ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая характеристика внимания в младшем школьном возрасте
1.2 Взаимосвязь произвольного внимания и успеваемости у детей младшего школьного возраста
1.3 Работа психолога по формированию внимания в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования особенностей внимания младших школьников
2.2. Анализ особенностей успеваемости детей младшего школьного возраста
2.3 Анализ особенностей внимания детей младшего школьного возраста
2.4 Взаимосвязь внимания и успеваемости детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Корректурная проба (Тест Б. Бурдона)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Кюсси
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Перепутанные линии» М.Н. Ильиной
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Критические значения коэффициентов корреляции рангов Спирмена (ρ)
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблемам развития произвольного внимания у школьников уделяют большое внимание исследователи педагоги, родители, психологи, работающие с детьми. Не подвергается сомнение и утверждение о том, что произвольное внимание оказывает непосредственное внимание на учебный процесс. Но в отличие от учебного процесса, который носит познавательный характер (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри этого процесса и неотделимо от него. Внимание характеризует динамику протекания учебного процесса.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. «За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым» [5, с. 67].
У младшего школьника, независимо от его таланта и психологических характеристик, всегда будут пробелы в знаниях, если произвольное внимание его недостаточно развито и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Проблема формирования произвольного внимания у младших школьников актуальна, так как дети в начальной школе испытывают затруднения в учебной деятельности из-за недостаточного развития разных сторон внимания. Цель развития произвольного внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Вопросы развития внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин, О.Ю. Ермолаев и другие.
Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен еще Л.С. Выготским. В его работах выяснялась роль общественно-исторических условий происхождения произвольного внимания у человека. В систематических исследованиях Н.Ф. Добрынина внимание
ГЛАВА 1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая характеристика внимания в младшем школьном возрасте
В настоящее время понятие «внимания» имеет неоднозначные определения, что связано с различным содержанием, которое исследователи вкладывают в данное понятие. Наиболее распространенным является определение понятия «внимание» профессора Н.Ф. Добрынина, разрабатываемо им на протяжении многолетних исследований и экспериментальных работ. По его мнению «внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте» [10, с. 79]. Это определение прочно вошло в практику исследовательской деятельности, посвященной вопросам внимания.
Активное исследование внимания началось в период становления психологии как науки. При проведении физиологических экспериментов ученые придавали большое значение феномену как внимание. Эксперименты и опыты Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера вызвали широкий интерес к исследованию внимания, как психологического феномена. Так последователь Г. Гельмгольца физиолог В. Вундт является создателем научной системы внимания и основателем психологии внимания. Исследователь понимает внимание как внутреннюю активность, которая существует вместе с внутренними представлениями. Благодаря В. Вундту исследование внимание вплоть до 20-х. гг. XX в. занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
В конце XIX в. появляется книга Т. Рибо «Психология внимания», в которой он говорит о том, что «внимание представляет собой определенное формальное положение ума, которое сопровождается определяющим физическим состоянием, дающим вниманию плоть, если отнять данное физическое состояние, то внимание станет чисто отвлеченным понятием, суть призраком» [20, с. 75].
В среде отечественных психологов наиболее распространенной является трактовка П.Я. Гальперина. Он предлагает следующие основные положения своей теории:
- внимание представляет собой психический процесс, направленный на исследовательскую деятельность, в процессе которой познается содержание образа, мысли, явления или представления, имеющегося в данный момент в психике человека;
- функция внимания состоит в том, чтобы контролировать содержание данного процесса. Каждое действие человека имеет ориентировочную
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования особенностей внимания младших школьников
Внимание, как психологическое свойство человека, в том числе и ребенка, может быть подвергнуто диагностике при помощи различных систем тестирования. Представим некоторые из них. Для проведения эмпирического исследования были задействованы учащиеся третьих классов ГУО «Средняя школа №11» г. Могилева в количестве 10 человек. Возраст учащихся – от 7 до 9 лет.
Методики исследования:
1) «Корректурная проба Б. Бурдона» (приложение А);
2) Тест Кюсси (приложение Б)
3) Тест «Перепутанные линии» М.Н. Ильиной (приложение В).
1) Для изучения концентрации, устойчивости и переключаемости внимания была применена «Корректурная проба Б. Бурдона». Впервые она была предложена Б. Бурдоном в 1895 г., и используется для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации. Исследование проводилось при помощи специальных бланков, на которых приведен ряд цифр, расположенных в случайном порядке. Ученик просматривал ряд и вычеркивал определенные указанные в инструкции цифры. При этом через каждые 60 секунд исследователь делал отметки в том месте таблицы, где в это время находился карандаш ученика, а также регистрировал время, затраченное на выполнение всего задания.
