ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
1.1 Характеристика стратегий преодоления трудных ситуаций
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что на протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Ситуации, которые могут быть преобразованы и требуют от человека преодоления изменения обстоятельств или приспособления изменения собственных характеристик или своего отношения к ситуации, лежат в основе необходимости выбора человеком стратегий совладания.
На первом году обучения в вузе перед личностью студента стоит необходимость приведения социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора. К ним предъявляются требования к преодолению трудностей вхождения в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, приспособления к новым формам обучения.
Поступление в вуз, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей и проблем у первокурсников. Студенты в процессе адаптации к обучению в вузе сталкиваются с различными трудными жизненными ситуациями – как объективными, так и субъективными. Необходимость адаптации студентов к обучению в вузе предъявляют все более высокие требования к способности молодых людей преодолевать трудные жизненные ситуации. В связи с этим актуальным становится вопрос об овладении студентами такими поведенческими стратегиями, которые позволили бы конструктивно преодолевать свои жизненные проблемы. Преодоление трудных событий человеком означает, что он стремиться побороть вызванные изменениями, системой внешних и внутренних условий, психические состояния. Такое преодоление возможно с помощью различных стратегий преодоления.
В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой эффективных стратегий преодоления ситуаций, субъективно переживаемых личностью студентов как трудные.
В зарубежной психологии проблемой копинг-поведения занимались такие авторы как V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou, K. Sesar, N. Simic, M. Barisic. Среди отечественных авторов, которые занимались данной проблемой, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
1.1 Характеристика стратегий преодоления трудных ситуаций
Трудные жизненные ситуации встречаются на протяжении всего жизненного пути, начиная с раннего возраста. Эти ситуации в психологической литературе обозначают терминами, схожими по содержанию, такими как: «жизненные трудности», «кризисные ситуации», «стрессовые жизненные события», «нежелательные события», «трудные ситуации».
Трудные жизненные ситуации отличаются нарушением текущей социальной деятельности, неадекватностью моделей привычного социального поведения, неопределенностью перспектив развития событий, возникновением новых требований к субъекту, возникновением стрессовых состояний человека. В связи с этим индивид в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять собственное поведение. Это требует от него повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость делать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая является отражением противоречия между разными интересами субъекта, между интересами его самого и других [10, с. 130].
Специфика трудной жизненной ситуации заключается в том, что она может привести к негативным последствиям для личности. Согласно Р. Лазарусу, трудная ситуация характеризуется несоответствием межу тем, что человек хочет (сделать или достичь), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями и ресурсами. Такое рассогласование препятствует достижению поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые являются важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [10, с. 131].
Переживание подобного рода ситуаций оказывает значительное влияние на психическое здоровье личности, меняет восприятие окружающего мира и своего места в нем. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, обусловливает появление отрицательных эмоций и переживаний, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Трудные ситуации обусловливают необходимость
Выводы по главе
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу позволяет сделать следующие выводы:
1. Преодоление трудных событий жизненного пути являются попыткой преодоления этих ситуаций и реализуются посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Стратегии преодоления – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе трудной ситуации. Психологическое преодоление может быть активным (целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации) и пассивным (использование различных механизмов психологической защиты). Преодоление трудной ситуации человеком может осуществляться посредством использования ряда стратегий – конфронтации, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания проблем, планирования решения проблемы, положительной
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в стратегиях преодоления трудных ситуаций в процессе адаптации к обучению в вузе у студентов института психологии и студентов физико-математического факультета.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов первого курса в возрасте 17-18 лет. В первую группу вошли 30 студентов института психологии, вторую группу составили 30 студентов физико-математического факультета.
Методики исследования:
1. Методика «Способы совладания» (С. Фолкман, Р. Лазарус, в адаптации Л.И. Вассермана).
