Введение
Глава 1 Характеристика современного состояния информационно-коммуникативной деятельности
1.1 информационно-коммуникативная деятельность как объект исследования современных отечественных и зарубежных исследований
1.2 связи с общественностью как вид коммуникации
1.3 связи с общественностью в системе информационно-коммуникативной деятельности
Глава 2 Связи с общественностью в условиях современного состояния информационно-коммуникативной деятельности в Республике Беларусь
2.1 анализ современного состояния связей с общественностью на примере национального академического драматического театра им. Я. Коласа г. Витебска
2.2 процесс совершенствования состояния связей с общественностью в национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа
2.3 перспективы использования опыта РФ и зарубежных стран в процессе развития связей с общественностью как вида информационно-коммуникативной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Информационно-коммуникативная деятельность - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений внутри каждой страны, между странами и народами, и активно формирует становление общественного мнения. Современные информационно-коммуникативные процессы достаточно быстро осуществляются, развиваются, усовершенствуются и ежедневно огромные массы людей принимают в них участие. С другой стороны, в зависимости от той информации, которую получает современный человек, будет зависеть и форма его коммуникативной деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что коммуникационные процессы становятся все более значимой сферой культурной деятельности. Особую актуальность тематике данного исследования придает также само место коммуникации в современной культуре. Возникновение новых методов информационно-коммуникационной деятельности обусловлено потребностями развития производства, потребления, новым образом жизни, новыми формами жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе.
На современном этапе развития общества коммуникация в сфере культуры реализуется не только посредством ее традиционных форм, таких, как живое и письменное слово, музыка, изображение, танец. Доминирующую роль в современном обществе играют средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино), электронные коммуникации, Интернет. СМИ раскрывают новые возможности социальной ориентации человека посредством распространения социально-культурной информации, регулирующей его поведение, формирующей его самосознание, сплачивающей в организованную историческую силу, мобилизующей на участие в социальной жизни.
Особенности коммуникации в сфере музыкальной культуры заключаются в необходимости формировать (сохранять) и продвигать имидж коллектива, артиста, налаживать отношения с властью, СМИ, организованной общественностью и населением, привлекать финансовый, промышленный, торговый капитал к участию в поддержке ее проектов и программ. В свою очередь, некоммерческие организации помогают всем этим реальным и потенциальным партнерам формировать и продвигать их собственные имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, то есть осуществлять и их коммуникацию.
Сегодня дело не в том, что надо заняться организацией информационно-коммуникационной деятельности, а в том, чтобы выстроить эту деятельность в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная деятельность по связям с общественностью позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность культуры, доступ к ее результатам различных социальных групп.
Глава 1 Характеристика современного состояния информационно-коммуникативной деятельности
1.1 Информационно-коммуникативная деятельность как объект исследования современных отечественных и зарубежных исследований
Понятие «коммуникация» стало активно применяться и разрабатываться в системе социально-гуманитарного знания только с середины XX в. До этого времени велись исследования общения, изучалась его структура, функции, т. е. закладывались предпосылки современной теории коммуникации.
Под коммуникацией в широком смысле понимается «система, в которой осуществляется взаимодействие и его процесс и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» [23, с. 42]. В 1969 г. Ж. Д`Арси впервые акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения материальных и духовных ее составляющих. Коммуникация является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин.
Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода» [23, с. 98].
Сегодня представления Н. Лумана о коммуникации как о характеристике самого общества, его утверждения о том, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации, что только коммуникация может осуществлять коммуникацию» [16, с. 123], приобретают новый смысл и вызывают особый интерес.
Информационно-коммуникативные процессы в обществе изучались как зарубежными исследователями, так и отечественными представителями в рамках различных наук. В этой связи фундаментальными исследованиями являются работы М. Маклюэна.
Концепцию М. Маклюэна можно описать несколькими основополагающими идеями. Во-первых, это повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде случаев само сообщение. Исследователь подчеркивал, что современные средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколько его автора, например, имея в виду телевидение.
