Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности
1.1 Формирование самооценки, как педагогическая проблема. Что такое формирование самооценки
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3 Занятия хореографией, как пространство для формирования самооценки
Выводы по 1 главе
Глава 2 Практические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности
2.1 Диагностика уровней сформированности самооценки подростков
2.2 Методические рекомендации по формированию самооценки подростков
2.3. Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение.
Одна из приоритетных целей современного образования – это развитие полноценной, всесторонне развитой личности. Для этого необходимо направить все усилия на создание благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. В процессе становления личности огромное влияние имеет такая психологическая характеристика, как самооценка. Самооценка человека во многом определяет его жизненную позицию, положение в обществе, социальные потребности и качество его жизни.
Подростковый возраст является важным и сложным периодом в жизни человека, когда происходит становление личности. Все ее компоненты преобразуются в новые или переходят на новый уровень. В этот период формируется система ценностей, взглядов, целей и приоритетов. Процесс становления личности сопровождается активным поиском ответов на поставленные вопросы, совершением ошибок, достижением успехов. Так, в подростковом возрасте ребенок ищет себя и свое место в социуме. Важно помочь ему, оказать поддержку.
Хореографическое искусство является универсальным для воспитания полноценной личности подростка. Это обусловлено тем, что хореография синтезирует в себе множество сфер творчества. Общеизвестно, что хореографическая деятельность в большинстве своем является коллективной, а нигде так активно не развивается самооценка подростка как в коллективе. На занятиях хореографией развиваются творческие способности учащихся, повышается их интеллектуальный уровень, формируется эстетический внешний вид, развиваются такие качества как отзывчивость, упорство, целеустремленность, взаимопонимание, которые оказывают непосредственное влияние на самооценку личности подростка.
В современной научной литературе имеется большое количество работ, посвященных изучению феномена самооценки, в том числе и в подростковом возрасте. Исследователи рассматривают такие вопросы как формирование и развитие самооценки, возможности и методы ее диагностики и коррекции, ее влияние на сферы жизни человека. Однако изучение самооценки подростков в процессе хореографической деятельности остается неизученным, что и определило актуальность данной работы.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности.
1.1 Формирование самооценки, как педагогическая проблема. Что такое формирование самооценки.
Термин «самооценка», несмотря на его не многозначность, имеет много определений. Самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества. Таким образом, самооценка связана с одной из центральных потребностей личности в самоутверждении.
Теоретическим основанием для разработки проблемы развития самооценки могут служить работы отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркиной, О.А. Белобрыкиной, Р. Бернса, Т. Шибутани, У. Джемса. Наличие различных подходов исследователей определило большое количество определений понятия «самооценка».
О.А. Белобрыкина считает, что «самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, личных возможностей и качеств, собственного положения среди других людей» [4, с. 18]. В толковом словаре русского языка самооценка определяется как «суждение человека о наличии, отсутствии или слабости определенных собственных качеств или свойств, в сравнении их с определенным идеалом, эталоном» [11, с. 154].
Некоторые исследователи определяют самооценку как ценность, которую личность приписывает сама себе и собственным качествам. Определяющим критерием в данном случае выступает с одной стороны система личностных ценностей и критериев оценки самого человека, с другой – оценка личности окружающими [9].
Выводы по 1 главе.
Самооценка является фундаментальной характеристикой личности, которая определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, а также определяет результативность деятельности личности. Она оказывает влияние на успешность реализации человека в обществе, для которой необходимо формирование адекватной самооценки. Самооценка является сложной комплексной психологической характеристикой, формирование которой начинается в дошкольном возрасте и активизируется в подростковом.
Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей, которые связаны, в первую очередь формирование собственного «Я-образа» подростка. На формирование образа, в первую очередь, оказывает коллектив сверстников, а также мнение взрослых. На формирование самооценки в подростковом возрасте влияет его деятельность и взаимоотношения с окружающими. Большое влияние на самооценку оказывают занятия творчеством, в том числе и хореографией. Так как хореографическое искусство является коллективным видом деятельности, то в процессе занятий корректируются недостатки самооценки подростков.
Глава 2 Практические аспекты формирования самооценки подростков в процессе хореографической деятельности.
2.1 Диагностика уровней сформированности самооценки подростков.
Исследование проводилось на базе образцового хореографического ансамбля «Кужалек» г. Могилева. В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что исследование способствует выявлению уровня сформированности самооценки подростков и позволяет разработать методически рекомендации с целью коррекции самооценки у учащихся.
Была определена следующая цель исследования: изучить уровень сформированности самооценки подростков.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
проведение исследования на основе методики Дембо-Рубинштейн (Приложение А);
разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию самооценки у учащихся.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет, в количестве 20 человек.
Описание методики.
Методика Дембо-Рубинштейн была разработана Т.В. Дембо в 1962 г. и дополнена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. Изначально методика разрабатывалась с целью определения уровня счастливости человека. С.Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, придав ее несколько другое направление. Так С.Я. Рубинштейн предложила при помощи данной методики изучать уровни самооценки.
Методика проводится в форме свободной беседы. Данная методика может применяться, как в отношении здоровых подростков, так и на людях, имеющих психологические отклонения. В ходе исследования не проявлялось негативного отношения со стороны испытуемых. Результаты исследования приведены в сводной таблице (Приложение Б).
Выводы по 2 главе.
При помощи методики Дембо-Рубинштейн был определен уровень сформированности самооценки учащихся образцового хореографического ансамбля «Кужалек». Исследование показало, что в целом у большинства учащихся самооценка соответствует адекватному уровню, однако были выявлены подростки с завышенной и заниженной самооценкой. В целях коррекции самооценки подростков были предложены методические рекомендации.
В качестве примера был рассмотрен план занятия по приобретению навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн. Структура занятия по хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.
Заключение.
В ходе работы было выяснено, что самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества. Таким образом, самооценка связана с одной из центральных потребностей личности в самоутверждении.
Исследование феномена самооценки и различные его аспектов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги и методисты, такие как, Р. Бернс, В. В. Давыдов, К. Роджерс, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О.А. Белобрыкина, А. Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон, В.В. Столин, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Аитова, В.И. Развитие творческой активности личности участников хореографического коллектива / В.И. Аитова // Сборник материалов студенческих научных конференций Челяб. гос. Акад. культуры и искусств / под науч. ред. проф. Н.Г. Апухтиной. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006 – 254 с.
3. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1968 – 464 с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
9. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина // Сайт национальной энциклопедической службы России. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/. – Режим доступа: 30.01.2019.
10. Емельянова, О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.
11. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 312 с.
12. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
13. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом /Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 165 с.
14. Левин, К. Динамическая психология: избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.
15. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.,1975. – 304 с.
16. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: пед. соч.: в 8 томах / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика. – Т. 1. – 1983. – 329 с.
17. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2008. – 181 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
20. Сапогова, Е.Е Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2005. – 123 с.
21. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 512 с.
22. Чеснокова, И.И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – 260 с.
23. Шепеленко, Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном пространстве: автореф. дис. …канд. пед. наук / Д.А. Шепеленко. – Ростов н/Д, 2011. – 25 с.
24. Шибутани, Т. Я концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Шибутани. – Самар: Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 134 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
26. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.