ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни»
1.2. Особенности отношения к здоровью современных подростков
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
2.1. Содержание работы классного руководителя по формированию у подростков ценностей здоровья
2.2. Формы работы в классном коллективе по формированию у подростков ценностного отношения к здоровью
2.3. Взаимодействие семьи и школы в формировании ценностей здоровья у современных подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «здоровье» с давних пор трактовалось многими учеными по разному, множество словарей дает свое определение «здоровья». В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов» [3].
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и с самим собой [21, c. 51].
Подростковый возраст - это время больших возможностей для формирования здорового образа жизни, но это время большого риска для здоровья. Физические и половые изменения в организме подростков опережают их психоэмоциональное и социальное развитие, поэтому в данном периоде жизни легко создаются отрицательные модели поведения. Во многом здоровье молодых людей определяется той же совокупностью фактов, что и здоровье детей и взрослых: правильным питанием, надлежащей личной гигиеной, соответствующими социальными связями, благоприятным окружением, доступностью основных услуг здравоохранения. Очень важно в подростковом возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. На данный момент происходит осознание здорового образа жизни, его важно для каждой личности.
В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности [13, с. 56].
Ценности - это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов. У человека на протяжении жизни формируются различные ценности, это зависит от взглядов и его ближайшего окружения.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
2.1. Содержание работы классного руководителя по формированию у подростков ценностей здоровья
На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. В основе здоровья каждого человека лежат ценности, которые формируют его взгляды к формированию здорового образа жизни. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [15].
Классный руководитель является важным человек в организации жизни класса и каждого ученика, так как от него зависит качество усвоенных жизненных ориентиров подростка.
Классный руководитель организовывает различные мероприятия, которые ставят перед собой задачи:
1)формировать интерес и стремление заниматься спортом. Это может быть в виде экскурсии в спортивные залы, кружки, где подростки могут попробовать тот или иной вид деятельности. Мальчики в подростковом возрасте хотят быть похожими на актёров, в таких случаях можно подготовить и показать «положительные» фильмы с участие тех актёров, которые позиционируют ценности здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования и развития ценности здоровья актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем развитие подростка.
Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.
Здоровый образ жизни рассматривается автором как комплексная психолого-педагогическая проблема экологии, бережного экологического отношения к духовно-нравственному физическому, психическому здоровью.
На уровне общечеловеческих ценностей здоровый образ жизни понимается автором как модель поведения, обусловленная экологическим императивом и обеспечивающая сохранение экологической ниши для выживания, сохранения жизни, духовно-нравственного, физического, психического здоровья людей, а также устойчивого развития общества в условиях современных цивилизационных трансформаций.
Классный руководитель – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
1. Антропова, М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников/ М. В.Антропов.– М.: Просвещение, 2004. – 72 с.
2. Бокерия Л.А. Дела сердечные. // Культура здоровой жизни, 2007. - № 3. – 82 с.
3. Бондырева С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2007. - 144с.
4. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. – 1999. – № 2. – 78 с.
5. Девятых, С.Ю. Информация по вопросам здоровья в старшем юношеском возрасте и их типология / С.Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2008. - Том 7, № 2.
6. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512 с.
7. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Наука, 2006. - 238 с.
8. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во института социологии РАН, 2002. 240 с.
9. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 1983.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
11. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 2. - 213 с.
12. Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2014. - №13. – 153 с.
13. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
15. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. - 2014. - №6.
16. Федоров А. И. Поведенческие факторы здоровья подростков: гендерный аспект. - Челябинск, 2007. - 28 с.
17. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – 77 с.
18. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб, пособие. -2-е изд., испр, и доп. – М.: Пед, общество России, 2000. – 407 с.
19. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. - 208.