ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 3 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В правовом государстве важнейшая форма реализации правовой политики состоит в нормотворчестве.
Издание государством законов и подзаконных актов, которые обладают определенной юридической силой, выступает одним из признаков, отличающих государство от иных других организаций общества. «Нормотворчество представляет собой исключительную прерогативу государства».
Управление обществом осуществляется при том посредством осуществления государственной при том власти, которая направлена при том на формирование в при том обществе и государстве например правопорядка.
В теории государства напримеи права разработаны положения она пример правоохранительной функции государства, организации например правоохранительных органов, особенности например осуществления правоохранительной деятельности например в государствах с например разными политическими режимами, например принципиальные положения о например применении мер государственного например принуждения, в том например числе и мер например юридической ответственности за при том противоправное действие.
Первым признаком следует назвать цель правового регулирования, поскольку всякое социальное, в том числе и правовое, регулирование подразумевает определенную цель, вводится и осуществляется именно для её достижения. Без цели вообще нет регулирования.
Цель правового регулирования – реально направляющее упорядочение общественных отношений в виде установления устойчивого и эффективного правопорядка, которое оценивается в теории права как юридическая цель.
Но наряду с ней называются ещё и социальные цели, к которым относят достижение посредством правового регулирования социально полезных результатов, в первую очередь – создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Действительно, право не может существовать ради самого себя (наподобие уже давно не действующих исторических источников права – Салическая правда, Законы Ману, Русская Правда и т.д.). Право «живет» только в обществе и в интересах общества, составляющих его социальных групп, слоев, классов и индивидов. Если право не отвечает таким интересам, оно «умирает», отвергается, становится фикцией, воспоминанием о прошлом.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с сущностью и содержание административно-нормотворческой деятельности, административно-регулятивной деятельности и административно-охранительной деятельности.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросам нормотворчества в юридической науке уделялось большое внимание со стороны ученых и исследователей. В то же время некоторые аспекты рассматриваемых общественных отношений так и остаются дискуссионными. В частности, одним из таких вопросов является дефиниция понятия «нормотворчество».
Так, в юридической науке неоднократно возникала дискуссия о том, что же собой представляет нормотворчество: разновидность научной деятельности или вид вненаучного знания.
Стоит отметить, что в 80-е гг. XX в. нормотворчество рассматривалось как вид вненаучного знания. В подтверждение сказанного можно указать на подход В.М. Баранова, который сделал вывод о том, что: «знание, помещаемое в норму права, хотя и основывается на правовой науке, но возникает как ее побочный продукт и этим отличается от чисто научного. Правовые нормы представляют собой вид вненаучного знания, поскольку нормотворческие органы целенаправленно познают реальность, но задача познания не стоит пред ними в качестве самостоятельной» [5, с. 194].
Такой подход поддерживает и В.М. Сырых, который говорит о том, что имеются основания рассматривать нормотворчество как разновидность проектной работы, как вид социальной инженерии с определенной спецификой [6, с. 61].
Бесспорно, нормотворчество – это сложный процесс, в котором имеются как рациональное, так и иррациональное основание. На это абсолютно обоснованно указал В.И. Савин [7, с. 8].
По своей сущности нормотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания [8, с. 97]. На современном этапе развития нормотворчество проявляется, в первую очередь, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами.
Представляет интерес и подход В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, которые говорят о том, что сущность нормотворчества на практике проявляется в рационально организованном взаимодействии структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих (субъектов нормотворчества) [9, с. 393].
ГЛАВА 2
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правовое регулирование любой сферы общественной жизни подразумевает необходимость определения круга регулируемых вопросов и роли государства и общества в этой сфере. В этом отношении требуется юридическое определение понятий соответствующей сферы. Это еще более важно, когда речь идет о регулировании отношений, затрагивающих интересы не только государства и общества в целом, но и каждого гражданина, как это имеет место в сфере образования.
Такая позиция зачастую вызывает критику. «Такое положение дел в законодательстве, регулируя, например, трудовые и семейные отношения, «законодательство» означает исключительно законодательные акты, а при регулировании отношений в сфере образования как законодательные акты, так и принятые в соответствии с ними включенные в законодательство многочисленные подзаконные нормативные правовые акты вряд ли могут считаться удовлетворительными» [6]. Тем не менее, некоторые юристы считают, что: «..подзаконные акты, которые играют важную и важную роль в обозначенной проблеме, которые, как средство регулирования социальных отношений, обладают качествами эффективности, доступности. Их задача разработать положения законодательных актов, с тем, чтобы обеспечить более полное и подробное регулирование регулирования существующих и возникающих связей с общественностью» [7, с. 3].
Вне концепции «законодательства об образовании» в этом случае имеются приказы Министерства образования, предусматривающие создание процедур организации и осуществления образовательной деятельности при получении базового образования. Вышеуказанные нормативные правовые акты должны содержать предписания первичного характера, что, в свою очередь, предопределяет необходимость включения их в понятие «законодательство об образовании». Неоднозначное понимание содержания концепции «законодательство об образовании» связано в первую очередь с тем, что в теории права отсутствует основное определение «законодательства». На сегодняшний день продолжается дискуссия относительно определения этой концепции, а также масштабов и юридической силы нормативных актов, составляющих ее содержание. «Особенно острая дискуссия это тот факт, что термин «законодательство» является особым юридическим термином, который должен точно и недвусмысленно отражать содержание обозначенной концепции» [8, с. 16].