Глава 2 Связи с общественностью в условиях современного состояния информационно-коммуникативной деятельности в Республике Беларусь
2.1 Анализ современного состояния связей с общественностью на примере Национального академического драматического театра им. Я. Коласа г. Витебска
Белорусский государственный академический драматический театр имени Якуба Коласа (в то время Белорусский Драматический театр Второй БДТ-2) был открыт в Витебске 21 ноября 1926 года на базе белорусской драматической студии, которая с 1921 по 1926 год существовала при МХАТ им. М. Горького. К открытию театра в Витебске готовились едва ли не круглогодично, что основательно отразилось в газете «Заря Запада». В 1944 году театру было присвоено имя Якуба Коласа.
С первых сезонов театр сотрудничал с белорусскими авторами. Это начал делать еще Николай Красинский, подписав договоры на создание пьес с Язепом Дыло, Михаилом Громыко, Евстигнеем Мировичем, Ильей Беном, Кузьмой Черным, Василием Шашалевичем. Он установил контакт с белорусским драматургом, театральным деятелем Франтишком Олехновичем и пригласил его на должность первого литературного руководителя. Национальная драматургия в репертуаре – это принципиальная позиция театра.
Среди авторов, ко которым обращался театр Я. Купала, Я. Колас, П. Глебка, Э. Самуйленок, К. Черный. Наиболее значительные постановки белорусской классики: «Павлинка», «Примаки» Янки Купалы. На сцене театра шли постановки пьес Якуба Коласа «Война войне» и «В пущах Полесья», которые воплотил Виктор Дарвишев. Также «Гроза будет» по трилогии «На перепутье» (1958, режиссер Ю. Щербаков), «Сымон-музыкант» (1976, режиссер В. Мазынский), «На дороге жизни» (1982, режиссер В. Мазынский), «Земля» (2001, режиссер В. Барковский). С 1941 года в репертуаре театра сохраняется спектакль «Нестерка», поставленный Б. Лойтером по комедии В. Вольского.
Значительное место в репертуаре театра занимает русская и зарубежная классика. Спектакль «Бесприданница», поставленный в 1936 году В. Дарвишевым, стал первым воплощением драматургии А. Островского на белорусской сцене. Художественными достижениями стали постановки «Привидений» Г. Ибсена, «Гамлета» В. Шекспира, «Власти тьмы» Л. Толстого, «Ревизора» Н. Гоголя, «Клопа» В. Маяковского, «Хама» Э. Ожешко и др.
Заключение
Под коммуникацией в широком смысле понимается система, в которой осуществляется взаимодействие и его процесс и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Информационно-коммуникативные процессы в обществе изучались как зарубежными исследователями, так и отечественными представителями в рамках различных наук. В этой связи фундаментальными исследованиями являются работы М. Маклюэна.
Информационно-коммуникационная деятельность является объектом исследования на различных уровнях и в различных понятиях: культурологическом, социологическом, политологическом, философском, психологическом, лингвистическом, и т. д. Информационно-коммуникативную деятельность как процесс рассматривали в своих работах Ю. Хабермас, Д. фон Гильдебранд, Р. Арон, 3. Бжезинский, 3. Бауман, Д. Белл, Т. Бэрман, Дж. Ж. Фурастье, Дж. Гэлбрэйт, М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер и др.
Связи с общественностью или Паблик Рилейшнз, становятся все более значимой сферой деятельности компаний, государственных структур, общественных и социально-культурных организаций. В настоящее время для осуществления любой деятельности в сложившихся рыночных условиях необходимо владеть технологиями деятельности по связям с общественность, или, как чаще ее называют, PR-деятельностью, которая представляет собой комплекс коммуникативных действий, направленных на улучшение взаимоотношений организации и общественности, а также с потенциальными партнерами.
