ВВЕДЕНИЕ
Оценка государственных служащих является одной из важнейших функций управления людскими ресурсами. Это комплекс форм и методов, направленных на изучение профессиональных, деловых и личных характеристик сотрудников. Оценка позволяет выявить соответствие уровня компетентности и личных качеств государственного служащего принадлежащей ему государственной должности, а также определить эффективность его деятельности и вклад в достижение целей государственного органа.
Так, нынешний государственный служащий обладает такими качествами, как:
• высокий профессионализм;
• умение оперативно, а, главное, грамотно решать поставленные задачи;
• коммуникабельность;
• внимательность.
Государственная служба – неотъемлемая часть государства, так как, учитывая ее существование достигается две цели:
осуществление государственного управления;
обеспечение конституционного права каждого гражданина принимать участие в этом управлении.
При рассмотрении статуса государственного служащего, их видов, законодательства, регулирующего их деятельность, их прав и обязанностей, а также гарантий, предоставленных им в рамках их деятельности, мы определим важность данной профессии в общем.
В данной работе приведены такое понятие, как «государственный служащий», его основные признаки, дана характеристика его правового статуса, представлена классификация госслужащих.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Государственный служащий в Республике Беларусь – субъект административного права, а также субъект государственно-служебных отношений.
Большой период времени такие понятия, определяющие служащего и государственного служащего, не имели никакого правового статуса на территории нынешней Республики Беларусь.
Так называли всех, кто не подпадал в категории рабочего или крестьянина. Служащими являлись не только работники государственных органов, но также и таких негосударственных организаций, как партии, общественные объединения.
Однако, вопрос о том, являлись ли данные структуры в советский период негосударственными является риторическим.
Начиная с 50-х годов, ученые-юристы не раз предпринимали попытки определить, что же такое государственный служащий.
Так, появилось два смысла:
• в узком смысле, как синоним служащего в государственном аппарате;
• в широком смысле, как служащие, работающие на государственном предприятии, учреждении.
По итогу, назрел вывод о том, что следует различать первый и второй смысл.
Законодательство, действующее ранее в Республике Беларусь, пользовалось в отношении нынешних государственных служащих таким термином, как «служащий государственного аппарата».
Так, можно заметить, что как в вышеназванном термине, так и в современном имеется общее слово – «служащий».
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Государственная служба, в большей степени, регулируется в Республике Беларусь:
• Трудовым кодеком Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З;
• Конституцией от 15 марта 1994 г.;
• Постановлением Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»;
• Указом Президента «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу»;
• Законом «О борьбе с коррупцией»;
• Законом «О государственной службе в Республике Беларусь»;
• Указом Президента «О некоторых вопросах прохождения государственной службы».
Также имеется акт международного характера Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О модельном законе «Об основах государственной службы».
Совокупность актов, касающихся вопросов государственной службы, отличается громоздкостью.
Огромное количество вносимых изменений все же комплексно не регулирует возникающие в данной сфере отношения, а такой оно полностью не отвечает происходящих изменениям, в то время, как предъявляются особые требования именно к службе государству.
Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
В отношении действующего Закона о государственной службе следует отметить, что у него нет роли системного акта, так как каждый из законов по отдельному виду государственного служащего отменяет его положения или же использует в части, не противоречащей специальному закону.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В государственных органах и других государственных организациях оценка проводится на разных этапах деятельности государственного служащего. Этот процесс начинается с вступления в гражданскую службу и продолжается во время прохождения государственной службы, затрагивая карьерный рост, определяя размер заработной платы и другие решения.
Наиболее распространенными методами в Республике Беларусь являются:
- метод опроса (получение устной информации от сотрудника, на основании которого делается заключение о профессиональном уровне работника, его пригодность для должности). В формате интервью может быть проведен конкурс на проведение государственной службы, аттестацию государственных служащих, квалификационный экзамен для лиц, поступающих на государственную службу в первый раз;
- метод отчета о проделанной работе (получение письменной информации от сотрудника, анализ которого позволяет определить фактические результаты работы и степень достижения индивидуальных целей работника);
- метод характеризации (заключается в подготовке менеджером сотрудника письменной характеристики, описывающей сильные и слабые стороны работника, показатели его работы, его потенциал, рекомендации по улучшению его работы);
- метод тестирования (оценка основана на очках, полученных сотрудником по результатам решения ранее подготовленных задач / тестов);
- метод опроса (оценка проводится путем анализа ответов сотрудника на вопросы, разработанные специалистами вопросника).
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Для того, чтобы обеспечить правовую, а также социальную защищенность государственных служащих,
повышать их мотивацию эффективно и добросовестно исполнять обязанности, укреплять стабильность их состава, а также
компенсации ограничений, устанавливаемых им ввиду несения государственной службы,
устанавливаются государственные гарантии государственной службы.
Так, к основным гарантиям следует отнести:
• условия оплаты труда, являющиеся равными.
Также ее показатели должны быть сопоставимы с деятельностью при, например, замещении соответствующих должностей гражданской службы;
• своевременное, а также полное денежное содержание, выдаваемое государственному служащему;
• создание таких условий прохождения службы, когда будет обеспечено исполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом, например, должностной инструкцией и иными актами, регулирующими деятельность государственного служащего;
• отдых, который обеспечивается:
нормальной продолжительностью служебного времени;
предоставлением достаточного количества выходных, в том числе в нерабочие и праздничные дни;
ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками;
• пенсионное обеспечение;
• соблюдение условий, а также порядка переводов на другую должность, в другую местность, высвобождений в связи с ликвидацией органа, сокращениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что понятие «государственный служащий», конечно, следует и далее корректировать на законодательном уровне.
Так, данное понятие рассматривается учеными-правоведами в широком и в узком смыслах.
При определении дефиниции «государственный служащий», ученые-юристы пользуются различными сущностными подходами, что, в том числе, и отражено в данной работе.
Проведенной работой была достигнута ее цель: сформировано представление о государственном служащем.
Цель достигнута посредством выполнения промежуточных задач:
• определены понятие и виды государственных служащих;
• рассмотрено законодательство, регулирующее их деятельности;
• выделены права и обязанности государственного служащего;
• изучены гарантии, предоставляемые государственным служащим.
Понятие государственного служащего в законодательстве Республики Беларусь определяется через основные его признаки, такие как наличие у него:
• гражданства нашего государства;
• государственной должности;
• полномочий;
• служебных обязанностей;
• денежного вознаграждения.
Существуют различные подходы как в определении компетенции государственного служащего, так и в плане классификации данной категории.
Возможность классификаций государственных служащих по различным критериям позволяет наиболее точно определить место конкретного государственного служащего в системе государственной службы, на основании таких признаков, как:
• вид государственной деятельности;
• характер полномочий и осуществляемых им функций;
• масштаб деятельности органов, где государственный служащий несет службу.
1. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ.
2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право 1996. – №12. С. 10-18.
3. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
4. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
7. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
10. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
11. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
12. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
13. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
14. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
24. Путеводитель по кадровым вопросам "Госслужащие" (Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр") (по состоянию на 02.10.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
25. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Привалов Ю.А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
26. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / Штейнер А.И. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
27. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.