ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты изучения натуралистической эстетики в художественной литературе
1.1. Особенности натуралистической эстетики в литературе
1.2. Способы влияния натурализма на литературные произведения
Выводы по главе I
Глава II. Анализ романа Дж. К. Оутс «Сад радостей земных»
2.1. Творчество Дж. К. Оутс в контексте развития американской литературы второй половины ХХ века
2.2. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романа Дж. К. Оутс «Сад радостей земных»
2.3. Функции элементов натурализма в романе Дж. К. Оутс «Сад радостей земных»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Искусство, труд, социальные взаимоотношения – такие категории, виды деятельности, которые представляют собой извечных спутников человека на всех исторических этапах. Искусство для первобытного человека являлось результатом его религиозных представлений, основной целью которых было обладание чем-либо, что способствовало бы выживанию. Одним из видов искусства является литература. В исторической перспективе ее назначение, типы, жанры и т.д. постоянно менялись исходя из внешних и внутренних условий. Если «Эпос о Гильгамеше» имеет тесную связь с религиозными воззрениями в Древнем Шумере, то, например, постмодернистские произведения описывают обычно актуальные проблемы современности. Однако, существует составляющая, которая объединяет все пласты художественного наследия человечества. Она заключается в самой сущности данного вида искусства. Литература как вид искусства является, по сути, творческим переосмыслением социальной реальности, субъективной действительности и, в то же время, способом познания и преображения реальности. Таким образом, художественное произведение предстает как отражение реалий определенного исторического или внеисторического периода через субъективную призму восприятия ее автора.
Закономерно возникновение вопроса о необходимости человеку искусства и литературы, в частности, в эпоху современных цифровых технологий, зачастую рационального научного мышления. Существуют различные концепции, которые предлагают ответ на данный вопрос, однако к какой-либо единой позиции привести их затруднительно. Условно данные теории можно разделить на утилитарные (приносящие пользу) и неутилитарные. Таким образом, сторонники первой группы считают, что искусство и литература приносят определенную пользу человечеству, а второй, соответственно наоборот, но, в то же время, предполагают, что существуют иррациональные мотивы, обеспечивающие необходимость связи человека с данным видом деятельности.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ОСОБЕННОСТИ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В ЛИТЕРАТУРЕ
В научной литературе феномену натурализма отводится особое место, однако свойственна и разнообразность трактовок данного понятия. Так, В.М. Толмачёв в своей работе указывает, что «как художественный язык и совокупность эстетико-мировоззренческих принципов творчества натурализм – один из основных нормативных стилей европейской и американской литературы XIX – XX вв…У натурализма имеется несколько измерений. Первое из них связано с тем, что он заявил о себе через отрицание своего непосредственного предшественника, романтизма, а также разного рода постромантических образований…натурализм представлял собой новое поколение авторов, желавшее выражаться «прямо», «без посредников», опираясь на языковые возможности личной природы (проявляющей себя как сознательно, так и бессознательно)…Природа творчества, в представлении натуралистов, и существует до всякого опыта, предопределена (расой, темпераментом, наследственностью, складом психики) и свободна, имеет длящийся характер – заново раскрывается в каждом художественном переживании, структурируя и опредмечивая его, сообщая личный тон» [2, с. 29-30].
В краткой литературной энциклопедии дается несколько иная дефиниция, которая определяет натурализм как «литературное направление, утвердившееся в Европе и США в последнюю треть XIX в. и характеризующееся тягой к предельно точному и бесстрастному воспроизведению реальности, а также стремлением последовательно детерминировать, подчас фатально предопределить человеческий характер и судьбу «природой» (биологией) индивида и его социально-материальной средой.
Глава II. АНАЛИЗ РОМАНА Д.К. ОУТС «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ»
2.1. ТВОРЧЕСТВО Д.К. ОУТС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.
Творческая активность одной из наиболее известных писательниц США второй половины ХХ в., автора многочисленных романов, сборников рассказов и новелл, стихов, пьес, критических статей и эссе, авторитетного критика и исследователя литературы Д.К. Оутс, представляет собой примечательное явление в современной американской литературе. Принимая активное участие в литературном процессе начиная с середины 1960-х и по актуальное время, оказывая своим художественным творчеством и теоретическими наработками значительное воздействие на формирование литературно-художественного сознания США, писатель вносит значительный вклад в создание одной из наиболее значительных страниц современной американской литературы, без тщательного осмысления, детального изучения и адекватного понимания которой не может быть реконструирована история развития литературного процесса и искусства США ХХ столетия.
О «феномене Оутс» много пишут, говорят как в США, так и за пределами страны. Творчество Д.К. Оутс вызывает самые различные комментарии и оценки, т.к. автор выделяется количеством написанных работ среди множества американских литераторов. В число написанных ею произведений входят шестьдесят романов и повестей, более трехсот рассказов, драматические и поэтические книги, критические и литературоведческие сборники. Регулярно издавая по две-три книги в год, Дж.К. Оутс бьет не только количественные рекорды, но и поражает читателей жанрово-тематическим разнообразием. В художественном арсенале имеются и литературоведческие штудии, и сенсационные политические детективы, написанные под псевдонимами Р. Смит и Л. Кейли, и романы-притчи, и семейные саги, и биографические романы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории литературы существует множество разнообразных направлений. Для феномена натурализма отводится особое место, поскольку для него характерно распространение не только в рамках одного региона.
