ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Ответственность как психический феномен
1.2 Формирование ответственности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Стиль родительского воспитания как фактор формирования ответственности в старшем дошкольном возрасте
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Уровень ответственности у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Стиль родительского воспитания у матерей детей старшего дошкольного возраста
2.4 Взаимосвязь уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста и стиля родительского воспитания их матерей
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ответственность представляет собой сложный феномен высшее личностное образование, которое характеризует личностную и социальную зрелость. Ответственность имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Она является одним из фундаментальных принципов человеческого бытия и нравственности, выступает в качестве важнейшего регулятора поведения личности.
Сущность ответственности связана с осознанием человеком причинно-следственных соотношений между действиями отдельных субъектов и теми изменениями в жизненной среде, которые они порождают, и которые оказываются значимыми не только для него самого, но и для других членов сообщества. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
В психологии и педагогике ответственность рассматривается как качество личности (И.Д. Бех), смысловой принцип мотивационной регуляции поведения человека (Н.В. Савчин), отношение личности (Л.В. Куцакова, Л.И. Дементий), социальное чувство (Л.И. Божович). Однако, исследователи согласны в том, что ответственность предполагает осознанное выполнение человеком определенных обязанностей в коллективе, а также эмоциональное переживание последствий своей деятельности для окружающих.
Благоприятным периодом становления и формирования ответственности ученые (З.Н. Борисова, JI.A. Венгер, B.C. Мухина, Э. Эриксон и др.) считают старший дошкольный возраст. Чувство ответственности зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого и требует особого внимания со стороны родителей. Необходимость формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что это качество личности закладывает фундамент его успешной взрослой жизни. Особая роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми.
Одним из факторов формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста является стиль родительского воспитания. Полноценное развитие ребенка возможно при благоприятных семейных
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Ответственность как психический феномен
Ответственность представляет собой сложный, многогранный социально-психологический феномен и междисциплинарное понятие, так как оно находит свое проявление во всем многообразии социальной деятельности и изучается многими научными дисциплинами: правом, этикой, социологией, психологией, педагогикой и др. Потому к настоящему времени не сложилось общепринятого определения данного явления.
В современных психологических исследованиях ответственность понимается как:
– компонент морального сознания (Л.Н. Архангельский);
– осознание нравственного долга и правовых норм (Л.Н. Архангельский, И.А. Головко, Л.В. Коган и др.);
– соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности, готовность соблюдать правовые или нравственные нормы (В.М. Коровин);
– фактор, определяющий поведение человека в ситуации выбора (Р.Ю. Шиндриков);
– социально-личностное явление, имеющее выраженный духовно-нравственный характер (Т.С. Хазыкова) [22, с. 39].
В работе М.В. Борцовой ответственность определяется как качество личности, приобретаемое в ходе социализации, которое проявляется в осознании и эмоциональном переживании необходимости выполнения дела, имеющего значение не только для себя лично, но и для других людей, готовности отвечать за свои действия или их невыполнение, в том числе и общественно значимой. Такое понимание и эмоциональное переживание обусловливает соответствующее поведение и деятельность, выраженные в принятии на себя задания и его реализации [3, с. 5].
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Ответственность в современной психологии рассматривается как свойство личности, которое выражается в осознании и эмоциональном переживании необходимости выполнения дела, имеющего значение, как для других людей, так и для себя, а также в готовности реализовать ответственное поведение. Психологическая предпосылка ответственности заключается в возможности выбора или сознательном предпочтении определенной линии поведения, в осуществлении самоконтроля с позиции принятых в социуме норм и правил. Формирование ответственности как черты личности осуществляется в ходе совместной деятельности как результат осознания социальных ценностей, норм и правил.
2. Формирование ответственности ребенка как нравственного качества личности осуществляется с ориентацией на нравственные ценности, накопление личностного опыта ответственности за результат собственного поведения и готовность к рефлексивной деятельности. Условиями формирования ответственности в старшем дошкольном возрасте являются: рефлексивная деятельность детей, предоставление им свободы выбора, организация совместной деятельности детей и взрослых на основе субъект-субъектного взаимодействия, подготовка воспитателей, взаимодействие со сверстниками.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения образования «Ясли-сад № 106 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста и их мамы соответственно.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась изучение роли стиля родительского воспитания в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: оценить взаимосвязь между стилем родительского воспитания и уровнем ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование авторитетного стиля родительского воспитания способствует формированию высокого уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста, использование индифферентного стиля – низкого уровня ответственности.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика изучения ответственности М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой.
Назначение методики: выявление уровня ответственности у детей дошкольного возраста.
Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна. Детям предлагаются бланки, на которых изображена 5-ступенчатая лесенка.
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Среди детей старшего дошкольного возраста преобладают дети с высоким и с низким уровнем ответственности. Многие дети осознают важность и необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей, стремятся добросовестно выполнять порученные им задания, готовы принимать на себя новые обязательства, соблюдают дисциплину, исполнительны и ответственны. При этом, другая часть детей, наоборот, не осознают важность и необходимость своей деятельности для себя и для других людей, не стремятся добросовестно выполнять порученные им задания, стараются избежать избегают принятия на себя новых обязательств, не соблюдают дисциплину, безответственны.
