывается законом государственной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен законом или в силу государственной необходимости (собственные служебные секреты);
защищена конфиденциальная информация («чужая тайна») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна);
полученные представителями государственных органов и органов местного самоуправления только в силу выполнения обязанностей на службе в случаях и порядке, установленных законом.
А.А. Снытников, Л.В.Туманова отмечают такие особенности, как получение информации государственными органами и органами местного самоуправления только на правовой основе; расширение режима подчиненных предприятий и организаций; документированный характер информации, установление режима связи с предпринимательской (коммерческой) деятельностью; ограничение на основе деловой необходимости и информации, не содержащей секретности [2, с. 116].
О С. Соколовой подчеркиваются следующие признаки государственной тайны:
действует в исполнительной власти;
ее реальная или потенциальная ценность не определяется коммерческой значимостью, а способностью использовать ее для принятия эффективных управленческих решений;
имеет сложную структуру, так как включает в себя информацию, которая работает в режиме «внешних» секретов, а также государственную информацию ограниченного распространения;
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН
2.1 Информация, составляющая государственную и служебную тайны
Исчерпывающий перечень информации о государственной тайне определен в Законе о государственных секретах.
Таким образом, можно сказать, что закон решает вопросы классификации информации как государственной тайны, классификации или рассекречивания информации, связанной с защитой. Однако есть некоторые проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием этих вопросов [15].
Существенным недостатком этого закона является также громоздкая система информации, касающейся государственной тайны. Это связано с тем, что закон во многих случаях предусматривает разработку и координацию информации. Закон также не регулирует проблему четко определенного круга лиц, наделенных правом классифицировать информацию как государственную тайну [7, с. 30].
Основанием для системы защиты государственной тайны в Германии и допустимым ограничением основных прав и свобод человека и гражданина является Основной закон Германии от 23 мая 1949 года (с поправками от 24 июня 1968 года). Однако этот нормативный правовой акт не содержит понятия государственной тайны - он приведен в § 93 Специальной части Уголовного кодекса Германии от 15 мая 1871 года (с поправками от 13 ноября 1998 года). В немецком законодательстве государственная тайна включает только «факты, объекты или информацию, которая доступна только ограниченному кругу людей и которые должны храниться в тайне от иностранного государства, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности Германии» [18, с. 79]. В законе Германии содержится очень важная дополнительная статья: информация, которая уже фактически доступна неопределенному кругу лиц, не является государственной тайной.
В этом случае представляется целесообразным использовать опыт зарубежных стран, в частности Соединенных Штатов и Германии, в которых защита государственной тайны была успешно построена без указания основного закона без применения конкретного и подробного перечня информации составляющих государственную тайну в законодательстве.
ГЛАВА 3
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙН
Статья 12 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 года содержит важное положение о том, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь или незаконным посягательствам на его честь и репутацию и что каждый имеет право на защиту от такого вмешательства или такого посягательства.
В случаях, предусмотренных законом, обработка персональных данных осуществляется только с письменного согласия субъекта персональных данных. Письменное согласие признается эквивалентом согласия в виде электронного документа, подписанного в соответствии с законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать, в частности:
1) фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, подтверждающего его личность, информацию о дате выдачи указанного документа и издающего органа;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя предмета личных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, информацию о дате выдачи указанного документа и выдающего органа, сведения о доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия этого представителя (после получения согласия представителя персональных данных) [19];
3) имя или фамилия, имя, отчество и адрес оператора, получившего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, для обработки которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) имя или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных от имени оператора, если обработка будет передана такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, для которых дается согласие, общее описание методов обработки персональных данных, используемых оператором;
8) период, в течение которого согласие субъекта персональных данных является действительным, а также способ его отзыва, если иное не предусмотрено законом;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Институты государственной и служебной тайны не идентичны по содержанию, поскольку они охватывают информацию ограниченного доступа разного характера.
2. Трудности вызваны пониманием служебной тайны ввиду «дефицита» правового регулирования в этой области.
Государственные секреты не могут быть разработаны законодательными актами, устанавливающими правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также прав, свобод и обязанностей граждан, а также порядок их осуществления; информация о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры исполнительного органа, его функции, направления и формы деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращения граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке; информация о исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения; документы, накопленные в открытых коллекциях библиотек и архивов, информационные системы организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Проанализировав этот перечень, мы пришли к выводу, что перечисленная информация не может быть объектом защиты в качестве информации, содержащей государственную тайну, а также информации, касающейся государственных секретов.
3. Такое обширное правовое регулирование государственной тайны может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан, а также создает предпосылки для развития коррупции.
Формальных требований к защите служебной тайны нет, поскольку не существует такого юридического понятия. Как защищать служебную тайну и что вообще подразумевать под данным понятием вопрос остается открытым.
4. Легитимация института служебной тайны представляет собой сложный процесс, так как потребует корректировки большого числа законодательных и иных нормативных правовых актов.
1. Административное право: Уч. пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; под. общ. ред. Л.М. Рябцева. Минск: Амалфея, 2013. – 416 с.
2. Административное право. В 2 ч. Ч .1. Управленческое право: учебник / А. Н. Крамник, О. И. Чуприс. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2013. – 567 с.
3. Административное право: Часть 2. Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право: учеб.пособие / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой – Минск: Академия МВД, 2013. – 454 с.
4. Кидяева, Д.С. Режим государственной тайны / Д. С. Кидяева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 321−325.
5. Павлов, И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / И.Ю. Павлов // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 1 (31). – С. 29−37.
6. Платонова, Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения / Е.В. Платонова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 676−678.
7. Кандакова, В.А. Вопросы правового регулирования института государственной тайны в Федеративной Республике Германия / В.А. Кандакова // Марийский юридический вестник. – 2015. – № 4 (15). – С. 79−81.
8. О государственных секретах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Яхнович, О.И. Генезис правового регулирования правового регулирования служебной тайны / О. И. Яхнович // Весник БДУ. – 2016. – С.89-91.
10. Сотарева, Н.И. Служебная тайна: административно-правовой или гражданско-правовой институт / Н.И. Сотарева // ГГУ им. Ф. Скорины. – 2010. – С. 123-124.
11. Мах, И.И. Административное право: курс лекций / И.И.Мах. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 640 с.
12. Чуприс, О.И. Административное право Республики Беларусь: конспект лекций: в 2 ч. Ч .2. Административно-деликтное право / О. И. Чуприс. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2013. –67 с.
13. Панченко, П.Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты / П.Н. Панченко // Государство и право. – 1998. – №8.
14. Ловцов, Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия "тайна" / Д.А. Ловцов // Информационное право. – М.: Юрист, 2009. – № 2 (17).
15. Красавчикова, Л.О. Личная жизнь под охраной закона / Л.О. Красавчикова. – М., 1983.
16. Петров, К.С. Государственная тайна: уровни правового регулирования / К.С. Петров // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т.5. – №4 (17).
17. О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2013 г., № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 2. Административно-деликтное право. Общая часть. Учеб. Пособие /. А.Н.Крамник[ и др.]. – 3-е изд. Перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – 379 с.
19. Пресняков, М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам / М.В. Пресняков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 9. – 63 c.
20. Снытников, А.А. Обеспечение и защита права на информацию / А.А. Снытников // М.: Городециздат, 2001. – 194 c.