ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие тревожности в психологии
1.2 Проявление тревожности в подростковом периоде
1.3 Коррекция тревожности в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика личностной тревожности у подростков
2.2 Коррекция личностной тревожности у подростков
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что повышенная тревожность подростков отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: не только на учебную деятельность, но и на характер общения за пределами школы, а также психологическое здоровье.
Проблема тревожности является актуальной на сегодняшний день, о чем свидетельствует рост научных исследований и публикаций на эту тему. Изучением тревожности занимались такие известные ученые как В.М. Астапова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан. Среди современных исследователей тревожности можно назвать Е.Ю. Брель, Е.А. Варенникову, Г.Н. Жулина и ВС. Васькину, А.В. Микляеву и П.В. Румянцеву, А.А. Петрова и другие.
Наиболее подверженным к социальным изменениям и стрессам, с ними связанными, является подростковый возраст. Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий, жизнь которого наполнена разнообразными стрессовыми ситуациями. Негативные эмоциональные переживания могут активизировать интеллектуальные и психоэмоциональные возможности подростка, что способствует достижению успеха в учебе, труде и общении. Но чрезмерные по миле и длительности стрессы могут привести к истощению, что негативно скажется на качестве обучения в школе, приведет к отклонениям в поведении.
Особая роль в стимулировании стрессовых ситуаций подростка играет наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. Своевременная психологическая диагностика и последующая психокоррекция тревожности подростка способствует осознанию заинтересованности взрослыми и самим подростком эмоциональных аспектов своей личности и учете их в процессе обучения и общения. Подростковый возраст принято считать сенситивным периодом для коррекции эмоциональных нарушений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие тревожности в психологии
Понятие «тревожность» в психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние.
Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу [22, с. 95].
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы.
Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. В современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Современные исследования тревожности направлены на выявление причин и особенностей проявления у
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика личностной тревожности у подростков
Базой нашего исследования послужило ГУО «Средняя школа №1 г. Круглое». В исследовании приняли участие 33 человека: учащиеся 11 «А» и 11 «Б» классов (Приложение А).
Для того, чтобы выявить уровень тревожности у подростков, мы применяли методику «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева).
Рассмотрим подробнее данную методику.
Методика предназначена для определения уровня тревожности как наличного состояния и свойства личности.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить уровень тревожности подростков. Подробное исследование описано в Приложении Б.
Ход исследования:
Процедура исследования следующая: методика проводилась в групповой форме в письменном виде. Учащимся предлагалось заполнить 2 опросника при помощи четырех-балльной шкалы оценок. В первой части опросника необходимо обвести кружком одну из цифр возле предложений, в зависимости о того, как испытуемый чувствует себя в нормальном состоянии. Во второй части опросника предлагалось оценить, ка испытуемый чувствует себя на уроках в школе. Бланки ответов испытуемых прилагаются.
Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики. Полученные результаты мы сравнивали с нормативной таблицей. В результате
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате первичной обработки данных было выявлено, что большинство подростков из 11 класса характеризуются низкой тревожностью в обычном состоянии и высокой тревожностью в школе. Эти учащиеся испытывают негативное эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Высокая тревожность в школе у учащихся связана с переживанием социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха, со страхом самовыражения, со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
Мы провели коррекционную работу с подростками. Цель программы: развитие адекватной самооценки подростков в процессе учебной деятельности. Задачи коррекционно-развивающей программы: формирование положительной Я-концепции; формирование мотивации достижения успеха; развитие рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока; развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения; формирование потребности в саморазвитии.
Для оценки значимости различий между результатов исследования самооценки и тревожности у подростков до и после формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика и обработки данных с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Современные исследования тревожности направлены на выявление причин и особенностей проявления у подростков ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, которая является стабильным свойством личности. Возрастает интерес к исследованию проблемы высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся.
Подростковая тревожность связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Психологические особенности подростка (повышение рефлексии, формирование характера) являются внутренними причинами появления тревожности.
Психологическая коррекция – это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Сюда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.
Далее мы провели эмпирическое исследование уровня и характера тревожности в подростковом возрасте. В результате первичной обработки данных было выявлено, что большинство подростков характеризуются низкой тревожностью в обычном состоянии и высокой тревожностью в школе. Эти учащиеся испытывают негативное эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Высокая тревожность в школе у учащихся связана с переживанием социального стресса, фрустрацией
1. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин // Психические состояния. – СПб., 2000. – С. 219–229.
5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
6. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
7. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
8. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
9. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
10. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьного возраста / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования : от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
11. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
12. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность / Сост. В. М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 78– 88.
13. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2006. – 430 с.
14. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
15. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 215–224.
16. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
17. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
18. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
19. Самитова, О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Самитова. – Астрахань, 2002. – 17 с.
20. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
21. Спилбергер, Ч. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 295 с.
22. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94–106.
23. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 243 с.
24. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.