Введение
1 Историография и источники
2 Конституционная основа БНР
3 Деятельность органов власти БНР
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важной особенностью исторического процесса в 1915-1918 гг. в Восточной Европе являлся интенсивные поиски народами бывшего Великого Княжества Литовского, белорусским и литовским, утратившими в конце XVIII в. государственность, своего национально-государственного фундамента. На протяжении нескольких лет белорусской национальной интеллигенцией были созданы проекты обновления государственности. Однако в силу различных причин, единственными из них, нашедшим свое реальное воплощение стало создание Белорусской Народной Республики.
На протяжении века историки дают различную оценку существованию БНР. Однако такой аспект ее деятельности как законотворческий рассмотрен только в работах нескольких исследователей. Этим объясняется актуальность изучения законодательной базы БНР.
Целью курсовой работы является изучение нормативно-законодательной базы БНР и ее применения в формировании белорусской государственности.
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть историю изучения законотворческой и конституционной деятельности Рады БНР и других ее органов власти;
• Проанализировать Уставные грамоты как конституционную основу БНР;
• Выявить особенности развития законотворческой деятельности в БНР.
Объект курсовой работы – роль нормативно-законодательной базы БНР и ее применение в формировании белорусской государственности.
Предмет – нормативно-правовая база БНР.
Первая глава представляет собой обзор литературы по теме исследования. Отметим, что интерес к данной противоречивой теме остается открытым в белорусской историографии. Однако, несмотря на это обстоятельство, фундаментальных работ, посвященной нормотворческой деятельности органов власти БНР так и остается неразрешенным. Он затрагивается фрагментарно в раках изучения других аспектов деятельности БНР. Наиболее полный историографический обзор представлен в работах В.Г. Мазца и И.Р. Кулевича.
Во второй главе автор останавливается на конституционной основе Белорусской Народной Республики, т.е. на процессе принятия и содержании Уставных грамот. Конституционные основы государства были прописаны во II Уставной грамоте. Однако содержание каждой из них и хронология создания продиктованы геополитической ситуацией, которая сложилась вокруг наших территорий.
1 Историография и источники
Особенность белорусского национального движения заключалась в том, что за относительно непродолжительное время он прошел путь, которым другие народы идут десятилетиями. Это видно на примере становления белорусской государственности. От возникновения первой белорусской партии до провозглашения БНР прошло всего пятнадцать лет. После Октябрьской революции главным требованием в этой области была автономия в составе России. А уже через несколько месяцев провозглашена ее независимость. Так можно по-разному относиться к БНР, называть ее «марионеточным государствам» немецких оккупантов или более сдержана – только идеей белорусской государственности, но сам факт ее провозглашения свидетельствует о пробуждении белорусской национальной само сознательности.
Первые публикации, посвященные проблеме БНР, стали появляться сразу после провозглашения Белорусской Народной Республики и принадлежали перу непосредственных участников белорусского национально-освободительного движения и создателей БНР. Общим для авторов этих публикаций являлся подход к проблеме белорусской государственности. Они исходили из безусловного признания того факта, что белорусы – самостоятельный народ, который имеет законное право на самоопределение и создание независимого государства. Непосредственным участником борьбы за создание белорусской государственности на демократической основе были высказаны следующие концептуальные выводы по рассматриваемой проблеме.
•Заключение Брестского мира явилась одной из причин провозглашения независимости БНР 25 марта 1918.
• Провозглашение БНР – неслучайное явление, а закономерный итог, логическое продолжение всего предыдущего развития белорусского национального движения и Рада БНР справедливо считала себя носителем белорусской идеи и основательницей прав национальности и территории.
• В условиях оккупации построить реальное, независимое государство было не возможно, поэтому Народный Секретариат и Рада БНР являлась политических центром, который объединял и организовывал общественную жизнь Беларуси и по возможности охранял ее интересы.
• Провозглашение и деятельность ее органов были фактором, который вызвал провозглашение БССР. [14, с. 189]
Необходимо отметить, что в дальнейшем исследователи этой проблемы эти положения подтверждали и развивали далее или опровергали: частично или полностью.