2) Под избирательностью внимания понимают способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. В данной работе для диагностики избирательности внимания был применен тест Кюсси. В зависимости от уровня успешности выполнения задания, в ходе исследования было выявлено количество учащихся с различными характеристиками избирательности внимания.
3) Для диагностики внимания младших школьников был использован также тест «Перепутанные линии» М.Н. Ильиной. Он является упрощением стимульного материала методики К.К. Платонова. В данной модификации всего 10 линий, время проведения исследования сокращено до 5 минут. Данная методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.
Исследование проводилось в индивидуальном порядке. В ходе данного эксперимента необходимо было внимательно наблюдать за ребенком, обращая внимание на точность его действий, скорость и длительность выполнения задания, комментарии, которые он делает в процессе прохождения теста. При анализе результатов учитывались время количество пройденных линий за предложенное время (5 минут), безошибочность выполнения, также
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был исследован вопрос особенностей произвольного внимания младших школьников. В процессе работы удалось решить поставленные задачи: изучить особенности произвольного внимания младших школьников, рассмотреть факторы развития произвольного внимания младших школьников, обнаружить прямую зависимость уровня развития произвольного внимания и учебной успеваемости.
Произвольное внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью. В задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы.
Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как школьнику необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной деятельности.
Основной особенностью произвольного внимания детей младшего школьного возраста является несовершенство различных его свойств. По причине определенных психологических особенностей, а так же в силу возраста младшие школьники не обладают достаточной концентрацией и устойчивостью внимания. Им свойственно непреднамеренное переключение внимания и отвлечение на другие объекты, сосредоточение на одном виде деятельности. Так же для внимания в этом возрасте характерна непроизвольность.
В ходе исследования были применены методы, которые позволили исследовать различные характеристики произвольного внимания младших школьников условно поделенных на две группы: школьники с высокой успеваемостью и школьники с низкой успеваемостью. Были исследованы следующие свойства внимания отдельно по каждой из групп:
- концентрация;
- устойчивость;
- переключаемость;
- избирательность;
- распределение.
В ходе работы были применены следующие методики:
- Корректурная проба Б. Бурдона;
1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. . канд. психол. наук. – М., 1986. – 156с.
2. Акимова, М.Н. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы: Дис. канд. психол. наук. – Куйбышев, 1981. –150с.
3. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. – М., 1964. – 112с.
4. Вахрушев, С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. канд. психол. наук. – М., 1995. – 164с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выгодский. – М., 1956. – 342 с.
6. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М., 1974. – 99с.
7. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания: П.Я. Гальперин / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию / П.Я. Гальперин. – М., 1976. – 221с.
8. Гоноболин, Ф.Н. Внимание младших школьников / Ф.Н. Гоноболин // Психология младшего школьника / Ф.Н. Гоноболин. – М., 1960. – С. 46-54.
9. Диева, Н.П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте // Экспериментальное исследование внимания / Н.П. Диева. – М., 1970. – С12-19.
10. Добрынин, Н.Ф. Интеллект и внимание / Н.Ф. Добрынин // Психол. исслед. интеллектуальной деятельности / Н.Ф. Добрынин. – М., 1979. – С. 76-82.
11. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М Марютина, Т.А. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 80с.
12. Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1970. – 20с.
13. Лаптиева, Р.П. Психологические особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. канд. психол. наук. – М., 1985. – 142 с.
14. Леонтьев, А.Н. Ощущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста / А.Н. Леонтьев // Очерки психологии детей / А.Н. Леонтьев. – М.,1950. – С. 46-57.
15. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М., 1975. – 123с.
16. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. –М., 1971. – 342с.
17. Марютина, Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов / Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова, Н.В. Гавриш // Вопр. психологии. 1988. – №3. – С.34-39.
18. Милерян, Е.А. Внимание и его воспитание у детей / Е.А. Милерян. – М., 1955. – 153с.
19. Петухова, Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1951. – 24с.
20. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – СПб., 1892. – 112с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз., 1946. – 704с.
22. Солодухова, О.Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся: Дис. .канд. психол. наук. – М.,1976. – 172с.
23. Столица, З.К. Воспитание внимания / З.К. Столица. – М.: Изд-во М.О. Вольф, 1915. – 74 с.
24. Страхов, И.В. О психологической структуре внимания / И.В. Страхов // Вопр. психологии внимания / И.В. Страхов. – Саратов, 1976. – Вып. 8. – С. 84- 116.
25. Страхов, И.В. Классификация видов внимания / И.В. Страхов // Вопр. психологии внимания / И.В. Страхов. – Саратов, 1975. – Вып. 7. – С. 78-112.
26. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе // Д.Н. Узнадзе. – М., 2004. – 413 с.
27. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х томах / К.Д Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. Человек как предмет воспитания. – 432 с.
28. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. – Воронеж, 1997. – 286с.