Введение
Глава 1. Метод опроса в психологии
1.1 История становления опросного метода
1.2 Психологическое тестирование и социометрические методики
1.3 Использование метода анкетирования и интервью
Глава 2. Требования к опросным методам, своеобразие их использования в психолого-педагогических исследованиях
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Психология решает свои проблемы, используя определенные методы. Метод предполагает способ узнать правду. Существуют универсальные методы (методология), общие (присущие ряду наук) и частные (специфичные для этой науки) методы, а также приемы и средства исследования.
Методы основаны на теории и методологии. Каждая конкретная наука, используя общие методы, определяет, конкретизирует и преобразует их в соответствии с условиями и задачами своего исследования.
Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий и поведения людей и групп в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) [15, с. 20].
Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальные (беседа) и массовые опросы (анкеты, тесты, интервью), синтез независимых характеристик и пр. [15, с. 23].
Методы опроса в рамках психолого-педагогического исследования подразумевают письменное или устное, прямое или косвенное обращение исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает определенные аспекты исследуемой проблемы. К этим методам прибегают, когда источником необходимой информации являются люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках и предпочтениях респондентов.
Методы опроса не универсальны. Они наиболее плодотворно используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования [21, с. 64].
Широкое использование методов опроса связано с тем, что информация, полученная от респондентов, чаще богаче и детальнее, чем та, которую можно получить с помощью других методов. Ее легко обрабатывать, ее можно получить относительно быстро и дешево.
Глава 1. Метод опроса в психологии
1.1 История становления опросного метода
Современные представления о работе психолога связываются в массовом сознании прежде всего с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам общественной жизни. Такие мнения имеют вполне реальную основу, хотя для социолога-профессионала их ограниченность достаточно очевидна.
История развития метода опроса восходит к ряду обществоведческих дисциплин, где традиции использования опросов складывались веками. Особый интерес в связи с этим представляет статистическая традиция, которая связана с опросами значительных совокупностей людей при переписях населения. Не меньшее значение имеет также анализ психологической и социально-психологической традиций, с которыми связано становление некоторых существенных принципов методического и организационного обеспечения современных социологических исследований.
Первые сведения о проведении опросов относятся к древнейшей истории человеческой цивилизации и связаны с установлением численности населения, способного носить оружие и платить налоги. Имеются письменные свидетельства о проведении таких учетов в древнейших государствах Азии и Африки уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Методы учета были простейшими. Так, по сведениям Геродота скифский царь Ариантас для установления числа своих подданных приказал каждому из них под страхом смертной казни принести по наконечнику стрелы. Аналогичным образом вел учет своих воинов и Тамерлан — каждый воин должен был положить по одному камню. В некоторых древнегреческих храмах приносились жертвы богам: при рождении каждого человека — мера пшеницы, при смерти — мера ячменя, т. е. велись операции, которые сегодня мы называем текущим учетом естественного движения населения.
Глава 2. Требования к опросным методам, своеобразие их использования в психолого-педагогических исследованиях
Общие требования к методам опроса:
1) актуальность вопросов к целям и задачам исследования;
2) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
3) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающих объективность ответов;
4) ясность вопросов;
5) автономность ответов;
6) конфиденциальная психологическая ситуация в опросе [15].
Основной проблемой методов опроса является грамотное построение системы вопросов (анкет). Первым требованием является логика построения вопросника: информация, необходимая для гипотезы исследования, должна передаваться через него. Ответы респондентов должны помочь решить задачи, поставленные в исследовании. И чтобы получить именно такие ответы, нужно задать соответствующие вопросы по содержанию и форме. Другими словами, адекватность ответов на задачи исследования обеспечивается адекватностью вопросов [15]. Достижение этой адекватности иногда представляет целую проблему для исследователя. Дело в том, что респондентам часто трудно понять и пропустить через себя вопросы, которые точно отражают суть исследовательской задачи. Эти вопросы называются исследовательскими или программными вопросами. Если респонденты понимают их, для их понимания требуется значительное время. Далее, чтобы облегчить восприятие и сократить время для понимания этих вопросов, они будут преобразованы в более приемлемые формы для респондентов, которые уже называются опросниками. Таким образом, программные вопросы «переводятся» в опросники – они «формулируются» [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы исследования для изучения психологических проблем относительно просты в организации и универсальны как средство получения данных из широкого тематического спектра. Они используются в социологии, демографии, политологии и других науках. Практика проведения опросов общественного мнения, переписей и сбора информации для принятия управленческих решений соседствует с методами научных исследований. Обследования различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы государственной отчетности в принципе близки к методам опроса для получения информации о состоянии определенных структур и процессов общественного бытия. Не обойтись без методов голосования и избирательных систем по всему миру.
Значение методов исследования в психологии и педагогике тем больше, чем слабее защищенность исследуемой области (психолого-педагогические процессы и явления) от исследовательской информации, и тем меньше возможностей для непосредственного наблюдения. Однако методы опроса не универсальны. Они наиболее плодотворно используются в сочетании с другими психолого-педагогическими методами исследования. Основным их недостатком является субъективность получаемой информации. Однако при правильном использовании, а также при создании благоприятных условий для их проведения данные, полученные в ходе методов опроса, могут быть очень объективными и полезными в педагогических исследованиях.
Выделяют следующие методы опроса: устный опрос: собеседование, собеседование, экспертная оценка.
Опрос – это метод сбора первичной информации, задавая вопросы определенной группе людей.
Выделяют следующие типы опроса:
Письменный (анкета, реферат) и устный (интервью, собеседование, рецензия).
1. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании / В.С. Аванесов. – М.: Наука, 1982. – 200 с.
2. Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция / А. А. Александров. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
3. Андреенков, В. Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях / В.Г. Андреенков. – М.: Наука, 1190. – 232 с.
4. Антипов, И.Г. Классическая социальная психология : учеб, пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 414 с. 3
5. Бодалев, А.А. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / А.А. Бодалев. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. – 248 с.
6. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. – М. : Высшая школа, 1989. – 176 с.
7. Данилова, Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога/ Е. Е. Данилова // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
8. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. –СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
9. Журавлёв, A. JI. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Форум, 2011. – 496 с.
10. Журавлев, Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Курс лекций / Д.В. Журавлева. – М. : Издательство МГОУ, 2003. – С. 38-61.
11. Коновалова, М. Экспериментальная психология : конспект лекций / М. Коновалова. – М. : Высшее образование, 2009. – 180 с.
12. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – Минск, 1996. – 312 с.
13. Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования / И.М. Марковская. – Челябинск, 2002. – 52 с.
14. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2000. – 255 с.
15. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – 23 с.
16. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике / И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005. – 85 с.
17. Разумовский, В.Г. Методология и методы педагогики / В.Г. Разумовский // Сов. педагогика. – 1989. – №11. – С. 115 - 122.
18. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : / Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАМ-М, 2008. – 672 с.
19. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
20. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Практический курс / Л.Солсо. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 528 с.
21. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман и др. – М., 1988. – 207 с.