ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Понятие учебной мотивации
1.2 Особенности учебной мотивации в студенческом возрасте
1.3 Учебная мотивация студентов различных специальностей и ее динамика
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов технических и гуманитарных специальностей
2.3 Анализ результатов исследования динамики учебной мотивации у студентов технических и гуманитарных специальностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема учебной мотивации студентов является одной из фундаментальных для науки и практики. От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями. Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик.
Исследование учебной мотивации как фактора, влияющего на академические достижения студентов, имеют огромное значение для социума, так как представляют собой потенциал дальнейшего развития и прогресса. Знание структуры и динамики учебной деятельности студентов позволяет выбирать адекватные методы работы и формирования положительной мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса.
Характеризуя учебную мотивацию студентов, необходимо отметить ее зависимость от возрастных особенностей личности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивационной сферы, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей, с другой; проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы, приобретению профессии.
Мотивы учебной деятельности студентов развертываются на разном уровне осознанности и отличаются большим разнообразием. В учении студентов разные мотивы действуют одновременно, преобладание той или иной группы мотивов и их взаимосвязь определяют особенности структуры мотивации учения и ее динамику.
Проблемой изучения учебной мотивации в студенческом возрасте занимались такие ученые как Е.Л. Афанасенкова, Е.В. Васильева, И.С. Заусаева, Т.Ю. Ковтун, В.М. Кирсанова, С.С. Котов, М.В. Овчинников, А.В. Осиповская, А.А. Пономаренко, В.А. Тенькова, Ю.В. Филиппова и др. Однако, несмотря на многочисленность исследований учебной мотивации студентов, в существующих психолого-педагогических исследованиях не определен характер динамики мотивации учения студентов в ходе обучения в вузе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Понятие учебной мотивации
В психолого-педагогической литературе совокупность мотивов, которые реализуются в учебной деятельности, принято обозначать термином «учебная мотивация». Учебный мотив рассматривается направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности, которая связана с внутренним отношением учащегося к ней [6, с. 224].
Учебные мотивы могут быть различны. В работе А.К. Марковой выделяются две группы психологических критериев учебных мотивов: содержательные и динамические. Так, содержательные характеристики мотива тесно связаны с характером учебной деятельности и представлены: осознанностью, самостоятельностью возникновения или проявления, обобщенностью, действенностью, доминированием в структуре мотивации, степенью распространения на несколько учебных предметов. Динамические характеристики мотива связаны с психофизиологическими особенностями учащихся, к которым относятся: устойчивость мотива, его сила и выраженность, эмоциональная окраска, а также быстрота возникновения мотива [7, с. 47].
Учебная мотивация в зависимости от мотивов может быть внутренней и внешней. В отечественной психологии выделяются два подхода к различению внутренней и внешней мотивации.
В рамках первого подхода (Н.В. Елфимова, Н.Ф. Талызина, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский) основным критерием разделения внутренней и внешней мотивации выступает характер связи между учебным мотивом и иными компонентами учебной деятельности (речь идет о ее цели, о процессе, о результатах). Если мотив осуществляет функцию реализации познавательной деятельности, выступает в тесной связи с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью, то такой мотив рассматривается как внутренний. Когда мотив осуществляет функцию реализации непознавательной (социальной) потребности, не является связанным с получением знаний, то такой мотив рассматривается как внешний. Так
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Учебная мотивация представляет собой это частный вид мотивации, систему мотивов, которые характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. Учебная мотивация в зависимости от мотивов может быть внутренней (побуждаемой познавательными и социальными потребностями личности) и внешней (обусловленной требованиями, ожиданиями и возможностями). Учебная мотивация является как продуктом формирования личности, так и фактором ее дальнейшего развития.
2. Учебная мотивация в студенческом возрасте имеет свои особенности. Студенчество рассматривается в психологии как самостоятельный этап развития человека, его личности и индивидуальности, когда на первый план выходит профессиональное самоопределение. В студенческом возрасте учебная мотивация может направляться различными мотивами. Обучение в вузе студентами рассматривается с различных жизненных позиций: как возможность удовлетворить желание находиться в кругу студенческой молодежи, как возможность овладеть профессией, удовлетворить потребности в общении, реализовать стремление к наиболее полному развитию своих способностей. Особенность учебной мотивации в студенческом возрасте заключается в том, что она изменяется в зависимости от курса обучения.
3. Переход от курса к курсу сопровождается качественным изменением структурной организации мотивов, что свидетельствует о наличии качественной динамики мотивации учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. В процессе обучения в вузе в структуре учебной мотивации происходят следующие изменения: внешние мотивы учения к выпускному курсу трансформируются во внутренние, общая структура мотивации постепенно гармонизируется и становится более адекватной. Студенты различных специальностей обладают разными учебными мотивами, связанными со спецификой их будущей профессии.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» г. Могилева. Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 4 курса. Выборку исследования составили две группы: в первую группу вошли 15 студентов-физиков, вторую группу составили 15 студентов-психологов.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика динамики учебной мотивации у студентов различных специальностей с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить динамику учебной мотивации у студентов различных специальностей.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в учебной мотивации студентов технических и гуманитарных специальностей.
2. Существует динамика учебной мотивации студентов технических и гуманитарных специальностей.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Назначение методики: выявление учебной мотивации студентов.