2 Конституционная основа БНР
Угроза со стороны России, которая имела собственные взгляды на будущее западных губерний и молодого польского государства, которое претендовало на территории бывшей Речи Посполитой, вынудила виленских белорусских лидеров искать компромиссов с литовскими. В тех условиях часть белорусских организаций продолжала считать необходимым создание общего с ними государства. Помощь в реализации своих политических идей они планировали получить у Германии [18, с. 111].
На своей конференции в сентябре 1917 года БНК, Белорусская социал-демократическая рабочая группа и Виленский комитет Белорусской социалистической громады отказались от идеи развития Беларуси, оторванной от Литвы, и разработали платформу, которая, по сути, повторяла идеи А. Лучкевича о Балтийско-Черноморском союзе. Впервые предлагалось внутреннее разграничение автономных белорусских и литовских земель, согласно языку местных жителей. Подчеркивалось, что такой же позиции придерживались белорусские организации по другую сторону фронта в границах России [15, c.70].
Однако эта идея была неприемлема для литовцев, которые твердо взяли курс на создание мононационального государства в границах «этнографической Литвы с прилегающими территориями» и со столицей в Вильне. Реализация немцами новой литовской политики позволила литовцам выбрать в сентябре 1917 года Тарыбу (Раду), которая 11 декабря провозгласила о создании Литовского государства и приняла статус немецкого протектората.
В связи с новыми реалиями белорусским организациям пришлось уточнить программу действий. Белорусская конференция в Вильне 25-27 января 1918 года не признала декларации Тарибы, которая в одностороннем порядке провозглашала независимость этнической Литвы с включением в ее состав белорусских земель. В противодействие Тарибе конференция создала Виленскую белорусскую раду во главе с А. Луцкевичем – орган белорусского представительства края, который выступил за общую белорусско-литовскую государственность. Ни Германия, ни литовцы не отреагировали на решения этой конференции.
Драматические перемены в геополитических обстановке обусловили «пошаговое» законодательное оформление провозглашения БНР: оно потребовало принятия одного за одним трех уставных актов. Очередность этих «шагов» невольно (по причине различных по времени, но одинаково серьезных изменений политической ситуации) копировала процесс последовательного принятия четырех Универсалов Украинской Центральной Рады.
3 Деятельность органов власти БНР
С начала своего провозглашения провозглашение БНР не нашло поддержки широких народных масс. Причин этому существовало много. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что она была создана и существовала в сложных условиях, во время немецкой оккупации. Германское правительство и финансовые группы, которые стояли за ним, были против нахождения Беларуси в составе России. Сближение Беларуси с Польшей тоже не входило в планы Германии. Беларусь должна была войти в зону немецкого влияния. Поэтому оккупационный режим не сотрудничал с национальными силами.
Сложные процессы проходили в правительстве БНР. Члены БПС-Р Т. Гриб, П. Бадунова, А. Карач вышли из состава Народного секретариата, но вместе с членами рады БНР М. Пашковичем, Н. Козичем, М. Шило, Я. Мамонька и другими оставались как непримиримая оппозиция. После отставки И. Середы и А. Смолича члены Народного секретариата, которые остались, сложили с себя полномочия. В раде БНР места членов ее городской группы заняли представители культурных, профессиональных и научных белорусских организаций, а также Бунда, Минской еврейской общины. В итоге рада стала коалиционным органом с перевесом консервативных сил. Сдвиг БНР вправо и отставка Народного секретариата положительно воспринимались немецкой оккупационной администрацией. Первое правительство БНР так и не сделало ничего реального из того, что предполагалось, и для этого было задействовано много усилий. [4, с. 100]
По рекомендации германского командования формирование нового состава Народного секретариата было поручено помещику Р. Скирмунту. Почти два месяца он вел переговоры с представителями партий. Социалистические партии его программу не поддерживали. Они считали, что на ее основе невозможно выйти из кризиса. Политический кризис усложнялся. Миссия Р. Скирмунта провалилась. Формирование нового правительства И. Середе. В сравнении с Р. Скирмунтом он занимал центристскую позицию. Несмотря на контакты с социалистическими партиями, выполнить эту задачу он тоже не смог. Сил у центра было недостаточно, чтобы создать правительство.
