Введение
1. Теоретические подходы к пониманию сущности спортивной мотивации
1.1 Психологическая характеристика футбола
1.2 Сущность и структура спортивной мотивации
1.3 Психофизиологические особенности футболистов юношеского возраста
2. Замысел и процедура исследования
2.1 Планирование и организация исследования
2.2 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас
Приложение Б Тест-опросник Р. Плутчика, Г. Келлермане, Х.Р. Конте (адаптаци Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубковой
Приложение В Выявление различий в уровне агрессии спортсменов различных возрастных групп с помощью U-критерия Манна-Уитни
Приложение Г Выявление взаимосвязи агрессии спортсменов с их личностными особенностями с помощью корреляционного анализа Спирмена
Введение
Спорт высших достижений требует на соревнованиях от спортсмена мобилизации не только физических сил, но и психологических. В настоящее время в связи с развитием технического оснащения, созданием и внедрением различного тренировочного оборудования физическая готовность спортсмена к соревнованиям улучшается. Однако для того, чтобы значительно повысить результативность, необходимо также акцентировать внимание на психологической подготовке, одним из ключевых моментов которой является мотивация, позволяющая достичь наиболее высоких результатов.
Если обратиться к истории спорта, то мотивация играла значительную роль на протяжении всего периода. Рядом авторов отмечается тот факт, что спорт изначально появился как тренировочная деятельность охотников и воинов. Доказательством данной теории служит сходство видов спорта с необходимыми для охоты качествами (например, бег, стрельба). Логично предположить, что мотивация представляла основные потребности человека: физиологические, в первую очередь обеспечение пищей, потребность в безопасности – защита своего поселения от войн путём развития своих физических навыков, оценка своих противников и союзников, потребность в признании, достижении, повышении своего социального статуса. Впоследствии произошла эволюция спорта, что обусловило изменение его характера, в результате чего изменилась и мотивация спортивной деятельности, на первый план вышли абсолютно иные мотивы [1; 2].
Н. Триплетт поставил первый эксперимент (конец XIX века), посвященный изучению психологических факторов в спорте [3]. С течением времени увеличилось количество научных работ, связанных с проблематикой спортивной деятельности. Кроме того, расширился спектр изучаемых психологических факторов в спорте, в том числе в поле внимания исследователей оказалась спортивная мотивация.
Так как спорт сам по себе преследует цель достижения наивысших результатов, то, наряду с физическими составляющими, мотивационные факторы могут оказаться как способствующими достижению максимального результата, так и препятствующими. В этой связи на психолога возлагается сложная задача – найти способ формирования оптимальной спортивной мотивации.
Мотивация – многостороннее явление, привлекающее внимание многочисленных авторов. Исследования мотивации представлены в работах как отечественных (Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, Р.А. Пилоян), так и зарубежных психологов (Б.Дж. Кретти, Р. Дж. Валлеранд). Но, несмотря на многочисленные работы, посвященные указанной проблеме, на данный момент в психологии все еще возникает масса вопросов и трудностей, связанных с мотивацией: от определения понятия «мотивация» до формирования мотивации в различных аспектах жизнедеятельности.
1 Теоретические подходы к пониманию сущности спортивной мотвации
1.1 Психологическая характеристика футбола
Футбол является многоплановой, сложной и скоростной деятельностью, осуществляемой футболистом на поле в течение 90 минут соревнования на значительной по размерам площадке (70 м * 100 м), требуюўей высокого уровня развития у спортсменов ряда физических и психологических качеств, связанных с содержанием и особенностями игры.
Большой объём и интенсивность мышечной работы, носящей главным образом динамический характер, связаны с высокой двигательной ак¬тивностью игроков. Деятельность футболиста в игре отличается неравномерностью нагрузок и аритмическим чередованием работы и отдыха. Общее количество перемещений игрока в матче составляет 8-10 км [7], при этом 1300-1500 м преодолевается футболистом с помощью возможно макси¬мально быстрого бега. Среднее количество времени, которое футболист класса «А» затрачивает на беговые упражнения, у игроков различного амплуа составляет от 20 мин. 45 сек. до 28 мин. 27 сек. [5; 7].