Шкалы методики (учебные мотивы):
– коммуникативные мотивы;
– мотивы избегания;
– мотивы престижа;
– профессиональные мотивы;
– мотивы творческой самореализации;
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование динамики учебной мотивации у студентов различных специальностей позволяет сделать следующие выводы:
1. В учебной мотивации у студентов технических и гуманитарных специальностей доминируют различные мотивы. У студентов-физиков в структуре учебной мотивации преобладают мотивы престижа, связанные со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус, и социальные мотивы, связанные с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми, что выражается в стремлении занять определенную позицию в отношениях с другими, получить их одобрение, заслужить авторитет. У студентов-психологов в структуре учебной мотивации преобладают мотивы творческой самореализации, связанные со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, коммуникативные мотивы, связанные с потребностями в общении. В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне для студентов-физиков наиболее значимы мотивы престижа и социальные мотивы. Для студентов-психологов наиболее значимы коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в учебной мотивации студентов технических и гуманитарных специальностей, подтвердилась.
2. При выборе профессии студенты-физики руководствовались внутренними социально значимыми мотивами, отражающими общественную значимость, удовлетворение, которое приносит работа благодаря возможности общения с людьми. При выборе профессии студенты-психологи руководствовались преимущественно внешними положительными мотивами, отражающими возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. В результате сравнения было установлено, что существуют достоверные различия между группами студентов различных специальностей по типам мотивации при выборе профессии. У студентов-физиков при поступлении в вузе были более выражены внутренние социально значимые мотивы. У студентов-психологов при поступлении в вузе были более выражены внутренние индивидуально значимые мотивы и внешние положительные мотивы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что учебная мотивация представляет собой это частный вид мотивации, систему мотивов, которые характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Учебная мотивация рассматривается как одно из новообразований психического развития, в качестве показателей которого выступает как общее возрастание положительного отношения к учебной деятельности, так и качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений, более произвольная ее организация.
Учебная мотивация в студенческом возрасте имеет свои особенности. Обучение в вузе студентами рассматривается с различных жизненных позиций: как возможность удовлетворить желание находиться в кругу студенческой молодежи, как возможность овладеть профессией, удовлетворить потребности в общении, реализовать стремление к наиболее полному развитию своих способностей. Особенность учебной мотивации в студенческом возрасте заключается в том, что она изменяется в зависимости от курса обучения. Переход от курса к курсу сопровождается качественным изменением структурной организации мотивов, что свидетельствует о наличии качественной динамики мотивации учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. В процессе обучения в вузе в структуре учебной мотивации происходят следующие изменения: внешние мотивы учения к выпускному курсу трансформируются во внутренние, общая структура мотивации постепенно гармонизируется и становится более адекватной. Студенты различных специальностей обладают разными учебными мотивами, связанными со спецификой их будущей профессии. Вне зависимости от специальности наблюдается тенденция ослабления у них в структуре мотивации выраженности мотива овладения профессией от младших к старшим курсам, актуализация мотивов приобретения знаний и получения диплома.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что на достоверном уровне для студентов-физиков наиболее значимы мотивы престижа и социальные мотивы. Для студентов-психологов наиболее значимы коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации.
1. Афанасенкова, Е. Л. Различия в учебной мотивации студентов 1 и 4 курсов гуманитарных направлений подготовки / Е. Л. Афанасенкова // Педагогическое образование. – 2007. – № 2. – С. 72–80.
2. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А. Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4 . – 51–60.
3. Васильева, Е. В. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения / Е. В. Васильева, М. И. Томилова // Экология человека. – 2007. – № 2. – С. 34–39.
4. Виштак, О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. – 2003. – № 2. – С. 135–138.
5. Гапоненко, М. Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М. Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76–80.
6. Герасимова, А. С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 4. – С. 224–230.
7. Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация : основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 6–3. – С. 46–52.
8. Заусаева, И. С. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов разных специальностей / И. С. Заусаева, Т. Ю. Ковтун // Концепт. – 2017. – Т. 6. – С. 10–11.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
10. Кирсанов, В. М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно-потребностной сферы студентов различных профилей обучения / В. М. Кирсанова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 12. – С. 1–20.
11. Котов, С. С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / С. С. Котов. – Тверь, 2003. – 19 с.
12. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
13. Овчинников, М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М. В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. – 20 с.
14. Осиповская, А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А. В. Осиповская // Экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 89–93.
15. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. –
С. 1–4.
16. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. А. Поваренков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 252 .
17. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 356–358.
18. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2017. – 286 с.
19. Ретунская, Т. В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т. В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
20. Семенова, М. Н. Динамка мотивации учебной деятельности в связи с ценностями будущей профессии у студентов технического вуза / М. Н. Семенова, Т. Н. Сергеева /// Высшее образование сегодня. – 2015. – № 3. – С. 49–53.
21. Сокальский, Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э. А. Сокальский // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 97–105.
22. Тенькова, В. А. Особенности учебной мотивации студентов / В. А. Тенькова // Вестник Воронежского гос. университета. – 2015. – № 4. – С. 87–90.
23. Филиппова, Ю. В. Мотивация учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Ю. В. Филиппова /// Вестник Ярославского гос. университета. – 2013. – № 1. – С. 67–70.
24. Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента : факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Р. И. Цветкова. – Хабаровск, 2007. – 20 с.
25. Шпильберг, С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ) / С. А. Шпильберг // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 911–917.