В целом отметим, что на протяжении всего периода функционирования этого органа власти, среди ее членов не было единства.
Сразу после провозглашения 25 марта 1918 года независимости БНР 29 марта на заседании Рады БНР создается комиссия международных дел. Кроме решения текущих вопросов внешней политики данная комиссия занималась детальным определением границ БНР. И уже в сентябре 1918 года редакция журнала «Варта» подготовила к выпуску новую карту Беларуси на белорусском языке в двух изданиях: большую и размером с открытку.
Заключение
Вопрос о деятельности органов власти БНР и ее правовом статусе важно рассматривать в контексте дискуссий о данном государственном образовании. Советская историография однозначно утверждала, что БНР не могла быть опытом белорусской государственности и поэтому не видела оснований для того, чтобы вести речь о ее органах власти и их деятельности. В постсоветской историографии представлены как сторонники такой точки зрения, так и их оппоненты. По мнению автора, аргументы последних представляются убедительными. В связи со 100—летним юбилеем со дня провозглашения БНР в республики активизировалась деятельность по изучению некоторых вопросов ее функционирования. В частности теперь в широком доступе есть не только археографические сборники, но и документы Национального архива, которые значительно упрощают и делают доступными документальную базу для дальнейших исследований.
В общей теории права под признаками государства понимают территорию, население и власть, а «международники» добавляют наличие международных связей.
Своим населением БНР считала белорусов, а территорией – места численного преобладания белорусского народа. Третья Уставная грамота БНР объявляла ее территорией «все земли, где живёт и имеет численное превосходство белорусский народ, а именно: Могилевщину, белорусские части Минщины, Гродненщины (с Гродно, Белостоком и др.), Виленщины, Витебщины, Смоленщины, Черниговщины и смежных частей соседних губерний, заселённых белорусами». Безусловно, в то время БНР контролировало не все земли, права на которые заявляло.
Противники БНР обычно заявляют, что республика «не имела собственной Конституции, четко очерченных государственных границ, правоохранительных и судебных органов, собственной финансовой и налоговой системы и ряда других важнейших атрибутов государства». Но создание органов государственной власти, как и написание Конституции требует времени, которого у БНР не было.
Провозглашение БНР происходило в условиях войны и при постоянных территориальных претензиях соседей. Поэтому ограничиться Секретариатом и Радой было вполне разумным решением. Тем более, что они осуществляли реальное руководство страной: власти БНР занимались торговлей, выдавали паспорта, принимали жалобы от населения, производили призыв в армию и даже вступали в отношения с другими государствами.
БНР рассылала своих консулов и дипломатов. В Каунасе, Риге, Константинополе, Киеве, Одессе, Праге, Берлине, Гданьске, Копенгагене и других городах работали дипломатические и военно-дипломатические миссии БНР, консульства и представительства. Между БНР и Украинской Народной Республикой состоялся обмен консульствами, а в Киеве была открыта Белорусская торговая палата.
1. Архівы Беларускай Народная Рэспублікі. Т1, кн 1. Вільня; Нью-Йорк; Мн., 1998
2. Астахова, С.В. Белоруссия: консолидация общества или национализм? / С.В. Астахова // Россия и новые государства Евраазии. – 2018. - №2 – С.186-195.
3. Васілевіч, РЛ., Доўнар, Т.І., Юхо / Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі - Мн: Права і экан., 2001. С.195.
4. Гiсторыя Беларусi: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: Экаперспектыва, 2000-2005. – Т. 5: Беларусь у 1917-1945 гг. / М. Бiч [i iнш.]. – 2005. – 518 с.
5. Кавко, А.К. Чайниц, В.Н. Д. Михалюк. Белорусская Народная Республика. 1918-1920. У истоков Белорусской государственности / А.К. Кавко, В.Н. Чайниц // Новая и Новейшая история. – 2014. - №5. – С.237-238.
6. Короткова, Д.А. Брестский мир и судьба белорусского народа / Д.А. Короткова // Славянский альманах. – 2018. - №3. – С. 112-122.