Назначение методики: определение способов преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладающего поведения, ее эффективность.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована на русский язык Л.И. Вассерманом с соавторами в 2004 году. Авторы определяют копинг в качестве когнитивных и поведенческих усилий, направленных на овладение (управление) ситуацией, обретение толерантности к ней, снижение или минимизацию ее требований, в более широком контексте –
Выводы по главе
Проведенное эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу позволило выявить:
1. Студенты института психологии отличаются высокой адаптивностью, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внешним контролем, стремлением к доминированию. Студенты физико-математического факультета характеризуются высокой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что преодоление трудных событий жизненного пути являются попыткой преодоления этих ситуаций и реализуются посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Стратегии преодоления – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе трудной ситуации. Психологическое преодоление может быть активным (целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации) и пассивным (использование различных механизмов психологической защиты). Преодоление трудной ситуации человеком может осуществляться посредством использования ряда стратегий – конфронтации, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания проблем, планирования решения проблемы, положительной переоценки.
Студенты первого курса в процессе адаптации испытывают ряд социально-психологических проблем: трудности вхождения в студенческий коллектив, смена условий жизни, трудности организации учебной деятельности, негативные эмоциональные состояния. Студенты первого курса должны привыкнуть к новому окружению, требованиям учебного поведения, к новым условиям жизни, потому у них часто возникают трудности организации учебы быта, продуктивного обучения, общения с однокурсниками. Перемена условий жизнедеятельности в период адаптации к вузу и неспособность личности студента изменять свои характеристики в соответствии со средой может оказывать негативное влияние на личность и поведение студентов. Адаптация студентов к обучению в вузе обусловливает необходимость использования студентами стратегии преодоления трудностей ситуации, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что студенты института психологии отличаются высокой адаптивностью, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внешним контролем, стремлением к доминированию. Студенты физико-математического факультета характеризуются высокой дезадаптированностью, непринятием себя, непринятием других, эмоциональным дискомфортом, внутренним контролем, ведомостью, эскапизмом (уходом от проблем). Выявлены достоверные различия между группами студентов первого курса по характеристикам социально-психологической адаптации. У студентов института психологии более выражены такие характеристики социально-психологической адаптации как: адаптивность, принятие себя, принятие
1. Анонова, С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / С.И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 5. –
С. 43–48.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – Москва, 2004. – С. 96–119.
3. Бережнова, О.В. Социально-психологические проблемы молодежи в процессе адаптации к обучению в вузе / О.В. Бережнова // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 2 (45). – С. 74–76.
4. Боднар, Э.Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э.Л. Боднар, Е.П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
5. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
6. Захарова, А.Н. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза / А.Н. Захарова, Г.С. Дулина // Проблемы современного пед. образования. – 2018. – № 2. – С. 328–332.
7. Кибальник, А.В. Проблема овладения студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования / А.В. Кибальник // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8. – С. 279–293.
8. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. – М.: Смысл, 2005. – 453 с.
9. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
10. Купченко, В.Е. Совладание с трудными жизненными ситуациями личности с различными жизненными стратегиями / В.Е. Купченко // Омский научный вестник. – 2010. – № 2. – С. 130–134.
11. Лаптева, О.И. Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза / О.И. Лаптева, С.Г. Куликова, Л.А. Быкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2012. – № 1. – С. 108–114.
12. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Смысл, 2007. – 300 с.
13. Мещерякова, И.А. Опыт психологического анализа конфликтов в студенческом общежитии / И.А. Мещерякова, Е.Н. Погодина // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 29–38.
14. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – № 2. – С. 100–111.
15. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
16. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–51.
17. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
18. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
19. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза / Т.И. Попова // Вестник СПбГУ. – 2007. – Вып. 2. – С. 53–56.
20. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
21. Рогалева, Г.И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Г.И. Рогалева // Вестник Бурят. гос. унта. – 2011. – № 5. – С. 221–225.
22. Сарычев, С.В. Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) / С.В. Сарычев // Известия ВГПУ. – 2008. – № 2. – С. 253–256.
23. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н.В. Середина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
24. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
25. Станибула, С.А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С.А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52–56.
26. Сурикова, Я.А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности / Я.А. Сурикова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 372–379.
27. Шарафитдинова, Р.М. Социально-психологические проблемы студентов-первокурсников, проживающих в общежитии / Р.М. Шарафитдинова // Студенческий научный форум: материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 15–19.
28. Шолохова, Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г.П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 103–107.