Введение
1 Общая характеристика договора перевозки
2 Правовая природа договора перевозки автомобильным транспортом
3 Договор перевозки опасных и крупногабаритных грузов
3.1 Перевозка опасных грузов
3.2 Перевозка крупногабаритных грузов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Деятельность по перемещению грузов в юридическом аспекте проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых правовых отношениях, возникающих и существующих от начальной до завершающей стадии процесса перемещения грузов и людей. При этом применительно к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно транспортный процесс, так и тесно связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие его осуществлению и поэтому экономически неотделимые от основного процесса доставки грузов.
Актуальность данной работы состоит в том, что транспорт (от лат. transporto – перемещаю) всегда был и остается одной из важнейших отраслей материального производства. Латинское изречение гласит: «Via vita est», что значит «Дорога – это жизнь». Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями.
Целью работы является исследование теоретических и нормативных положений о договоре перевозки грузов автомобильным транспортом, а также правовая характеристика его основных элементов, обосновать возможные нововведения в правовом регулировании в области договора перевозки грузов.
Среди задач данной работы следует отметить:
- раскрытие общей характеристики договора перевозки;
- рассмотрение правовой природы договора перевозки автомобильным транспортом;
- исследование договора перевозки опасных и крупногабаритных грузов.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при перевозке грузов.
1. Общая характеристика договора перевозки
Чтобы понять сущность договора перевозки представляется необходимым дать определение самой правовой категории – договору перевозки. Е.Н. Ковалева приводит следующую дефиницию договора перевозки: гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз (или пассажиров и т.д. – в зависимости от предмета договора) в пункт назначения (в случае перевозки груза и багажа – выдать его управомоченному лицу), а отправитель (пассажир) обязуется уплатить за перевозку установленную нормативно-правовыми актами плату [1, с. 16]. Действительно, в приведенном определении наиболее доступно и в соответствии с действующим законодательством раскрывается понятие договора перевозки как такового. Однако нужно отметить одну серьезную неточность в приведенном тексте касательно порядка определения размера платы за осуществляемую перевозку, ибо она не во всех случаях строго устанавливается именно нормативно-правовыми актами, а и соглашением сторон договора при условии, что иной порядок определения размера платы не предусмотрен законодательством.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки [2]. Общие условия перевозки определяются действующим законодательством, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательными актами, транспортными уставами и кодексами, а также актами республиканских органов государственного управления, издаваемыми в соответствии с предъявляемыми требованиями, не установлено иное.
2. Правовая природа договора перевозки автомобильным транспортом
Как свидетельствует результат проведенного изучения литературных источников, в настоящее время в теории гражданского права отсутствует единство точек зрения относительно сущности и правовой природы договора перевозки грузов автомобильным транспортом.
Так М.И. Брагинский считает, что в качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный отправителем груз по назначению и выдать его грузополучателю, а отправитель – внести за перевозку установленную плату. Стороны договора: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель [7, с. 28].
Х.И. Шварц высказывался в пользу консенсуального характера договора перевозки грузов и в качестве обоснования своего суждения отмечал, что при заключении договора на автомобильную перевозку груза у перевозчика не возникает предшествующей этому заключению обязанности предоставить транспортное средство, а у грузоотправителя не возникает обязанности его загрузить [8, с. 68].
В.А. Егиазаров приводит обоснование реальному характеру договора перевозки грузов утверждая о том, что этот договор может считаться заключенным только с момента фактического принятия перевозчиком груза и, как следствие, может относится только к числу реальных договоров. [9, с. 88].
Б.И. Пугинский, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку». Эту концепцию поддерживает так же известный правовед В.В. Витрянский. [10, с. 125].
3. Договор перевозки опасных и крупногабаритных грузов
3.1 Перевозка опасных грузов
Грузоперевозки опасных грузов требуют наличия особых навыков у специалистов осуществляющих перевозку, а также обеспечения определенных условий транспортировки и максимально бережного обращения с предметами и веществами.
Опасными грузами называют вещества, изделия из них, материалы, отходы производственной или иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности, которые не допускаются к перевозке согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) или допускаются к ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий.
Другими словами, к опасным грузам причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они перевозятся с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.
Опасные грузы были классифицированы в ДОПОГ по специальной таблице. Перечень опасных грузов является полным и редко изменяется. Каждому классу были присвоены определенные знаки, символизирующие об их повышенной опасности. Опасные грузы подвергаются определенной маркировке. Наклейки и таблички с указанием класса, подкласса должны быть обязательно наклеены на автомобили и тару.
Заключение
В итоге проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК).
Обязательным при осуществлении автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, а также обязательным является соблюдение требований законодательства по вопросам заключения и выполнения данного рода договоров.
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.
1. Ковалева, Е.Н. Договор перевозки: универсальный справочник / Е.Н. Ковалева / под ред. Л.Ю. Грудицыной. – М. : Эксмо, 2006. – 192 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 февр. 2017 г. – Минск : Амалфея, 2019.
3. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) : Конвенция от 19 мая 1956 г., с учетом Протокола к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) : текст по состоянию на 7 июля 2008 г. – Минск : Амалфея, 2019.
4. Аброскин, А.А. Таможенный перевозчик / А.А. Аброскин // Главный экономист. – 2011. – № 10. – С. 50-53.
5. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н.Л. Бондаренко. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 70 с.
6. Ивакин, В.Н. Гражданское право (особенная часть) / В.Н. Иванкин. – М. : Юрист, 2001. – 320 с.
7. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М. : Изд. Статут, 2012. – 314 с.
8. Шварц, Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте / Х.И. Шварц. – М. : Юрид. лит., 1966. – 262 с.
9. Егиазаров, В.А. Транспортное право / В.А. Егизаров. – М. : Юстицинформ, 2011. – 250 с.
10. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. – М. : Юрайт, 2000. – 248 с.
11. Кураков, Л.П. Экономика и право: большой толковый энциклопедический словарь-справочник / Л.П. Кураков. – 2-е изд., доп. И перераб. – М. : Вуз и школа, 2003. – 866 с.
12. Эртель, А.Г. Проблемы и совершенствование источников правового регулирования международных перевозок / А.Г. Эртель // Современная научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177-184.
13. Камышанский, В.П., Дудченко, А.В. Меры гражданско-правовой ответственности по договору перевозки грузов и пассажиров / В.П. Камышанский, А.В. Дудченко // Закон и право. – 2015. – № 11. – С. 80-82.
14. О транспортно-экспедиционной деятельности : Закон Респ. Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-3 : с изм. и доп.: текст по состоянию на 13 июля 2016 г. – Минск : Дикта, 2019.
15. О дорожном движении : Закон Респ. Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-3 : с изм. и доп.: текст по состоянию на 5 января 2008 г. – Минск : Дикта, 2019.
16. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках : Закон Респ. Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 : с изм. и доп.: текст по состоянию на 17 июля 2017 г. – Минск : Дикта, 2019.