Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения отношения к будущей профессии подростка
1.1 Выбор будущей профессии: сущность и мотивы
1.2 Особенности отношения к будущей профессии в подростковом возрасте
Глава 2 Эмпирическое исследование отношения к будущей профессии в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования отношения к будущей профессии в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные условия развития личности активизировали проблему профессионального самоопределения и такую важнейшую его составляющую как выбор будущей профессии. Старший подростковый возраст представляет собой период, находящийся в центре этой проблемы, так как именно в этом возрасте появляется избирательность отношения к различным профессиям, мотивация к будущей профессиональной деятельности, закладываются основы профессиональной направленности.
В настоящее время к личности старшего подростка предъявляются высокие требования. Одним из важнейших проявлений личностного развития подростка является профессиональное самоопределение. С одной стороны, профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора.
Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Отношение к выбранной профессии отражает мотивационно-ценностный аспект. Выбор профессии является сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
Отношение к будущей профессии в подростковом возрасте имеет свои особенности. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. Зачастую такой информации подросткам часто не хватает. В основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг и кинофильмов, а собственный опыт еще отсутствует.
Осознанный выбор профессии подростком влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Правильно сделанный выбор профессии повышает самоуважение и позитивное представление индивида о себе (R. Dore, E.H. Erikson), сокращает частоту психологических проблем, связанных со здоровьем (A.H. Portigl), повышает удовлетворенность жизнью (Е.М. Павлютенков, А.П. Чернявская, Х. Уарте, N. Schmitt, P. M. Mellon и др.).
В современных исследованиях особое значение имеет изучение трансформации тенденций мотивов выбора профессии, условий и механизмов формирования адекватных мотивов профессионального самоопределения у старших подростков. Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. Факторы выбора профессии исследуется в современной психологии в контексте наиболее общей проблемы – личностного выбора (Л.А. Головей, Е.А. Климов, И.В. Кузнецова и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКА
1.1 Выбор будущей профессии: сущность и мотивы
В настоящее время в психологической литературе обнаруживаются разные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат положение о том, что этот выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения, который осуществляется в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим набором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии [26].
Проблема выбора будущей профессии рассматривается в отечественной психологии в рамках проблемы профессионального самоопределения. При этом, профессиональное самоопределение отечественными психологами рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Согласно Н.С. Пряжникову, «профессиональное самоопределение как процесс включает в себя осмысление и осознание собственной системы жизненных смыслов и принципов, формирование и постановку целей и задач, определение способов их достижения, сравнение и выбор ценностей и идеалов, определение собственной позиции субъекта по отношению к тому или иному вопросу» [27, с. 158].
Профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [30].
В работах Э.Ф. Зеера профессиональное самоопределение определяется как «процесс самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации» [14, с. 113].
Профессиональное самоопределение предполагает готовность к выбору профессии и представляет собой устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков) [32]. По определению М.В. Ретивых «профессиональное самоопределение является интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, которое проявляется в психофизиологической, нравственной, практической готовности к становлению и реализации профессиональных стремлений» [28, с. 17].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности отношения к будущей профессии в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей отношения к будущей профессии в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия между мальчиками и девочками подросткового возраста по мотивам выбора будущей профессии и профессиональным склонностям.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-х классов в возрасте 13-14 лет. Выборка исследования была разделена на две группы: в первую группу вошли 15 мальчиков, во вторую группу вошли 15 девочек.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Назначение: определение ведущего типа мотивации при выборе профессии.
Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Испытуемому предлагается оценить ряд утверждений по 5-балльной шкале. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации:
– внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
– внешние отрицательные мотивы (воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме отношения к будущей профессии подростка. Выбор профессии представляет собой важнейший компонент профессионального самоопределения, который осуществляется в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии – это длительный процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Выбор профессии означает проецирование в будущее определенной социальной позиции, что характеризует смысловое будущее субъекта. Будучи сложным комплексом типов и видов принятия решения, основными из которых являются процессы принятия решения на мотивационно-личностном уровне, выбор профессии определяется различными мотивами. Мотивы выбора будущей профессии могут быть внутренними (связанными с индивидуально-психологическими особенностями личности) и внешними (связанными с социальной средой). Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. Подростки испытывают ряда трудностей при выборе профессии, которые связаны с незнанием мира существующих профессий, недостаточной психологической готовностью к приобретению той или иной профессии, неправильной самооценкой способностей и профессиональных интересов, возможностей и ограничений, а также неумением правильно соотносить результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается представляет собой важнейшее личностное образование старшего подростка, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. На отношение у будущей профессии в подростковом возрасте оказывают влияние оценки и мнение родителей и друзей, личные профессиональные предпочтения, способности, уровень притязаний.
Определены мотивы выбора профессии в подростковом возрасте. В подростковом возрасте отмечаются преимущественно внутренние индивидуально значимые мотивы и внешние положительные мотивы. Преобладание в подростковом возрасте внутренних индивидуально-значимых мотивов выбора профессии свидетельствует о том, что для мальчиков и девочек характерна высокая личная значимость выбранной ими профессии, которая приносит удовлетворение, преимущественно благодаря ее творческому характеру, возможности общения. Преобладание в подростковом возрасте внешних положительных мотивов свидетельствует о том, что для юношей и девушек значимы такие мотивы как материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2011. – 396 с.
2. Алекберова, Д.Р. Отношение подростков и их родителей к интересу как факторы выбора профессии / Д.Р. Алекберова, А.В. Пушкина // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 9-1. – С. 39– 43.
3. Александрова, Н.А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи / Н.А. Александрова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – Вып. 6. – С. 90–96.
4. Альперович, В.Д. Особенности самооценки и самоэффективности подростков, различающихся мотивами выбора будущей профессии / В.Д. Альперович // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 1–8.
5. Андриенко, О.В. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ / О.В. Андриенко // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2 (32). – С. 124–128.
6. Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А.В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
7. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
8. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19–27.
9. Головей, Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н.А. Грищенко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
10. Голубцова, А.Г. Мотивы выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Голубцова. – Саратов, 2017. – 19 с.
11. Груздова, Е.В. Общая характеристика профессионального выбора подростка / Е.В. Груздова, Л.В. Абдалина // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 1. – С. 95–99.
12. Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159–160.
13. Зарембо, Г.В. Родители и дети: путь к выбору профессии / Г.В. Зарембо, В.В. Углов, Т.Н. Герасименко // Научный диалог. – 2017. – № 12. – С. 467–470.
14. Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э.Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 141–147.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
17. Кондратенко, Н.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи / Н.А. Кондратенко, С.Н. Шашкова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2018. – № 2. – С. 71–79.
18. Костюнина, Е.А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е.А. Костюнина, Л.Г. Агеева // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – С. 530–533.
19. Красник, В.С. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности / В. С. Красник, П. Лукиных // Вестник Института психологии и педагогики. – 2010. – № 10. – С. 116–121.
20. Кретова, Н. А. Факторы профессионального самоопределения личности / Н. А. Кретова, С. И. Вершинин // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 12. – С. 39–42.
21. Макаров, В.К. Факторы выбора профессии старшеклассниками / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2010. – № 2. – С. 145–148.
22. Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
23. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 3 (75). – С. 121–124.
24. Панина, С.В. Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи / С.В. Панина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 2. – С. 1–4.
25. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 211–216.
26. Потехина, Н.В. Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения / Н.В. Потехина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 296–296.
27. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
28. Ретивых, М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
29. Ретунская, Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т. Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126–130.
30. Решетников, В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В. В. Решетников // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2. – С. 1163–1166.
31. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Владос, 2002. – 96 с.
32. Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 19–26.
33. Эриксон, Э.Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2005. – 345 с.
34. Яковец, Д.А. Проблема мотивации выбора профессии подростками / Д.А. Яковец, К.К. Глонина // Современные проблемы развития, образования и воспитания молодежи: материалы научной конференции. – М., 2017. – С. 25–30.