ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Буллинг как форма девиантного поведения
1.2. Аспекты буллинга в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2 РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1. Факторы развития буллинга в детском коллективе
2.2. Работа школы по профилактике буллинга среди младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Условия современного общества способствуют формированию и развитию насилия и жестокости в отношениях между людьми. На данный момент в подростковой среде произошли процессы переосмысления культурных ценностей, нарушилась передача общественного опыта. Вследствие этого случился кризис в молодежной среде, что естественно сказывается на их девиантном поведении. Одной из форм такого поведения является буллинг (травля) – продолжительное, повторяющееся насилие одного человека (или группы лиц) в отношении другого. Такое явление, как школьный буллинг, является одной из самых ярких и серьезных социально – педагогических проблем в современном мире. Долгое время о данной проблемы предпочитали умалчивать, только в последние двадцать лет термин «буллинг» стал массовым явлением. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века, но серьезные исследования начались чуть более 30 лет назад.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но обучающиеся, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до суицидов, в этом случае форма не имеет значения физический буллинг или психологический. От решения вопросов сдерживания и предупреждения отклоняющегося от нормы поведения на современном этапе во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями, нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Многие формы девиантного поведения оказывают большое разрушающее влияние на деятельность общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности общества, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
В Республике Беларусь не ведется статистика по буллингу в школьной среде, однако можно предположить, что данные по Российской Федерации будут близки и к белорусским реалиям. Российские исследователи приводят такие данные: Россия находится в первой десятке развитых стран по распространенности буллинга среди школьников 11–13 лет. Так, в соответствии с исследованием, проведенным в 2010 году Европейским региональным бюро ВОЗ, в котором приняли участие 207 334 подростков из 39 стран (из них 5174 подростка из России) выяснилось, что в возрасте 11 лет 43% российских школьников подвергались буллингу, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%, что ставит Россию соответственно на 5, 6 и 8 – е места по количеству жертв буллинга [4, с. 159].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Буллинг как форма девиантного поведения
Современное общество все чаще сталкивается с девиантным поведением подростков.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [3, с. 221].
Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстной (связанной со стремлением получить материальную выгоду – кражи, мошенничества и т. д.) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в действиях, направленных против личности) и отклонения социально – пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественной жизни – уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, крайняя форма – самоубийство).
Отклоняющееся поведение агрессивной ориентации обнаруживается в действиях, направленных против личности (оскорбления, унижения, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления, такие как грабежи, изнасилования и убийства). Исследователи выделяют также речевые проявления агрессии (сквернословие, хамство и т. д.) [12, с. 77–78].
Можно отметить, что девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно – нормативных представлений, т. е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
И.Д. Павленок девиантное поведение подразделяет на две группы:
1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека скрытой психопатии (астеники, шизоиды, эпилиптоиды и др.), либо акцентуации характера (психическое отклонение в пределах нормы);
2) поведение, отклоняющееся от морально – нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр.) [14, с. 34].
ГЛАВА 2 РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1. Факторы развития буллинга в детском коллективе
Исследователи выделяют целый ряд факторов, которые способствуют развитию буллинга в детских коллективах. Во многом это обусловлено воспитанием в семье и микроклиматом того образовательного учреждения, в котором находятся обучающиеся. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом принимать участие в буллинге, провоцировать или способствовать ему, унижая обучающегося, не успевающего в учебе или уязвимого в других отношениях, используя негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения обучающегося, устрашающие и угрожающие жесты или выражения, демонстрируя привилегированное отношение к заискивающим обучающимся, оскорбляя обучающихся унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
К факторам возникновения буллинга можно отнести также следующие:
– наличие в классе признанного «лидера»;
– появление острого конфликта между двумя обучающимися под влиянием внешних поводов, которые выступают в качестве провоцирующих факторов для агрессора (буллера);
– нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению обучающихся;
– отсутствие контроля со стороны преподавателей за тем, как ведут себя обучающиеся на переменах [12, с. 5].
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико – психологического обследования.
