Введение
Глава 1. Понятие и сущность правовой охраны вод
1.1. Воды как объект правовой охраны
1.2. Право государственной собственности на воды
Глава 2. Государственное управление водами
2.1. Органы управления в сфере охраны вод
2.2. Ответственность в сфере охраны вод
Глава 3. Пути совершенствования правовой охраны вод
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Правовая охрана вод считается одной из важнейших экологических проблем. Это объясняется жизненно важным значением этого природного ресурса для населения, а также тем, что воды наиболее чувствительны к растущему влиянию человека на окружающую среду. В Республике Беларусь фактически наблюдается практически повсеместное ухудшение качества воды, особенно поверхностных источников. Значительная часть бытовых и промышленных сточных вод подвергается очистке. Однако не все города, не говоря уже о сельских поселениях, имеют очистные сооружения и далеки от обеспечения надлежащего эффекта очистки. Наличие загрязняющих веществ в расплавах и дождевых водах из урбанизированных и сельскохозяйственных районов по объему питательных веществ и органических веществ, нефтепродуктов достигает 50-60% от общего количества этих веществ в водоемы.
Присутствие тяжелых металлов (медь, никель, хром и т. д.) отмечается в естественных водах в неприемлемых пределах. Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источники пресной воды, затрагивающей не только поверхностные воды (реки, озера) и сопровождающиеся эвтрофикацией, деградацией, образованием опасных донных отложений, но и грунтовыми водами. Качество воды в 40-50% скважин не соответствует действующим стандартам. Из общего количества проверенных подземных источников более 30% не соответствуют санитарным правилам и положениям по химическим показателям и около 6% по микробиологическим.
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие антропогенное воздействие на воды.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с антропогенным воздействием на воды.
Цель научной работы – системный анализ правоотношений в Республике Беларусь возникающих при антропогенном воздействии на воды.
Глава 1. Понятие и сущность правовой охраны вод
Правовая охрана водных ресурсов представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или устранение их загрязнения, засорения, истощения, сохранения и восстановления водных объектов. Загрязнение воды относится к проникновению загрязняющих веществ, микроорганизмов и тепла в пруд, которые нарушают состав и свойства воды (сбросы сточных вод, промышленные отходы, комплексы отходов животных). Загрязнение воды рассматривается как накопление посторонних предметов в водоемах (сброс строительного мусора, бытовых отходов). Истощение воды - постоянное уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или уменьшение запасов подземных вод.
Законодательство предусматривает, что использование водных объектов должно осуществляться с наименьшими негативными последствиями для водных объектов. При их использовании гражданами и юридическими лицами необходимо осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие защиту водных объектов. Эти требования раскрываются через систему вышеупомянутых обязанностей этих субъектов, которые составляют содержание права на использование воды.
В то же время водное законодательство устанавливает ряд специальных мер, требований и запретов на охрану водных ресурсов.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается, прежде всего, установлением и соблюдением стандартов максимально допустимых неблагоприятных воздействий на водоемы. Они созданы на основе:
- предельно допустимое значение антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водоема;
- максимально допустимая масса вредных веществ, которые могут по-пасть в резервуар и его водосборную площадь.
Глава 2. Государственное управление водами
Особенности содержания государственного управления в использовании и защите воды состоят в особенностях воды как объекта природы.
Функции правительства в области использования и охраны водных ресурсов:
1. Планирование рационального использования водных объектов, включая установление пределов водопользования (водопотребление и водоотведение);
2. Проведение государственного мониторинга водных объектов, государственного кадастра воды и государственного учета поверхностных и подземных вод;
3. Проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации для строительства и реконструкции экономических и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов;
4. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдение использования территорий их водоохранных зон;
5. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов;
6. Подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой си-стему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающих сбор, передачу и обработку полученной информации для своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности мер по защите воды. Государственный мониторинг водных объектов является неотъемлемой частью системы государственного мониторинга окружающей среды.
Государственный учет поверхностных и подземных вод является систематическим определением и фиксацией в текущем порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Глава 3. Пути совершенствования правовой охраны вод
Правовая охрана водных объектов в регионах страны должна быть направлена на предотвращение новых источников вредного воздействия на водные ресурсы и экологически вредную деятельность, предотвращение негативных экологических, социально-экономических и других последствий, на прекращение деятельности предприятий, которые оказывают неблагоприятное воздействие на водные объекты, или его приостановление, когда есть неблагоприятное воздействие на водные ресурсы, ограничение использования воды, осуществление оперативных мер по их восстановлению. Следует подчеркнуть ряд особенностей правовой охраны водных объектов.