ГЛАВА 3
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общей социальной целью правового регулирования можно считать обеспечение сохранения и устойчивого оптимального развития общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Ради этого и существует современное государственное управление делами общества.
Другим признаком правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта регулируемых правом социальных интересов (отношений) невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкции правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным. Норма права без использования её санкции станет подобной моральной, эстетической и т.д. норме и потеряет свою специфику, выраженную в особенности в установленной в ней и применяемой государственными и иными уполномоченными органами и лицами санкции – мере государственного принуждения (юридической ответственности). Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и, в конечном счете, не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества – его сохранения и устойчивого оптимального развития.
Следующий признак правового регулирования состоит в том, что оно является не разовыми, случайными актами (действиями) государства в лице его управомоченных на правотворчество и правореализацию органов, самого общества, но постоянно осуществляемой их деятельностью, имеющей целевой функционально управленческий характер [7, с. 194].
В правовом регулировании субъекты реагируют на правовые требования, выстраивают соответствующие им варианты поведения. Обязывания исполняются, дозволения используются, запреты соблюдаются и т.п. Через формы непосредственной реализации норм права могут быть достигнуты цели правового регулирования – юридическое упорядочение общественных отношений [14, с. 232].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Принципы нормотворчества – это объективно обусловленные и объективно необходимые, непререкаемые юридические установки, ориентирующие данный процесс на выработку проектов источников права в духе его принципов.
В юридической науке высказываются различные подходы к решению вопроса о том, на каких принципах основывается нормотворчество. Полагаем, что данный вопрос следует решить следующим образом.
В системе принципов нормотворчества выделяется две группы принципов: основные и факультативные. К основным следует относить научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, открытость, оперативность. К факультативным – гуманизм, планирование, разумность, непрерывность функционирования субъектов нормотворчества, плюрализм в выработке наиболее оптимальных проектов и др.
Также стоит отметить:
1) правовое регулирование основано на социальном регулировании общественных отношений;
2) существует множество мнений авторов о понятии правового регулирования, мы же придерживаемся такого: правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств;
3) правовое регулирование имеет свои признаки: его цель, взаимодействие с правотворческой, правореализующей и правоохранительной деятельностью, оно является постоянным, субъекты должны исполнять предъявляемые к ним правовые требования;
4) предметом правового регулирования являются не все, а только наиболее важные общественные отношения.
ОВД участвуют допув осуществлении правоохранительной функции допустим государства, реализуемой посредством:
1. человека Охраны общественного порядка человека и обеспечения общественной человека безопасности;
2. Защиты совершенно прав и совершенно свобод граждан. совершенно При этом совершенно в качестве совершенно наиболее важных совершенно охраняемым законом совершенно объектов названы совершенно жизнь, здоровье, совершенно честь достоинство, совершенно права, свободы совершенно и законные совершенно интересы личности, совершенно а также совершенно права и совершенно законные интересы совершенно организаций;
3. допустим Защиты интересов общества допустим и государства от допустим преступных и иных допустим противоправных посягательств;
4. Обеспечения человека личной и имущественной человека безопасности;
1 Теория государства и права / С.С. Алексеев [и др.]; под общ. ред. С.С. Алексеева – М.: Норма, 2005. – 496 с.
2 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Интерстиль, 2008. – 384 с.
3 Аристотетель. Политика. Сочинения / Аристотель. – Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – 779 с.
4 Шелистов, Ю.И. Становление правового государства в Российской Федерации / Ю.И. Шелистов. – М.: Изд-во Директмедиа Паблиинг, 2004. – 107 с.
5 Кудрявцев, В.К. Социалистическое правовое государство / В.К. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Коммунист. – 1998. – № 6. – № 11. – С. 15–19.
6 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
7 Четвертинин, В.А. Правовое государство / В.А. Четвертинин // Государство и право. – 1992. – № 5. – С. 7.
8 Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
9 Васильев, А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Васильев. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 434 с.
10 Дробязко, С.Г. Социальное правовое государство и государство вообщ (к вопросу об определении) / С.Г. Дробязко // Вестнiк Беларус. дзярж. Ун-та. – 1996. – Сер. 3. – № 2. – С. 45–48.
11 Яковлев, В.Ф. Правовое государство. Вопросы формирования / В.Ф. Яковлев. – М.: Статут, 2012. – 488 с.
12 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
13 Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. комаров. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 448 с.
14 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
15 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
16 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
17 Права человека: учебное пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С.А. Балашенко, Е.А. Дейкало. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.
18 Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 616 с.
19 Основы конституционного права ФРГ. Перевод с немецкого / Хессе, К [и др.]; под общ. ред. К. Хоссе. – М.: Юрид. лит., 1981. – 368 с.
20 Протасов, В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.