По разнообразию двигательных навыков футбол является одним из наиболее сложных видов спорта. Основными среди этих навыков являются удары по мячу обеими ногами внутренней и внешней стороной стопы, подъемом, носком и пяткой. Существует большое количество способов выполнения игровых операций с мячом туловищем и головой. Реализация тактических приемов в игре осуществляется из различных исходных положений: бега, ходьбы, прыжков, падений и т. д. Центральное место в игровой деятельности футболиста занимают операции с мячом: остановки, отбор, ведение, обводка, удары по воротам и вбрасывание мяча из-за боковой линии. Время контролирования мяча в одной игре у представителей различных игровых амплуа колеблется от 29 сек. до 165 сек. [7].
Психологическая специфика игровой деятельности футболиста определяется следующими особенностями содержания игры в футбол:
а) многообразием технических и тактических приемов;
б) значительной двигательной активностью игроков;
в) постоянным изменением направления и скорости полета мяча;
г) относительно коротким временем контролирования мяча одним спортсменом;
д) постоянной динамикой игровых ситуаций, возникающих на поле, и быстрой сменой игровых эпизодов [4; 7; 8].
Таким образом, футбол предъявляет к психической деятельности игроков исключительно разнообразные и сложные требования, которые определяются следующими причинами^
2 Замысел и процедура исследования
2.1 Планирование и организация исследования
Целью нашего исследования является выявление особенностей спортивной мотивации с разной напряженностью психологических защит.
Для изучения уровня выраженности отдельных спортивных мотивов нами был применён опросник «Мотивы занятия спортом» А.В. Шаболтас. Методика, как измерительный инструмент, основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Главное условие – каждое суждение сопоставляется со всеми другими; всего для 10 мотивов-категорий имеется 45 пар суждений для сопоставления. Таким образом, оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах). Каждый выбор оценивается от 1 до 3 баллов в зависимости от степени преобладания одного суждения над другим: «немного» – 1 балл, «достаточно» – 2 балла, «значительно» – 3 балла. За ответ «не знаю» баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов по каждому мотиву. Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов. Ознакомиться с опросником можно, обратившись к Приложению А.
Выбор данного диагностического инструмента обусловлен тем, что подход к изучению спортивной мотивации данного исследователя позволяет рассматривать данный конструкт как многомерный феномен, включающий в себя следующие мотивы:
– Мотив эмоционального удовольствия
– Мотив социального самоутверждения
– Мотив физического самоутверждения
– Социально-эмоциональный мотив
– Социально-моральный мотив
– Мотив достижения успеха в спорте
– Спортивно-познавательный мотив
– Рационально-волевой (рекреационный) мотив
– Мотив подготовки к профессиональной деятельности
– Гражданско-патриотический мотив
Под спортивной же мотивацией мы вслед за А.В. Шаболтасом и Р.А. Пилояном понимаем в рамках нашей работы особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата.
Для изучения напряжённости психологических защит нами использовался Тест-опросник Р. Плутчика, Г. Келлермане, Х.Р. Конте в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубковой (Приложение Б).
Заключение
Психологическая специфика игровой деятельности футболиста определяется следующими особенностями содержания игры в футбол: а) многообразием тактических и технических приёмов; б) значительной двигательной активностью игроков; в) постоянным изменением направления и скорости полета мяча; г) относительно коротким временем контролирования мяча одним спортсменом; д) постоянной динамикой игровых ситуаций, возникающих на поле, и быстрой сменой игровых эпизодов. Таким образом, футбол предъявляет к психической деятельности игроков достаточно разнообразные и сложные требования, реализация которой при отсутствии оптимального уровня мотивации личности футболиста становится затруднённой.
Мотивация спортсменов играет важную роль при достижении высоких соревновательных результатов. Возникающие в процессе спортивной деятельности мотивы инициируют, координируют и направляют поведение спортсмена, выступая необходимым условием его эффективности.
Спортивная мотивация представляет собой особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата. Приход в спорт, выбор его вида, самоотдача на тренировках и соревнованиях, достижение максимальных результатов могут быть обусловлены различными мотивами, которые, по мнению Е.П. Ильина и Е.Н. Гогунова, на протяжении спортивной карьеры претерпевают изменения. Таким образом, в структуре спортивной мотивации следует выделять мотивы, побуждающие человека заниматься спортом; мотивы тренировочной и соревновательной деятельности; мотивы достижения высоких результатов; мотивы прерывания спортивной карьеры или ухода из профессионального спорта.
