Введение
Все люди чувствуют, испытывают и реагируют на действия других людей и социальные обстоятельства. Это связано с развитием эмоциональной сферы личности. Эта концепция многогранна и включает в себя: эмоциональные состояния, ощущения, чувства, эмоциональные черты личности, определяющие действия человека, его характер, темперамент - его индивидуальность (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев). Все психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание, воображение, память и, конечно же, волевые качества, формируются под влиянием эмоциональной сферы ребенка. Таким образом, проблема развития эмоций, их роль в возникновении мотивов как регуляторов активности и поведения детей является одной из важнейших проблем психологии и педагогики (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, К.Е. Изард).
Такие ученые, как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин и соавт. Утверждают, что все нарушения познавательной деятельности, возникающие в детстве, должны быть связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Нарушения в той или иной степени негативно влияют на развитие эмоциональной сферы детей. Может негативно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наложения, способствовать развитию негативных качеств характера (застенчивость, замкнутость, негативность, чувство неполноценности).
Одним из наиболее частых нарушений личности, проявляющихся как устойчивая или временная черта характера, основанная на враждебности человека по отношению к другим людям, животным, а также к объектам мира, стремлению причинить им вред, уничтожить, уничтожить, является агрессивность. Агрессивность мотивируется деструктивным поведением, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе, повреждая объекты нападения (одушевленные и неодушевленные), причиняя физический вред людям (негативный опыт, состояния напряженности, страха).
Проблемой агрессивности и разработкой путей ее преодоления в психологии и педагогике занимались М.Г.Боряков, Г.Э.Бреслав, Л.Н.Калинина, Е.К.Лютова, В.Г.Маралов, Г.Б.Монина, М.А.Панфилова, Н.М.Платонова, А.А.Романов, Е.О.Смирнова, Л.П.Фролова, И.А.Фурманов,
Г.Р.Хузеева, Н.А.Чижова, Ю.В.Щербинина, а также У.Б.Брак, Р.Бэрон, Г.В.Лаут, Ф.Линдеркамп, Г.Паренс, Д.В.Хорсанд и многие другие.
Часто агрессия проявляется у детей с ЗПР. Особенности эмоционально-волевого и личностного развития детей с ЗПР, а также проявлений у них агрессии рассматриваются в работах А.А.Волочковой, Т.В.Егоровой, Г.И.Жаренковой, Г.В.Залевского, В.В.Знакова, Н.Ю.Купряковой, Л.В.Кузнецовой, Н.В.Максимовой, Н.А.Никашиной, У.В.Ульенковой.
1 Теоретические аспекты изучения агрессии у детей с ЗПР
1.1 Понятие и основные характеристики агрессии
Многие отечественные ученые подчеркивают, что агрессивность является свойством личности как социального существа. А поскольку человек является продуктом овладения человеком культурным наследием человечества, то агрессивность как одно из его качеств приобретается социально. Агрессия как свойство личности формируется в основном в процессе ранней социализации, в детском и подростковом возрасте [21, с. 65].
С точки зрения современных исследователей, агрессия рассматривается как личностная черта, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в тенденции воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное [11].
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причинение вреда объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причинение физического вреда людям или причинение им психологического дискомфорта (отрицательный опыт, состояние напряжения, страх , депрессия и т. д.) [2, с. десять].
Другими словами, агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда по любым мотивам. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные физические и психологические жизненные ситуации, которые вызывают стресс, расстройство и другие подобные условия.
С точки зрения теории притяжения, агрессивность - это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь и ненависть по отношению к другим или самому себе, и с помощью которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия - это механизм, с помощью которого эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, главным образом с целью покорения или покорения их. Впоследствии даже многие психоаналитики оставили «жесткие схемы» фрейдистской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.
Например, по словам А. Адлера, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряженности противоположных принципов: жизнь и смерть, субъект и объект, тезис и антитезис, любовь и война.
Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассмотрел два совершенно разных типа агрессии. Это оборонительная, «мягкая» агрессия, которая служит делу выживания человека; он имеет биологические корни и исчезает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой тип представляет «злокачественную» агрессию - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [3, с. 6].
2 Эмпирическое исследование проявлений агрессивности у детей с ЗПР
2.1 Характеристика выборки, инструментария и процедуры исследования
База исследования: исследование проводилось на базе «Специальный детский сад №1 г.Гомеля». В исследовании приняли участие 30 детей с ЗПР и 30 детей с нормативным развитием.
Выборка исследования представлена в приложении А.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления агрессивности у детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: особенности интеллектуального развития (ЗПР) оказывают влияние на проявление агрессивности.
В ходе исследования использовался опросник агрессивности Басса – Дарки [24, с. 159]. Назначение методики: выявление уровня агрессивности, а также агрессивных реакций личности. Опросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию, как акт поведения. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальаня агрессия, чувство вины.
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины
Создавая собственную анкету, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки определили следующие типы реакций:
Физическая агрессия - применение физической силы против другого человека.
Косвенный - агрессия окольным путем, направленная на другого человека или не направленная на кого-либо.
Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм - это поведение, противоположное поведению, от пассивного сопротивления активной борьбе против сложившихся обычаев и законов.
Обида - зависть и ненависть других к реальным и воображаемым действиям.
Подозрение колеблется от недоверия и осторожности к людям до убеждения, что другие люди планируют и причиняют вред.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
С точки зрения современных исследователей, агрессия рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в тенденции воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное.
Агрессия у детей дошкольного возраста обычно проявляется внешне. Проявление агрессивного поведения также включает в себя эмоциональные реакции, а также вербальные (слова) и невербальные (жесты, выражения лица) реакции и действия. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастом. Установлено, что дошкольники склонны к использованию физической агрессии, а девочки - к словесной. Агрессия ребенка может быть направлена на других детей, воспитателя, на близких людей; на животных; на себя (выдергивание волос, откусывание ногтей, отказ от еды); на внешних объектах (разрушение объектов, повреждение имущества); на символические и фэнтезийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).
Для детей с умственной отсталостью также проявляются проявления агрессивности. Они с трудом ладят со своими сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Среди умственно отсталых детей есть и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети оскорбляют молодых, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; мстительность отмечается иногда через некоторое время. У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в виде злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при отсутствии активных форм агрессии.
По итогам проведенного исследования можно отметить, что между детьми с ЗПР и нормативным развитием нет различий только по показателям «Физическая агрессия» и «Негативизм», которые находится на среднем, оптимальном уровне.
Что касается отдельных показателей, то у детей с нормативным развитием преобладает «Вербальная агрессия», которая находится на высоком уровне. Также преобладают показатели «Обида», «Подозрительность», «Чувство вины» и «Индекс враждебности», которые находятся на среднем, оптимальном уровне выраженности.
У детей с ЗПР же преобладают такие качества как «Косвенная агрессия», «Раздражение». В целом индекс агрессии преобладает у детей с ЗПР, это говорит о преобладании у них более агрессивных качеств, чем у детей с нормативным развитием.