Натурализм представляет собой литературный стиль, направление в искусстве, зародившийся во Франции в конце XIX – начале XX вв. Основными чертами натурализма, влияющими на художественное произведение, являются: биологизм, субъективизация действительности, социальный критицизм, демонстрация общественного лицемерия, психологизм, пессимистичный характер судьбы личности. Натурализм относительно быстро получил широкое распространение и нашел отражение в формировании национальных особенностей его проявлений. Исключением не стали США, где процесс адаптации натурализма исторически совпал с ростом национального самосознания.
Творчество одной писательниц США второй половины ХХ в., Д.К. Оутс представляет собой значительное явление в современной американской литературе. Активно участвуя в литературном процессе середины 1960-х, Д.К. Оутс оказывает своим художественным творчеством и теоретическими исследованиями значительное влияние на формирование литературно-художественного сознания писателей США.
В романе «Сад радостей земных» наглядно демонстрируется знакомая для Д.К. Оутс американская действительность 30-х гг. XX в., когда реализация т.н. «американской мечты», привела к экономическому кризису и росту рабочего движения. Автор наглядно демонстрирует реалии американской жизни в период Великой депрессии, и как эта действительность воздействовала на граждан США. Автор стремится подчинить исследованию глубин психологии задачи анализа, поиска связей между людьми.
1) Введение в литературоведение / редкол.: Л.В. Чернец [и др.]; под общ. ред. Л.В. Чернец. – М.: Интерстар, 2007. – 368 с.
2) Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / В.М. Толмачёв [и др.]; под общ. ред. В.М. Толмачёва. – М.: Академия, 2003. – 496 с.
3) Засурский, Я.Н. Натурализм [Электронный ресурс] / Американская литература. – Режим доступа: http://american-lit.niv.ru/american-lit/istoriya-literatury-ssha-4/zasurskij-naturalizm.htm. – Дата доступа:
4) Захаров, Н.В. Тезаурусный подход в современном гуманитарном знании [Электронный ресурс] / Наука и техника. – №1(2). –2009. – с. 40-45.
5) Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / редкол.: А.А. Сурков (гл. ред.) [и др.] — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. – Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани / А. А. Сурков [и др.]. – 1964. — 1056 с.
6) Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / редкол.: А.А. Сурков (гл. ред.) [и др.] — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. – Т. 5: Мурари — Припев / А. А. Сурков [и др.]. — 1968. — 976 с.
7) Литературная энциклопедия терминов и понятий / РАН, Институт научной информации по общественным наукам; редкол.: А.Н. Николюкин [и др.]. – М.: Интелвак, 2001. – 799 с.
8) Луков, В.А. Методология тезаурусного подхода: стратегии понимания / Гуманитарные науки: теория и методология. – №1. – 2014. – с. 18-35.
9) Оутс, Д.К. Сад радостей земных / Д.К. Оутс; пер.с англ. Ю.В. Лапиной – М.: Интерстар, 2010. – 548 с.
10) A Garden of Earthly Delights [Electronic resource] / Wikipedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/A_Garden_of_Earthly_Delights. – Date of access:
11) Banned and/or Challenged books [Electronic resource] / American Library Association. – Mode of access: http://www.ala.org/Template.cfm?Section=bbwlinks&Template=/ContentManagement/ContentDisplay.cfm&ContentID=136590. – Date of access:
12) Bastian, K. Joyce Carol Oates’ short stories between tradition and innovation / K. Bastian. —Frankfurt a. M.; Bern, 1983. — 173 p.
13) Bender, E. Joyce Carol Oates: Artist in Residence / E. Bender // The Heath Anthology of American Literature. — L., 2002. — 1836 p.
14) Coale, S. Joyce Carol Oates: Contending Spirits / S. Coale // In Hawthorne’s Shadow: American Romance from Melville to Mailer. — The University Press of Kentucky, 1985. — 116 p.
15) Daly, B. A Love Supreme / B. Daly // The Harper Single Volume: American Literature. — L., 1999. — 2642 p.
16) Gardner, J. The Strange Real World / J. Gardner// Modern Critical Views: Joyce Carol Oates. — N.Y., 1987. — 146 p.
17) Hendin, J. Vulnerable People: A View of American Fiction Since 1945 / J. Hendin. — N.Y., 1978. — 237 p.
18) Kazin, A. On Joyce Carol Oates / A. Kazin // L.W. Wagner. Critical Essays on Joyce Carol Oates. — Boston, 1979. — 180 p.
19) Naturalism [Electronic resource] / Encyclopedia Brittanica. – Mode of access: https://www.britannica.com/topic/naturalism-art. – Date of access:
20) Pizer, D. Twentieth Century American Literary Naturalism / D. Pizer. — Carbondale, 1982. — 171 p.
21) Sheppard, R. On the Rach. — «Time». N.Y., 1970, Oct. 26, v. 96, № 17, p. 76.
22) Wagner, L.W. American Modern Essays in Fiction and Poetry / L.W. Wagner. — N.Y., 1980. — 263 p.