Введение
1 Теоретические аспекты формирования семейных ценностей у старшеклассников
1.1 Понятие «семья» и «семейные ценности»
1.2 Сущность и содержание формирования семейных ценностей в старшем школьном возрасте
2 Социально-педагогическая работа по формированию семейных ценностей у обучающихся старших классах в УО «Средняя школа №12 г.Витебска»
2.1 Организация и анализ отношения обучающихся старших классов к семейным ценностям
2.2 Рекомендации по формированию отношения обучающихся старших классов к семейным ценностям
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Молодежь, сталкиваясь с рядом социальных проблем, все больше становится ориентированной на индивидуализм и потребительство, при которых происходит снижение значимости семейных ценностей.
Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является старший школьный возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки.
Приобщение к культуре является важнейшей темой современных исследований, направленных на поиск условий формирования семейных ценностей. Приобщение к культуре представляет собой процесс, в ходе которого молодежь учиться и осваивает общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Культура представляет собой мир реализованных ценностей, преобразованную человеческую материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений.
Формирование семейных ценностей представляет собой социальный процесс становления и дальнейшего развития у молодого поколения представлений о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации молодого поколения. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций.
На процесс формирования семейных ценностей в старшем школьном возрасте оказывают влияние различные факторы. Это и общемировые тенденции развития семьи: рост независимости, приоритет собственных интересов над семейными, изменение назначения семьи, и социально-экономическое положение населения, культура семейных отношений в обществе, специальное образование и просвещение по проблемам семейных отношений для молодого поколения. Сюда также относятся факторы, специфичные для различных групп молодежи, их социальные характеристики: пол, возраст, место проживания.
Проблемой формирования семейных ценностей занимались такие ученые, как Т.А. Куликова, О.А. Карабанова, О.В. Шнейдер, Ж.Г. Дюльдина, О.С. Анисимов, В.В. Мартынов, С.П. Акутина, А.Б. Федулова, И.Ф. Дементьева, О.В. Григорьева и другие.
Однако, проблема социально-культурных условий формирования семейных ценностей в старшем школьном возрасте остается недостаточно освещенной.
1 Теоретические аспекты формирования семейных ценностей у старшеклассников
1.1 Понятие «семья» и «семейные ценности»
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель социальных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на браке и родстве, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство [1, с. 16].
Содержание семьи определяется ее функциями. О.А.Карабанова считает, что семья выполняет ряд следующих функций, отражая как специфику семьи, ее культурно-историческое развитие, а также уникальность этапов ее жизненного цикла:
1. Хозяйственная (материально-производственная), бытовая. В настоящее время экономическая функция семьи определяется путем объединения доходов ее членов и распределения этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Бытовая функция реализуется в форме организации семейной жизни и личной жизни каждого из ее членов.
2. Репродуктивная, предполагающая рождение детей.
3. Функция воспитания детей. Семейное воспитание, эмоционально позитивное, полноценное общение ребенка с родителями определяет гармоничное развитие ребенка.
4. Сексуально-эротичная функция. Семья обеспечивает стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, создает условия для достижения максимально полной сексуальной гармонии партнеров.
5. Функция духовного общения, которая включает в себя:
- духовное взаимообогащение членов семьи;
- информационный и эмоциональный обмен;
- обсуждение наиболее значимых проблем индивидуальной общественно-политической, профессиональной, общественной жизни;
- общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки;
- создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.
6. Функция эмоциональной поддержки и принятия, которая обеспечивает чувство защищенности и принадлежности к группе, эмоциональное понимание и сочувствие или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции является формирование у людей потребности в самовыражении и самореализации.
2 Социально-педагогическая работа по формированию семейных ценностей у обучающихся старших классах в УО «Средняя школа №12 г. Витебска»
2.1. Организация и анализ отношения обучающихся старших классов к семейным ценностям
Исследование проводилось на базе УО «Средняя школа №12 г. Витебска». В нем приняли участие 20 человек. Их них: 10 юношей и 10 девушек в возрасте 16-17 лет, обучающиеся 11-го класса. Выборка сформирована методом случайного отбора.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить отношение к семейным ценностям старшеклассников.
2. Выявить представления об условиях приобщения к семейным ценностям у старшеклассников.
Для достижения поставленных задач применялся опросник «Условия формирования семейных ценностей в старшем школьном возрасте». Цель опроса – выявить представления об условиях приобщения к семейным ценностям в старшем школьном возрасте. Текст опросника представлен в Приложении А.
Опросник включает вопросы, сгруппированные в блоки по следующим темам:
– понимание сущности и назначения семейных ценностей старшеклассниками;
– представления о причинах снижения значимости семейных ценностей;
– представления о последствиях разрушения семейных ценностей;
– содержание семейных ценностей в семьях старшеклассников;
– установка на присвоение опыта семейных отношений родителей;
– представления о наиболее значимых семейных ценностях старшеклассников;
– представления о необходимости соблюдать семейные традиции общества, специально готовить старшеклассников к будущей семейной жизни;
– сферы приобщения к семейным ценностям старшеклассников;
– выявление интересующих тем и проблем старшеклассников, касающихся обсуждения семейных ценностей с другими людьми.