Исследователи выделяют следующие цели и задачи деятельности по связям с общественностью:
- создание имиджа компании и позиционирование его на рынке;
- завоевание доверия со стороны потребителя;
- завоевание расположения спонсоров, партнеров, государственных организаций;
- налаживание процесса коммуникации со СМИ;
- создание положительного имиджа и репутации среди общественности;
- обнаружение проблемных ситуаций и быстрое их устранение;
- привлечение компетентных сотрудников и разработка мер по их мотивации и удержанию;
- брендирование и продвижение продукта или услуги на рынке;
- разрешение спорных вопросов и неоднозначных ситуаций.
В настоящее время деятельность по связям с общественностью включает в себя целый ряд инструментов, таких как:
- имиджмейкинг;
- брендинг;
- медиа-рилейшнз;
- регулирование конфликтов;
- лоббистская деятельность;
- консультативные услуги;
- SWOT-анализ и др.
Public Relations в системе информационно-коммуникативной деятельности реализуется посредством разработки комплексных программ. разработка концепции Public Relations представляет собой комплексную модель, направленную на достижение запланированных целей. Основой данной модели является комплекс мероприятий, которые обеспечивают успешную реализацию PR-кампании. Как правило, разработка PR-программы включает в себя следующие этапы: формирование миссии организации, определение целей и задач, SWOT-анализ ситуации, выбор методов и форм воздействия, уточнения аудиторий и целевые группы коммуникаций, оценка эффективности.
1. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М., 2008. – 413 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для выс. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
3. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.
4. Блэк, С. Паблик Рилейшнз. Что это такое?: пер.с англ. / С. Блэк. – М.: Новости:Модино пресс, 1990. – 240 с.
5. Блюм, М.А. PR-технологии в коммерческой деятельности: учеб. пособ. / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов., Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 104 с.
6. Бодалев, А.А. Психология общения /А.А. Бодалев // Избранные психологические труды. – 3-е изд.,перераб и допол. – М.:НПО Модэк,2002. – 320 с.
7. Брудный, A.A. Понимание и общение / А.А. Брудный. – М.: Знание, 1989. –365с.
8. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
9. Катлип, С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – 8-е изд.: пер. с англ. – М.: Издательский дом Вильямс, 2003. – 624 с.
10. Каюмов, А.Т. Информационное общество: концептуальное осмысление динамики социокультурного развития: автореф. дисс. доктора филос. наук / А.Т. Каюмов. – Уфа, 2007. – 44 с.
11. Королько, В.Г. Основы Паблик Рилейшнз: учеб. для студ. вузов / В.Г. Королько. – М., Рефл-бук: Ваклер, 2001. – 528 с.
12. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. – 2-е изд., доп. и перер. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 302с.
13. Курлов, А.Б. Основы теории коммуникации / А.Б. Курлов. – Уфа: БашГУ, 2002. – 124 с.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 121 с.
15. Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.:Владос, 2001. – 245с.
16. Луман, Н. Медиа коммуникации / пер. с нем. А. Глухов, О. Никифоров. – М: Издательство «Логос». 2005. – 280 с.
17. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2003. – 464 с.
18. Роджерс, К.К науке о личности / К.К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986. – С. 200-230.
19. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / пер. с нем. Д.В. Скляднева. – Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 2002. – 451 с.
20. Тульчинский, Г.Л. PR формы: технология и эффективность / Г.Л. Тульчинский Г.Л. – СПб., 2011. – 181 с.
21. Чумиков, А.Н. Медиарилешнз: учеб. пособ. для студ. вузов / А.Н. Чумиков. – М., ЗАО «АспектПресс», 2014. – 184 с.
22. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособ. для студ. управленч. спец. вузов / А.Н. Чумиков. – 2-е изд., испр. и доп. – М., Дело, 2001. – 272 с.
23. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учеб. для бакалавров / Ф.И. Шарков. – 4-е изд. – М.: Дашков и К°, 2017. – 488 с.
24. Ячков, А.В. Информационно-коммуникативные технологии в политической системе: дисс. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук / А.В. Ячков. – М. 2006. – 134 с.