Во-первых, существующие экологические и, в частности, проблемы защиты водных ресурсов в основном носят региональный характер. Важно отметить, что это также имеет государственное значение. Это особенно характерно для российского государства, имеющего большую территорию с особыми региональными социально-экономическими, природными и экологическими условиями. Кроме того, экономическое и социальное благосостояние страны обеспечивается рациональным и эффективным использованием водных и других природных ресурсов предприятиями, а также сохранением благоприятной окружающей среды и ее отдельных природных объектов и комплексов в регионах Республики Беларусь.
Во-вторых, в условиях развития рыночных механизмов водные ресурсы все чаще используются для нужд промышленного производства и населения, проживающего на территории. В то же время оставшиеся и вновь возникшие проблемы в области охраны водных объектов тесно связаны с продолжающимися кризисными процессами и явлениями в экономике, которые, в свою очередь, в совокупности оказывают все более негативное воздействие на процессы страны.
Несмотря на большое значение природопользования и охраны окружающей среды для экономики страны как в советский период, так и в период перехода к рыночной экономике, страна недооценивала значение и роль экологических проблем.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, которые раскрывают тему защиты и использования водных объектов в связи с нынешней ситуацией чрезмерного антропогенного воздействия на водные объекты. Таким образом, правовая охрана воды означает набор правовых средств, направленных на защиту от загрязнения, засорения и истощения природных запасов водных объектов, которые могут нанести ущерб общественному здоровью, а также привести к снижению запасов рыбы, ухудшению состояния воды условий поставки и других неблагоприятных последствий.
Водное законодательство Республики Беларусь основано на Конституции Республики Беларусь и состоит из ВК, международных договоров Республики Беларусь и других законодательных актов Республики Беларусь. Задачами водного законодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений в области использования и охраны водных ресурсов для удовлетворения водных потребностей юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для защиты воды от загрязнения, загрязнения и истощения, до предотвращения и устранения вредных воздействий воды, а также восстановления и улучшения состояния водных объектов. Объектом правового регулирования водных отношений являются воды (водные объекты) Республики Беларусь.
Поэтому законодательные требования и меры в области водопользования и охраны водных объектов должны соответствовать ряду условий.
Во-первых, особая уязвимость природной среды, поскольку предприятия работают с водными экосистемами и другими природными ресурсами, которые могут быть сокращены или устранены в течение многих лет. На их территории необходимо обеспечить соблюдение строгих экологических, правовых и водоохранных требований для сохранения природной среды.
Во-вторых, предприятиям также необходимо обеспечить сохранение среды обитания и экономической деятельности коренных народов, что необходимо для защиты их конституционных прав и интересов.
1. Сиваков, Д.О. Водное право: Учебно-практическое пособие / Д.О. Сиваков. – М.: Юстицинформ, 2010. – С. 246.
2. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 30 апр. 2014 г., №149-З // Национальный правовой Интернет-портал. – Режим доступа:
http://etalonline.by/PrintText.aspx regnum=Hk1400149&query_id=&date=none&show_history=0&type=text.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Режим доступа: http://xn----7sbakgchdukjdc8auvwj.xn--90ais/.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 декабря 1998 г. № 218-З: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbakgchdukjdc8auvwj.xn--90ais/.
5. Ерофеев, Б.В. Экологическое право. Учебное пособие / Б.В. Ерофеев. – М.: 2012. – С. 287-288.
6. Закон Республики Беларусь об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства от 15 июля 2010 г. № 169-З: с изм. и доп.: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 134-З // Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksyby.com/zakon_rb_ob_obektah_nahodyawihsya_tolko_v_sobstvennosti_gosudarstva.htm.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. – Минск: Амалфея, 2015. – 419 с.
8. Лизгаро, В.E. Экологическое право: ответы на экзаменац. вопр. / В.E. Лизгаро, T.И. Макарова. – 5-е изд., перераб. – Минск, 2012. – 160 с.
9. Государственное управление в области использования и охраны вод // Юридический портал «Закон сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/zem-prav/DOC_079.php.
10. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2007. – 460 с.
11. Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года: Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 72-Р // Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by/ru/new_url_1649710582-ru/.
12. Петров, В.В. Природно-ресурсное право и правовая охрана окружающей среды. Учебное пособие / В.В. Петров, – М: БЕК, 2012. – С. 50.
13. Сиваков, Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений / Д.О. Сиваков // Журнал российского права, 2010. – С. 245.
14. Кутырин, И.М. Охрана водных объектов от загрязнений / И.М. Кутырин. – Л.: Гидрометеоиздат, 2010. – С. 39.
15. Боголюбов, С.А. Экологическое право. Учебник для вузов / С.А. Боголюбов. – М.: Издательство НОРМА-ИНФРА*М, 2000 – 448 с.
16. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
17. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
18. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
19. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
20. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
21. Пахарева, Г.В. Теоретические аспекты гармонизации природоохранного законодательства России и Беларуси // Черные дыры в российском законодательстве. – 2008. – № 6. – С.19-21.