ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
1.1 Основные подходы к понятию «смысложизненные ориентации»
1.2 Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Тренинговая программа по повышению самооценки в юношеском возрасте
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного развития в человеке. На передний план выдвигаются разные внутриличностные образования, среди которых самооценка личности, смысложизненные ориентации, ощущение субъективного одиночества.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, осязания личностных ресурсов, реализации скрытых возможностей. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, его эмоциональное состояние и субъективные переживания.
Особенно остро проблемы адекватной самооценки личности, становления смысложизненных ориентаций, появлении ощущение субъективного одиночества встают в юношеском возрасте. Интенсивное развитие в этот период рефлексии, как самопознания в форме понимания собственных ощущений и переживаний, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни, а также их видно изменение и совершенствование. Возрастающая потребность юношей и девушек в близком общении с другими людьми может привести в появлению чувства одиночества.
Проблемой изучения смысложизненных ориентаций занимались такие известные ученые как Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, В.Э. Чудновский, М.С. Яницкий, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг и др.
Одиночество как психологический феномен признается большинством ученых как присущий в большей степени юношескому возрасту, так как в юности есть стремление к уединению (Г.М. Тихонов, И.С. Кон). Одиночество в юности весьма распространенное и интенсивно протекающее явление.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема выявления связи между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки, остается недостаточно освещенной. В современной психологии проблема одиночества и осмысленности жизни в юношеском возрасте рассматривается в связи с вхождением в студенческую группу (Г.Р. Шигивалиева), с проблемой профессионального развития (О.Г. Холодкова, И.А. Половеева). Самооценке как фактору возникновения одиночества и кризиса смысложизненных ориентаций уделено недостаточно внимания.
Объект исследования: смысложизненные ориентации и одиночество в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
1.1 Основные подходы к понятию «смысложизненные ориентации»
Смысложизненные ориентации личности в психологии рассматриваются как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. Понятие «смысложизненные ориентации» применяется в тесной связи с такими терминами как «ценностные ориентации», «смысл жизни», «жизненные цели».
В концепции А.Н. Леонтьева смысложизненные ориентации раскрываются через понятие «смысл». Согласно автору, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В близком по своей сути подходе Д.А. Леонтьева смысл является принципом регуляции поведения индивида его жизненным миром как единым целым [8, с. 152].
Исследователем В.Э. Чудновским смысложизненные ориентации определяются как целостная система сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность возлагать на себя ответственность, влияя на ее итог [1, с. 109].
Смысложизненные ориентации человека анализируются в современной психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. В концепции А.В. Серого в своей концепции системы личностных смыслов выделяет следующие структурные уровни их организации: биологический, индивидный, личностный, смысложизненный уровень. На личностном уровне смыслы представлены в форме ценностных ориентаций, осуществляют функцию интегрировании личности в новые условия социальной жизни. На уровне смысложизненных отношений личностные смыслы осуществляют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и являются по сути смысложизненными ориентациями личности [15, с. 132].
Смысложизненные ценности представляют собой субъективно выбранные ценности, реализация которых выступает одновременно фактором и одновременно функцией смысла жизни личности. Смысл жизни предполагает отражение жизненной концепции индивида, осознанный и целостный принцип его жизни, его важнейшую жизненную цель. По мнению С.М. Жучковой, смысл жизни обусловливает смысложизненные ориентации и ценности индивида. Однако, данные ценности, как и ценности, преобразуемые под влиянием социальных факторов, оказывают первостепенное влияние на выбор личностью смысла своей жизни [4, с. 158].
Смысложизненные ориентации по своей сути являются регуляторами (механизмами) направленной деятельности человека как личности. Они
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки следующие выводы:
1. Смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности. В современной зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценкис помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 4 курса. Выборку исследования составили 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых – 19-20 лет.
Методики исследования:
1. Тест на самооценку личности Будасси [18].
Назначение методики: изучение уровня и адекватности самооценки личности. Под самооценкой понимается соотношение Я-реального и
Я-идеального. Представления индивида о самом себе представляются ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.
С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». С помощью методики можно выявить уровень и характер самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная, низкая адекватная, низкая неадекватная.
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого. В результате определяется связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки позволило выявить следующее:
1. И юноши, и девушки обладают преимущественно низкой неадекватной самооценкой. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки обладают преимущественно высоким уровнем субъективного ощущения одиночества; юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки обладают преимущественно низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Выраженность смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки различна. У юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, в отличие от юношей и девушек с низким уровнем самооценки, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у юношей и девушек с нормальным уровнем, чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки.
2. Выявлена связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки, обладающие ярко выраженным специфическим чувством полной погруженности в самого себя, повышенным стремлением к одиночеству, повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией и скукой, характеризуется отсутствием целей в жизни в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности. В современной зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность. Под одиночеством понимается переживание по поводу деформации связей личности с разными аспектами действительности, связанное с эмоциональной изоляцией. Переживание одиночества в юношеском возрасте имеет свои особенности. В связи с активным развитием смысловой сферы личности, в том числе смысложизненных ориентаций как устойчивого свойства личности, юношеский возраст является наиболее сензитивным для возникновения субъективного ощущения одиночества. К возникновению одиночества в этом возрасте приводят и типичные для этого возраста кризисы выбора жизненного пути и самооценки. Юноши и девушки могут переживать позитивное одиночество, связанное с сознательным его выбором с целью уединения для реализации потребностей в самопознании, самовыражении. Переживание негативного одиночества связано часто с объективными условиями - неблагоприятной обстановкой в семье, конфликтными отношениями с другими - и может привести к отчужденности и чувству собственной неполноценности.
Эмпирическим путем определены уровень самооценки, уровень ощущения субъективного благополучия и смысложизненные ориентации юношей и девушек. И юноши, и девушки обладают преимущественно низкой неадекватной самооценкой. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки обладают преимущественно высоким уровнем субъективного ощущения одиночества; юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки обладают преимущественно низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Выраженность смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки различна. У юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, в отличие от юношей и девушек с низким уровнем самооценки, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение
1. Абдулгалимова, С.А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С.А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев: Port-Royal, 1997. – 288 с.
3. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
4. Жучкова, С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
5. Иванова, В.П. Одиночество как психологический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / В.П. Иванова, Л.Н. Рохманова // Вестник КРСУ. – 2017. – Том 17, № 9. – С. 206–210.
6. Клеменьтьева, М.В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии / М.В. Клементьева // Известия ТГУ. – 2013. – № 2. – С. 276–283.
7. Корчагина, С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
8. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1992. – 18 с.
10. Любякин, А.А. Исследование одиночества у студентов / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
11. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е.В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
12. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета.. – 2012. – Вып. 2. – С. 112–120.
13. Полетаева, Н.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы / Н.В. Полетева. – Кемерово: КГУ, 2005. – 199 с.
14. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
15. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
16. Слободчиков, И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.С. Слободчиков // Психологическая наука и образование. –2007. – № 3. – С. 27–35.
17. Степкина, Т.В. Методологические основы изучения самопонимания в современной психологии / Т.В. Степкина // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. – 2007. – № 5. – С. 180–185.
18. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2003. – С.479–480.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
20. Холодкова, О.Г. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / О.Г. Холодкова, И.А. Половеева // Вестник Алтайского гос. пед. университета. – 2017. – № 4 (33). – С. 63–66.
21. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Смысл 2006. – 768 с.
22. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
23. Шагивалиева, Г.Р. Психология переживаний в юношеском возрасте / Г.Р. Шагивалиева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 145-150.
24. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / К.Г. Юнг. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
25. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.