ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Понятие «коммуникация»
1.2 Публичная коммуникация
1.3 Массовая коммуникация
1.4 Основные отличия публичной коммуникации от массовой
1.5 Стратегии и тактики публичной коммуникации
1.6 Принципы этичности / не этичности
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТА
2.1 Этикетные формулы
2.2 Нарушение этики
2.3 Завуалированные осуждения
2.4 Мягкая оценка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Практический материал на русском и английском языках
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Стратегии и тактики убеждения
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты анализа отрывков публичных выступлений
ВВЕДЕНИЕ
Процесс коммуникации как формы взаимодействия является одной из главных основ жизни человека и общества. Ещё на ранней стадии зарождения общества человек стремился к взаимодействию с другими людьми. Для этого применялись различные средства связи и коммуникации. В соответствии с потребностями общества развились и различные формы коммуникации. Так, массовая и публичная коммуникации стали неотъемлемой частью в современном мире. Для успешности коммуникации очень важно соблюдать речевой этикет и принципы этичности. Этика коммуникации означает «систему универсальных и особых, нравственных требований и норм поведения». Данная система тесно связана с традициями и культурой каждого народа, следовательно, каждый язык обладает набором своеобразных этических формул. Знание этих формул является показателем высокой степени владения языком. Именно этим фактором объясняется актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования являются принципы этичности/не этичности в публичной коммуникации. Предметом нашего исследования являются нарушения принципов этичности в публичной коммуникации.
Цель нашего исследования заключается в изучении вербальных средств соблюдения и нарушения этического аспекта в публичной коммуникации.
В качестве практического материала мы использовали 100 примеров – отрывков, взятых из публичных выступлений различных политиков и известных личностей на русском и английском языках.
В ходе работы мы поставили для себя сопутствующие задачи:
1) дать определение основным понятиям «коммуникация», «публичная коммуникация», «массовая коммуникация»;
2) определить основные отличия публичной и массовой коммуникаций;
3) изучить принципы этичности/не этичности в публичной коммуникации;
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.
1.1 Понятие «коммуникация»
Слово «коммуникация» произошло от латинского «communicatio», что означает сообщение, передача, и от «communicare», что означает делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Коммуникация - это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий обмен информации [12].
На ранней стадии зарождения общества человек стремился к взаимодействию с другими людьми. Для этого применялись различные средства связи и коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации обусловило создание разнообразных транспортных средств и приборов.
Процесс коммуникации как формы взаимодействия является одной из главных основ жизни человека и общества. Для исследователей был интересен не только сам процесс коммуникации, но и его результаты.
Понятие «коммуникация» многоаспектное, в котором можно условно выделить следующие основные значения:
- универсальное (коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира);
- техническое (представление о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим и т.д.);
- биологическое (используется в этологии при исследовании способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.);
- социальное (характеризует многообразие связей и отношений в человеческом обществе).
Изучение коммуникации как самостоятельной области общественных наук относят к концу XIX века в связи с развитием технических средств. В 1940-х гг. в США была открыта первая кафедра коммуникации.
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТА
2.1 Этикетные формулы
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения, например с доброжелательности к адресатам, демонстрации заинтересованности, внимания и т.д. Этические нормы воплощаются в так называемых этикетных речевых формулах, выражающихся различными разноуровневыми средствами. Главный этический принцип публичного выступления – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием на протяжении всего выступления [14].
Проанализировав практический материал, мы выбрали следующие этикетные формулы, характерные для русских и англоязычных публичных выступлений. Так, например, практически все публичные речи начинаются с обращения к адресатам:
«Уважаемые товарищи! Поздравляю вас с Днём Военно-Морского Флота! [25]»
«Уважаемые друзья! Прежде всего хочу поблагодарить всех, кто собрался в этом зале и готов к совместной работе» [25].
«G’day, Your Excellency, Ladies and Gentlemen. It is great to be back in Australia» [27].
«Madam President, Mr. Secretary-General, world leaders, ambassadors, and distinguished delegates» [29].
Также для начала публичных выступлений характерно выражение благодарности и уважения к адресатам:
«Для меня большая честь быть с вами сегодня на вручении дипломов одного из самых лучших университетов мира» [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение вербализации аспектов этичности в публичной коммуникации позволило установить следующее. Публичная коммуникация развивалась как форма коммуникации на протяжении веков. Основное её отличие от массовой заключается в том, что публичная коммуникация предполагает наличие специально организованной аудитории, особенности которой известны оратору. Публичная коммуникация обладает своеобразными тактиками и стратегиями – убеждения (см. Таблица-1). Одним из важнейших аспектов публичной коммуникации является соблюдение этических норм и культуры речи. Следует учитывать принципы этичности: принципа самоуважения и проявления уважения к аудитории, принципа честности, толерантности и бесконфликтности. Нарушения данных принципов и норм сигнализирует неудачное публичное выступление.