2. Большинство матерей детей старшего дошкольного возраста используют авторитетный стиль родительского воспитания – они поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, требуют от них осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Многие матери предпочитают использовать индифферентный стиль родительского воспитания – они не устанавливают для детей никаких ограничений и правил, часто практически безразличны к ним, закрыты для общения, не оказывают ему должную поддержку.
3. Корреляционный анализ позволил установить, что использование авторитетного стиля родительского воспитания способствует формированию высокого уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что ответственность в современной психологии рассматривается как свойство личности, которое выражается в осознании и эмоциональном переживании необходимости выполнения дела, имеющего значение, как для других людей, так и для себя, а также в готовности реализовать ответственное поведение. Формирование ответственности ребенка как нравственного качества личности осуществляется с ориентацией на нравственные ценности, накопление личностного опыта ответственности за результат собственного поведения и готовность к рефлексивной деятельности. Условиями формирования ответственности в старшем дошкольном возрасте являются: рефлексивная деятельность детей, предоставление им свободы выбора, организация совместной деятельности детей и взрослых на основе субъект-субъектного взаимодействия, подготовка воспитателей, взаимодействие со сверстниками. Стиль родительского воспитания является важнейшим фактором формирования ответственности в старшем дошкольном возрасте. Использование родителями того или иного стиля родительского воспитания способствует или препятствуют формированию такого качесвте личности как ответственность. Сформированность ответственности у детей старшего дошкольного возраста зависит от степени эмоциональной близости родителей к детям, конфронтации между родителями по вопросам воспитания, наличия сотрудничества родителей в отношениях с детьми, постоянства и последовательности в предъявлении требований ребенку, строгости в воспитании, принятия личности ребенка родителями.
Выявлен уровень ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Среди детей старшего дошкольного возраста преобладают дети с высоким и с низким уровнем ответственности. Многие дети осознают важность и необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей, стремятся добросовестно выполнять порученные им задания, готовы принимать на себя новые обязательства, соблюдают дисциплину, исполнительны и ответственны. При этом, другая часть детей, наоборот, не осознают важность и необходимость своей деятельности для себя и для других людей, не стремятся добросовестно выполнять порученные
1. Бабицкая, Л. А. Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста в условиях семейного воспитания / Л. А. Бабицкая, А. С. Кузьминых // Наука вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 1. – С. 32–35.
2. Бойко, И. Н. Влияние стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка / И. Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2–9. – С. 109–113.
3. Борцова, М. В. Факторы становления начальных форм ответственности личности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.07 / М. В. Борцова. – Краснодар, 2007. – 21 с.
4. Быков, С. В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. Г. В. Акопова. – Тольятти : ВУиТ, 2004. – 213 с.
5. Волосач, Н. В. Формирование чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Волосач // Форум молодых ученых. – 2015. –№ 9. – С. 15–19.
6. Гольба, Л. В. Формирование чувства ответственности / Л. В. Гольба // Волжский вестник науки. – 2016. – № 1 (1). – 10–11.
7. Гроголева, О. Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / О. Ю. Гроголева. – Омск, 2005. – 20 с.
8. Данькова, Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис канд. пед. наук : 13.00.07 / Е. Н. Данькова. – Челябинск, 2008. – 21 с.
9. Дементий, Л. И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л. И. Дементий // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 562–564.
10. Долгополова, А. Д. Методы и методики воспитания ответственности у детей дошкольного возраста / А. Д. Долгополова // Вестник ТГУ. – 2015. – № 2. – С. 1–8.
11. Кашапова, Г. И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития / Г. И. Кашапова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 1-7.
12. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // Цитисэ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17–25.
13. Кузьминых, А. К. Влияние стиля семейного воспитания на формирование ответственности у детей младшего школьного возраста / А. К. Кузьминых // Образовательная среда сегодня : теория и практика : материалы науч.-практ. конф.– Чебоксары, 2017. – С. 65–67.
14. Меджидова, Э. С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования / Э. С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 991–992.
15. Минкина, Н. А. Воспитание ответственности : учеб. пособие / Н. А. Минкина. – М. : Высш. шк., 1990. – 452 с.
16. Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И. И. Михненео, О. М. Нагорнова // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 607–608.
17. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
18. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
19. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 288 с.
20. Усачева, А. Г. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Усачева. – Волгоград, 2011. – 20 с.
21. Филиппов, К. В. Формирование ответственности в онтогенезе / К. В. Филиппов // Инициативы 21 века. – 2012. – № 3. – С. 80–82.
22. Хазыкова, Т. С. Ответственность личности как социально-психологический феномен / Т. С. Хазыкова // Известия Волгоградского гос. университета – 2009. – № 1. – С. 36–39.
23. Шестакович, А. В. Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / А. В. Шестакович. – М. : Кн. мир, 2001. – 98 с.
24. Шиндриков, Р. Ю. Ответственность как психологический феномен в контексте ситуации выбора : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.07 / Р. Ю. Шиндриков. – Санкт-Петербург, 2016. – 23 с.
25. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.