7. Кобрин, М. Белорусское национальное движение в борьбе за независимость (начало XX века) / М. Кобрин // Український історичний збірник. – 2010. – Вып.13. – С. 153-161.
8. Кукса, А.Н. Проблема снабжения продовольствием Белоруссии в 1917-1919 гг. / А.Н. Кукса // Славяноведение. – 2012. - №3. – С.102-109.
9. Кулевич, И.Р. Правовая основа белорусской государственности / И.Р. Кулевич // Веснік Гродзенскага дяржаўнага ўніверсітэта імя Я.Купалы. Серыя 4. – 2014. - №6. – С.28-33.
10. Кушміраў, У. Матэрыялы архіва БНР у фондах Нацыянальнага архіва Рэспублікі Беларусь / У. Кушміраў // Архівы і справаводства. – 1999. – № 6. – С. 12-15.
11. Ладысеў, I., Брыгадзiн П. На пераломе эпох: станаўленне беларускай дзяржаўнасці (1917–1920) / I. Ладысеў, П. Брыгадзiн. – Мінск, 1999. – 250 с.
12. Ляхоўскі, У. Патрыярх Ціхан і БНР / У Ляхоўскі // Спадчына. - 1997. - № 2. - С. 101-118.
13. Мазец, В.Г. Некаторыя аспекты дзейнасці Рады БНР у 1918 г. / В.Г. Мазец // Место и роль Национального собрания Республики Беларусь в конституционной системе разделения властей : материалы научно-теоретической конференции (г. Минск, 16 декабря 2008 г.) / [ответственные редакторы: В. А. Божанов, А. В. Горелик]. — Минск, 2008. — С. 59―61
14. Мазец, В.Г. Праблема БНР у гістарычнай навуцы: асноўныя канцэптуальныя падыходы да вывучэння і вынікі даследаванняў / В.Г. Мазец // Проблемы методологии исследований истории Беларуси : материалы Международной научной конференции (Минск, 26―27 октября 2006 года ) / [редколлегия: А. А. Коваленя (ответственный редактор) и др.]. — Минск, 2008. — С. 189―192
15. Марозаў, С.П. Ідэя рэстытуцыі Вялікага княства Літоўскага ў беларускай думцы часоў Першай сусветнай вайны / С.П. Марозаў // Вестник Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. – 2015. – №5. – С. 63-70.
16. Нарыс гісторыі беларускай дзяржаўнасці: ХХ стагоддзе / М.П. Касцюк [і інш.]; рэдкал.: А.А. Каваленя [і інш.]; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі. – Мінск: Беларуская навука, 2008.
17. Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч. 2 / М.П. Касцюк, І.М. Ігнаценка, У.І. Вышынскі [і інш.]. – Мн.: Беларусь, 1995. – 560 с.
18. Смалянчук, А. Беларускі нацыянальны рух і краёвая ідэя / А. Смалянчук // Białoruskie Zeszyty Historyczne. – Białystok, 2000. – № 14. – S. 105–114.
19. Сташкевич, Н. Тернистый путь к свободе. К вопросу о становлении белоруской национальной государственности / Н. Сташкевич, Р. Платонов. // Неман. — 1992. — № 10. — С. 148.
20. Становление белорусской государственности в 1918-1920-х гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=195331.
21. Тогулева, А.Д. Брэсцкі мір і праблемы дхяржаўнасці Беларусі / А.Д. Тогулева // БГЧ. – 2004. - №5. – С.25-30.
22. Процессы, обуславливавшие национально-государственное строительство на этнической территории Беларуси в 1918-1920-х годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=142544.
23. Чернякевич, А. Н. БНР. Триумф побежденных / Андрей Чернякевич. — Минск : А. Н. Янушкевич, 2018. — 302 с.
24. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): Монография. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 327 с.
25. Шымановіч С.А. З гісторыі стварэння фонду № 325 “Рада народных міністраў БНР” у Нацыянальным архіве Рэспублікі Беларусь / С.А. Шымановіч // Архівы і справаводства. – 2014. – № 5. – С. 98.
26. Яновский, О.А. Как шли белорусы к своему университету / О.А. Яновский // Интеллигенция и мир. – 2018. - №3. – С. 46-64.