В период юности нервная система юного футболиста подвергается значительным сдвигам. Кроме того, происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры головного мозга, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Всё более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда. У футболистов в юношеском возрасте занятия спортом периодически начинают вызывать напряжения нервной системы, приводящее к утомлению, но в большей мере способствует оптимизации нервных процессов.
Поскольку спортсмены находятся только в начале своего спортивного пути, они не успели настолько близко познакомиться со всеми тонкостями
1 Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
2 Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. – Омск :СибГУФК, 2007. – 270 с.
3 Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
4 Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышевва. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
5 Рыбчинский, В.П. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта в период подготовки и участия в соревнованиях: дис. … канд. псих.наук : 19.00.02 / В.П. Рыбчинский. – Р/н. Дону, 2000. – 147 л.
6 Пшибыльский, В. Физическая подготовленность квалифицированных футболистов различных игровых амплуа / В. Пшибыльский, З. Ястжемский //Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 3. – С. 52–55.
7 Солопов, И.Н. Физиология футбола : учеб. пособ. / И.Н. Солопов, Г.П. Герасименко. – Волгоград, Спираль, 1998. – 96 с.
8 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
9 Беленко, И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности» / И.С. Беленко // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 3. – С. 54–59.
10 Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. И.П. Волков. – СПб. : Питер, 2002. – 384 с.
11 Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
12 Райгородский, Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Райгородский. – М. : Барах-М, 2017. – 642 с.
13 Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – 4-е изд. – М. : Академический проект, 2003. – 704 с.
14 Ткачёв, И.А. Самоактуализация и мотивация спортивной деятельности футболистов / И.А. Ткачёв, Е.В. Жилина// Вестник магистратуры. – 2015. – № 6. – С. 117–120.
15 Пасмарнова, В.Г. Доминирующие типы спортивной мотивации у представителей разных видов спорта / В.Г. Пасмарнова // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии: материалы студенч. науч. сессии, Воронеж, апрель 2012 г. / Воронежский гос. ун-т ;редкол.: Ю.А. Бубнов [и др.]. – Воронеж, 2012. – С. 106–109 .
16 Ильинский, С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С.В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2013. – № 1. – С. 75–84.
17 Калимуллина, И.Р. Особенности взаимосвязи психических состояний и мотивации в спортивной деятельности / И.Р. Калимуллина // Образование и саморазвитие. – 2007. – № 5. – С. 136–140.
18 Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 672 с.
19 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. А.М. Татлыбаевой. –СПб.: Евразия; 1999. – 316 с.
20 Кузнецов, С.А. Социально-психологические характеристики мотивации профессиональных спортсменов в группах командных и индивидуальных видов спорта : дис. … канд. псих.наук : 19.00.05 / С.А. Кузнецов. – Москва, 2014. – 175 л.
21 Кузьмин, М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин// Учёные записки. – 2012. – № 2. – С. 84–89.
22 Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда И К. Роджерса / В.И. Журбин // Вопросы психологии. – 1990. – 3 1. – С. 14-22
23 Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие / Р.Р. Нибулина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. – 341 с.
24 Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Просвещение, 1993. – 199 с.
25 Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (LifeStyleIndex) // Психологические тесты для профессионалов / сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем.шк., 2007. – С. 129.
26 Соломатин, С.А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений / С.А. Соломатин // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, октябрь 2011 г. / редкол. Г.Д. Ахметова. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 89–93.
27 Таран, В.А. Роль мотивации в спортивных достижениях / В.А. Юров, В.А. Щербина // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 147–148.
28 Kajbafnezhad, H. Difference between Team and Individual Sports with Respect to Psychological Skills, Overall Emotional Intelligence and Athletic Success Motivation in Shiraz City Athletes / H. Kajbafnezhad [and others] // Journal of Basic and Applied Scientific Research. – 2011. – № 1. – P. 1904–1911.
29 Vallerand, R.J.Toward a New Measure of Intrinsic Motivation, Extrinsic Motivation, and Amotivation in Sports: the Sport Motivation Scale (SMS) / R.J. Vallerand[and others]// Journal ofsport and exercise psychology. – 1995. – № 17. – P. 35–53.
30 Романова, Е.С., Гребенников, Л.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 1996. – 144 с.
31 Семенова, Т.И. Взаимосвязь интеллекта и механизмов психологической защиты: автореф. дис …. канд. психол. наук: 19.00.01 /Т.И. Семенова. – М., 2004. – 33 с.