В опроснике «Социокультурные условия формирования семейных ценностей в старшем школьном возрасте» используются открытые и закрытые вопросы. Опросник содержит 11 вопросов. Испытуемым выдается текст опросника, и предлагается выбрать варианты ответов, наиболее им близкие, или написать свой вариант.
Сводная таблица результатов исследования по опроснику представлена в Приложении Б.
Результаты исследования отношения к семейным ценностям и представлений старшеклассников об условиях приобщения к ним представлены на рисунках 2.1 – 2.11.
Заключение
В результате проведения исследования мы пришли к следующим выводам.
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель социальных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества. В узком смысле семья – это небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на браке и родстве, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство. Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, включающий абстрактные представления об атрибутах должного в разных сферах жизнедеятельности. По определению В.В. Мартыновой, семейные ценности – это ценности нормы, который являются основой ориентации, идеальными критериями, на основе которых оценивается действительность и совершается выбор действия.
В современной психологической литературе старший школьный возраст анализируется как значимый возрастной период, когда происходит созревание личности, складываются социальные установки, мировоззрение, преобразовываются ценностные ориентации. Ранняя юность – особый период становления человека. Старший школьный возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием самооценки. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, совокупности его знаний. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, а личностный прогресс обеспечивает его стабильность и мотивацию. Формирование представлений о семейных ценностях происходит в процессе всей жизненной социализации, а старший школьный возраст является наиболее сенситивным и важным в определении семейных ценностей. В этот период происходит становление личностной и социальной зрелости, интенсивное формирование системы ценностных ориентаций. В старшем школьном возрасте происходит усвоение мужской или женской роли, установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальную готовность принять на себя ответственность, связанную с партнерством, семьей. Юность является особым этапом потенциального родительства – в сознании юношей и девушек формируются такие его элементы как семейные ценности, сценарии реализации социальных и биологических ролей отца и матери, установки и ожидания в супружеских и родительско-детских отношениях.
Формирование семейных ценностей в старшем школьном возрасте осуществляется посредством социальных технологий в условиях образовательного учреждения. Технология социальной работы – это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность представляет собой циклический процесс, определенный во времени от момента формирования цели до практического решения проблемы.
1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 264с.
2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
3. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – с.52-53.
4. Дюльдина, Ж.Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж. Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1(1). – с.73-82.
5. Дюльдина, Ж.Н. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж. Н. Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – с.96-99.
6. Анисимов, О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) / О. С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 4. – с.178-189.
7. Мартынов, В.В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В.В. Мартынова, Е.Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – с. 57-61.
8. Акутина, С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – с. 51-54.
9. Федулова, А.Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / А.Б.Федулова // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы / под ред. проф. Р.И.Даниловой. – Архангельск: КИРА, 2010. − с. 288-310.
10. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф.Дементьева // Социологические исследования. − 2008. − № 9. − с. 102-109.
11. Григорьева, О.В. Отношение к семейным ценностям / О.В.Григорьева, Д. И. Захарова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – с. 36-37.
12. Винивидова, Е.П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е.П. Винивидова // Интеграция образования. − 2008. − № 2. − с. 97-101.
13. Агаджанова, Э.Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э.Р. Агаджанова, О.И. Ефимова // Симбирский научный вестник. − 2015. − № 2. − с. 134-139.
14. Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – с. 206-208.
15. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360с.
16. Рогова, А.М., Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения: автореф. дис.канд. социол. Наук: 22.00.04 / А.М. Рогова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 19с.
17. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
18. Романова, Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – с.121-127.
19. Сапогова, Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент / Е.Е. Сапогова // Психология старости и старения. – 2001. – № 1. – с.21–25.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624с.
21. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. – М.: Просвещение, 1983. –28с.
22. Маркова, А.В. К вопросу о семейных ценностях / А.В. Маркова // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России / Под ред. Л.И. Савинова. – М., 2016. – с.56-58.
23. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – с.16-22.
24. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – с.1-5.
25. Ращупкина, Ю.В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию / Ю.В. Ращупкина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – № 2. – с.72-75.
26. Никитина, Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск : УлГПУ, 2006. – 273с.
27. Девятых, С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. дис. ... канд. псих. Нау к: 19.00.07 / С.Ю. Девятых. – Смоленск, 2006. – 19 с.
28. Родионов, А.Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификаций ими социальной роди родителя / А.Н. Родионов // Вестник Тамбовского ун-та. – 2008. – № 2. – с.302-305.
29. Пантюк, И.В. Методы и технологии социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2014. – 301с.
30. Гарафутдинова, И.Ф. Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий / И.Ф. Гарафутдинова // Вестник КГУКиИ. – 2013. – № 1. – с.1-5.
31. Мифтахутдинова, Д.Р. Формирование у старшеклассников семейных ценностей посредством программы «Живительный родник семьи»/ Д.Р. Мифтахутдинова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 2 (7). – с.133-138.
32. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков / под. ред. Е.В. Вергизовой. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403с.