Сбор информации проводится по следующим направлениям:
1. от самого пострадавшего;
2. от возможных участников издевательств над жертвой;
3. от свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
– факты, подтверждающие наличие буллинга среди сверстников (обратить внимание на признаки травли среди сверстников, описанные выше);
– его длительность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно – нормативных представлений, т. е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
Буллинг является достаточно новым понятием в жизни современного человека. Этот термин уже стал международным, в него включены различные социальные, психологические, юридические и педагогические проблемы. Анализ современных психологических исследований показал актуальность изучения буллинга как социально – психологического феномена, его социальных (в частности, характеристики воспитательной и образовательной среды) и психологических (личностных) источников; психологических условий, способствующих его появлению и сохранению, а также его прекращению; особенностей различных характеристик буллинга в среде младших школьников и подростков, разработка и апробация комплексных психолого – педагогических мер по профилактике буллинга в школе.
Исследователи выделяют целый ряд факторов, которые способствуют развитию буллинга в детских коллективах. Во многом это обусловлено воспитанием в семье и микроклиматом того образовательного учреждения, в котором находятся обучающиеся. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом принимать участие в буллинге, провоцировать или способствовать ему, унижая обучающегося, не успевающего в учебе или уязвимого в других отношениях, используя негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения обучающегося, устрашающие и угрожающие жесты или выражения, демонстрируя привилегированное отношение к заискивающим обучающимся, оскорбляя обучающихся унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Школьный буллинг может быть разделен на две основные формы: физический и психологический. В буллинге могут принимать участие не только обучающиеся, но и педагоги.
2. Дети младшего школьного возраста в основном чаще взаимодействуют со своими сверстниками в классе или вне образовательного учреждения с теми детьми, которые также являются учениками данного класса. Поэтому важным является изучение проявления тенденций буллинга
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс – АпрелЬ Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 164 с.
2. Бутенко, В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / В. Н. Бутенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - № 4. – С. 138-143
3. Быковская, Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е.Ф. Быковская // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 221-229.
4. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – Санкт-Петербург , 2009. – № 105. – С. 159-165.
5. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-пед. работа.– 1997.– № 4.– С. 85–92.
6. Журлова, И. В. Работа социального педагога с агрессивными подростками / И. В. Журлова // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2008. - № 7. - С. 3- 8.
7. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
8. Калинина Р., Грибанова Д., Максименкова Л. Половозрастные особенности представлений о буллинге среди школьников // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I, May 27-28th, 2016. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. – Р. 377-387.
9. Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Ж. О. Каневская, Л. С. Кириллова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2015. - № 42. – С. 7-11
10. Ким, А.Л. Агрессия у подростков / А. Л. Ким, М. С. Иванова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. - № 12. – С. 1476
11. Князюк, О. В. Основные принципы построения коррекционной работы с агрессивными подростками / О. В. Князюк // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы : Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 18 сент. 2008г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол. Ф. В. Кадол (науч. ред.) [и др.]. - Гомель, 2008. - С. 169-172.
12. Ковалёв, В.В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии / В.В. Ковалев. – М. : Наука, 2009. – 462 с.
13. Кон, И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И. С. Кон // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. - Дата доступа: 20.11.2018.
14. Курбатова, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Р-Дн : Феникс, 2003. – 280 с.
15. Лапина, С.В. Социальная работа с молодежью / С.В. Лапина.- Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 260 с.
16. Ларченко, Н. А. Буллинг - причины, формы, профилактика. Методический материал / Н. А. Ларченко. – Волгоград, 2015. – 23 с.
17. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лэйн / [Электронный ресур]. – Режим доступа : http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. - Дата доступа : 20.11.2018.
18. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург, 2001. – 190 с.
19. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
20. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Изд-во Эксмо. - 2005. - 960 с.
21. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. - С. 51-54.
22. Мерцалова, С. Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
23. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
24. Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 151-154
25. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6 (108). – 195-199.
26. Поликаркина, М. С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте / М. С. Поликаркина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. - № 2. – С. 296-300
27. Результаты исполнения требований Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».- Минск, 2014. – 48 с.
28. Соловьев, Д. Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков / Д. Н. Соловьев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. - № 9. – С. 136-146
29. Ушакова, Е. Н. Буллинг - новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // Директор школы. - 2009. - № 6. - С. 84-87.
30. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. – М. : Изд-во института психотерапии, 2002. – 339 с.