ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ГЛАВА 4 ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей проводимых в обществе демократических и социально- экономических преобразований.
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день государственная служба в нашем государстве не является достаточно урегулированной. Данный институт постоянно развивается и, соответственно, совершенствуется и его правовое регулирование. Законодательство в рассматриваемой сфере является обширным, что обусловлено широкими масштабами самой государственной службы, которая распространяется на различные сферы власти. В связи с этим остается актуальным вопрос об определении понятия «государственная служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования государственной службы и принципов, на которых она базируется.
Объект работы – общественные отношения, связанные с административно-правовым статусом государственного служащего.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, связанная с административно-правовым статусом государственного служащего.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с административно-правовым статусом государственного служащего.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть историю государственной службы в Республике Беларусь;
- проанализировать понятие и виды государственных служащих;
- определить права и обязанности государственных служащих;
- рассмотреть принципы осуществления государственной службы в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственная служба в Республике Беларусь прошла довольно-таки большой и сложный путь. Зачатки этого пути просматриваются еще во времена существования древнейших белорусских государств-княжеств.
В белорусской доктрине ученые выделяют следующие периоды развития и становления государственной службы в Республике Беларусь:
Период существования древнейших белорусских княжеств-государств;
Период Великого княжества Литовского;
Период Речи Посполитой;
Период нахождения Беларуси в составе Российской империи, а затем в составе РСФСР;
Период нахождения БССР в составе СССР;
Период, который начался в момент получения суверенитета Республикой Беларусь и продолжается по настоящий день – новейший период.
Первые упоминания о существовании государственности на территории Беларуси закреплены в летописях, судя по которым можно сделать вывод о наличии предпосылок для зарождения института государственной службы на территории Беларуси. В Хронике Литовской и Жамойтской говорилось, что во второй половине XIII века власть в Полоцке принадлежала 30 «мужам» или «старцам», «которые в той час волно собе пановали и жадной зверхности над собою не мели». Таким образом в те времена существовал постоянный орган власти, который занимался управлением государством и назывался он – Совет господ [19, c. 14].
На формирование государственной службы в Республике Беларусь оказало влияние консолидация земель и княжеств, результатом которого было создание Великого княжества Литовского. В XV-XVI вв. начинается активное формирование законодательной систем в ВКЛ. Более весомо это ощущалось в XVI в, с принятием трех основополагающих Статута ВКЛ – 1529, 1566, 1588 годов.
Текст Статута 1588 года по своей смысловой нагрузке был больше приближен к установлению определенной системы высших органов государственной власти ВКЛ. В нем просматривались первые официальные закрепления о воинских обязанностях, которые носили силу закона, так в нем говорилось о том, что должностные лица, а также сам князья обязаны действовать в соответствии с законом, в том числе осуществлять защиту интересов государства и народа. [19, c. 25].
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Государственный служащий в Республике Беларусь – субъект административного права, а также субъект государственно-служебных отношений.
Большой период времени такие понятия, определяющие служащего и государственного служащего, не имели никакого правового статуса на территории нынешней Республики Беларусь.
Так называли всех, кто не подпадал в категории рабочего или крестьянина. Служащими являлись не только работники государственных органов, но также и таких негосударственных организаций, как партии, общественные объединения.
Однако, вопрос о том, являлись ли данные структуры в советский период негосударственными является риторическим.
Начиная с 50-х годов, ученые-юристы не раз предпринимали попытки определить, что же такое государственный служащий.
Так, появилось два смысла:
• в узком смысле, как синоним служащего в государственном аппарате;
• в широком смысле, как служащие, работающие на государственном предприятии, учреждении.
По итогу, назрел вывод о том, что следует различать первый и второй смысл.
Законодательство, действующее ранее в Республике Беларусь, пользовалось в отношении нынешних государственных служащих таким термином, как «служащий государственного аппарата».
Так, можно заметить, что как в вышеназванном термине, так и в современном имеется общее слово – «служащий».
В литературе, понятие «служащий» означает категорию работников, а также трудящиеся, выполняющие квалифицированную работу, например, которые осуществляют функции, как руководство, управление, контроль, информирование.
Из вышесказанного, приходим к выводу, что в литературе мнение на этот счет не является однозначным.
Так, Д.Н. Бахрах, считает служащими граждан, которые занимают должность в любой организации, а также получают вознаграждение, осуществляют деятельность в виде управления или же обслуживают в социальном или культурном аспекте, например, врачи, учителя, библиотекари, инспекторы, начальники цехов.
ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003
№204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее по тексту – Закон), под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственного органа. [6]
Однако, вышеприведенное определение является не единственным, которое нам дает законодатель. В Трудовом кодексе Республики Беларусь государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), в государственных органах, обеспечивающих выполнение функций государства, где работником является государственный служащий, а нанимателем - государственный орган. [4]
В основу определения понятия государственная служба по Трудовому кодексу было положено определение, приведенное в уже упраздненном Законе Республики Беларусь от 01.03.1994 года «Об основах службы в государственном аппарате. Согласно ст. 1 этого Закона государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемый гражданами на профессиональной основе в определяемых законом государственных органах в целях выполнения задач и функций государства. [7]
Здесь законодатель относил государственную службу к обычной трудовой деятельности, подчеркивая тем самым, что она не является какой-то исключительной деятельностью. В ныне действующем Законе о государственной службе впервые употребляется понятие "государственная служба", которое ставится законодателем на передний план. В понятии "государственная служба" ведущим признаком является прилагательное "государственная", что подчеркивает прямую зависимость государственной службы, ее сущности и назначения от природы, основных черт и функций государства.
Функциональное назначение государственной службы заключается в непосредственной реализации государственно-властных полномочий, в обеспечении выполнения функций данного государственного органа.
В качестве второго ведущего признака для понимания государственной службы в ст. 2 Закона о государственной службе выделяется профессиональная деятельность.
ГЛАВА 4
ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Как любое строение, здание и сооружение, которые установлены на фундаменте, для наделения их надежностью, так и государственная служба построена на определенном фундаменте, в соответствии с которым, в последствии, наращивается все строение. В данном случае приведен пример, относящийся к строительству, потому что, если не учитывать возможности «нагрузки» установленного фундамента и делать все без определенной согласованности с техническими нормативами – фундамент не выдержит нагрузки и последствия будут катастрофичными. Так и с принципами, которые являются этим «фундаментом» для всего. Значит, что все должно идти бок о бок с ними и никак не в разрез им.
Государственная служба должна соответствовать как основополагающим принципам организации и деятельности государственного аппарата, так и на присущих ей специальных принципах. Статьей 6 Закона установлены принципы функционирования государственной службы.
Следует отметить, что, никоим образом не преуменьшая значения всех других элементов института государственной службы, вопрос о принципах государственной службы является наиважнейшим, ибо через принципы определяются основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшее содержание и значение самой службы. Значение принципов государственной службы, по образному выражению известного российского ученого Ю.Н. Старилова, заключается в том, что «они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы»
Принципы государственной службы выполняют следующие функции:
Объективно отражают направленность управленческой и иной исполнительно-распорядительной деятельности;
Устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы;
Обуславливают значимость, законности и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.
Специфика построения и толкования принципов государственной службы находится в прямой зависимости от избранной модели государственного устройства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив весь массив информации по данной теме можно смело заявить, что история развития и становления государственной службы на территории Республики Беларусь уходит своими корнями глубоко в прошлое и путь этот был нелегким. На протяжении всего развития были как положительные, так и отрицательные моменты.
В советский период в Беларуси институт государственной службы имел существенные отличия от его традиционного понимания, обусловленные системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими в номенклатуру должностей.
Главным переломным моментом, в развитии института государственной службы в Республике Беларусь стало приобретение Республикой Беларусь независимости. В этот момент наше правительство получило все исключительные права творение все системы с нуля. Первым опытом был Закон «Об основах службы в государственном аппарате». Позже, на его основе, был принят Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», который действует по сегодняшний день и постоянно дополняется.
Именно в этом Законе были раскрыты все основные понятия, связанные с несением государственной службы. Конечно, существовали и другие определения, в частности, в Трудовом кодексе, хотя и Закон, и Трудовой кодекс являются нормативно-правовыми актами узкого профиля, но этот узкий профиль различается. Закон является непосредственно тем актом, которым следует руководствоваться в-первую очередь.
Принципы функционирования государственной службы закреплены в ст.6 Закона о государственной службе. Они характеризуют основополагающие черты и особенности самого института государственной службы, объективно отражают его направленность, природу и выступают в качестве руководящих идей, ориентиров при организации и функционировании.
Несмотря на то, что государственная служба на современном этапе характеризуется достаточно развитой правовой регламентацией, ее место в правовой системе Республики Беларусь четко не определено. Весьма важным и спорным в науке является вопрос о соотношении различных отраслей права и определении их приоритетности при регулировании отношений государственной службы. Прежде всего речь идет о трудовом и административном праве.
1. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ.
2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право - 1996. – №12. - С. 10-18.
3. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
4. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
7. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
10. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
11. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
12. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
13. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
14. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
24. Путеводитель по кадровым вопросам "Госслужащие" (Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр") (по состоянию на 02.10.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
25. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Привалов Ю.А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
26. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / Штейнер А.И. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
27. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исселедований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.