Введение
1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
1.2 Понятие и виды копинг-стратегий
1.3 Особенности профессиональной деятельности медицинских работников
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Результаты исследования эмоционального выгорания у медицинских работников по методике В.В. Бойко
Приложение Б Результаты исследования копинг-стратегий у медицинских работников по методике Р. Лазаруса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении жизни взрослый человек неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание.
Многочисленные психологические исследования (Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский, Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, И.А. Частоедова, Е.А. Мухачева и др.) свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Медицинские работники являются наиболее подверженными среди представителей «помогающих» профессий эмоциональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.
В зарубежной психологии проблема копинг-поведения является достаточно изученной (V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou, K. Sesar, N. Simic, M. Barisic). В отечественной литературе работы по проблеме совладающего поведения стали появляться не так давно. Среди отечественных авторов, которые занимались данной проблемой, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойко, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач, С. Джексон);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (С. Чернисс, В. Орел);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
В связи с этим можно говорить о феномене эмоционального выгорания как динамичной многокомпонентной системе, опосредствованной профессиональной деятельностью специалистов и в ней же проявляющейся.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 9, с. 61].
Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Также понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко эмоциональное выгорание считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [4, с. 102].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников с помощью опросников;
3) на третьем этапе проводилось обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе филиала учреждения здравоохранения «Кобринская ЦРБ» «Родильный дом». Всего в исследовании приняли участие 40 акушерок. Возраст испытуемых – 26-39 лет.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников;
2) определить копинг-стратегии у медицинских работников;
3) установить наличие или отсутствие взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Методы исследования: опрос, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [4].
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Охарактеризованы основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание». В отечественной психологии под эмоциональным выгоранием понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В зарубежной психологии эмоциональное выгорание рассматривается как своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается во времени с определенными стадиями.
2. Рассмотрено понятие и виды копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Основными критериями для систематизации стратегий преодоления кризисных событий жизненного пути являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность личности, успешность копинга, наличие тех или иных ресурсов личности. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д. Активные копинг-стратегии направлены на целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации, пассивные – на использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
3. Раскрыты особенности профессиональной деятельности медицинских работников. Особенностями профессиональной деятельности медицинских работников являются: однообразная, стереотипная деятельность, ежедневное длительное напряженное общение с пациентами, длительное нахождение в поле отрицательных эмоций, повышенное чувство ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Медицинская профессия предъявляет высокие требования к личности работника, которые связаны с эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, что повышает риск возникновения у них эмоционального выгорания. Медицинские работники осуществляют свою деятельность в условиях напряженной производственной среды, часто испытывают социальную фрустрированность в связи с низкой социальной оценкой значимости их труда.
1. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс : синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
2. Баженова, А. Н. Профессиональная деформация личности психолога / А. Н. Баженова // Интеграция образования. – 2003. – № 2. – С. 145–149.
3. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
5. Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
6. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
8. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
9. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание : сб. науч. статей. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
10. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
11. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
12. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
13. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
14. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 468 с.
15. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
16. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
17. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
18. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
19. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л. И. Вассермана // Опросник способов копинга: методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 25–29.
20. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
21. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
22. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
23. Петрова, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
24. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
25. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
26. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
27. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
28. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
29. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
30. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
31. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
32. Юдина, Е. В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов : экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.