Практическая часть заключалась в анализе отобранных нами русских и англоязычных отрывков публичных выступлений. На основе проделанной работы мы сделали следующие выводы:
1) самым распространённым началом русских публичных выступлений является обращение, начинающийся с прилагательного «уважаемый/-ая/-ые» - 51% (см. Диаграмма-1);
2) для завершения своих публичных выступлений англоязычные ораторы используют «thank you» - 80% (см. Диаграмма-2);
3) нарушение этичности встречается чаще в русскоязычных публичных выступлениях - 58%, нежели в англоязычных – 42% (см. Диаграмма-3);
4) основные нарушения норм этичности в обоих языках заключаются в использовании разговорной и жаргонной лексики, выказывании резких суждений, игнорировании использования эвфемизмов.
1. Азылбекова, Г.О. Речевая стратегия убеждения: утилитарный аспект / Г.О. Азылбекова // Вестник ВГУ. Лингв. и межд. коммуник. – 2011. - №1. –С.4
2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 295 с.
3. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. - СПб.: Питер, 1997. – 288 с.
4. Ван Дейк, Т.А. – Язык, познание коммуникация / Т.А. ван Дейк. - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 308 с.
5. Василик, М.А. – Основы теории коммуникации: Учебник / М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
6. Всё о речи [Электронный ресурс] // Всё о речи. – Режим доступа: https://vseorechi.ru/.
7. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – 20е изд. – М.: Высш. шк., 1988. – 320 с.
8. Городецкий, Б.Ю. От лингвистического языка – к лингвистике общения / Б.Ю. Городецкий // Язык и социальное познание. – М.: Изд. АН СССР, 1990. – С.39-56
9. Иссерс, О.С. – Речевое воздействие: учеб. пособие / О.С. Иссерс. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 224 с.
10. Крамкова О.В. – Этика и эффективное общение: учеб. пособие / О.В. Крамкова. – Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2013. – 44 с.
11. Кириллова, Н.Н. - Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий / Н.Н. Кириллова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – С.26-33
12. Коммуникация [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.
13. Копнина, Г.А. Речевое манипулирование: уч. пособие / Г.А. Копнина. - М.: Флинта, 2008. – 176 с.
14. Лазуткина, Е.М. Этика речевого общения / Е.М. Лазуткина; под. ред. Е.Н. Ширяева. – М.: Наука, 1996. – 441 с.
15. Малышева, О. П. – Коммуникативные стратегии и тактики в публичных выступлениях/ О.П. Малышева // Извест. Рос. Гос. пед. унив. им. А. И. Герцена. – 2009. - С.4
16. Николаева, Ж. В. - Основы теории коммуникации: учеб. – метод. пособие / Ж.В.Николаева. - Улан-Удэ, 2004. – 137 с.
17. Понятие и специфика публичной коммуникации [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа: https://studbooks.net/1605841/psihologiya/ponyatie_spetsifika_publichnoy_kommunikatsii.
18. Сухорукова Н. Г. – Основы теории коммуникации: учеб. – метод. комплекс / Н. Г. Сухорукова. – Новосибирск, 2006. – 212 с.
19. Толковый словарь Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=43949.
20. Формановская, Н.И. - Культура общения и речевого поведения / Н.И. Формановская. - М.: ИКАР, 2010. – 240 с.
21. Харрис, Р. – Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – 4 изд. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 448 с.
22. Ширяев, Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина / Е.Н. Ширяев. – М., 1996. – С.21-22
23. Lasswell, H.D. – The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas H.D. Lasswell. - N.Y.: Harper and Brothers, 1948. – 12 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛОВ
24. Лекции профессора Жириновского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/.
25. Речь известных людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://речь.рф/.
26. Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэндфордского университета [Электронный ресурс] // Стив Джобс. Памяти великого человека. – Режим м доступа: http://steven-jobs.ru.
27. Texts of speeches [Электронный ресурс] // Media Centre. – Режим доступа: https://www.royal.uk/speeches.
28. The speech of Barack Obama [Электронный ресурс] // American Rhetoric. – Режим доступа: https://www.americanrhetoric.com./.
29. Trump's speech to the UN General Assambley [Электронный ресурс] // Vox. – Режим доступа: https://www.vox.com/.