Введение
Глава 1 История создания института президентства в Республике Беларусь и его правовые основы
Глава 2 Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
Глава 3 Полномочия президента Республики Беларусь в области государственного управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сложность определения места делегированных актов в системе законодательства обусловлена особенностью соотношения юридической силы закона и указа этого типа. Делегированный декрет имеет силу закона, что создает определенные трудности на практике при применении закона и указа, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Несоответствие законодательства приводит к нарушению ряда конституционных принципов, которые являются основой для формирования отношений между государством и человеком. В такой ситуации правоохранитель находится в крайне сложной ситуации. Поэтому важно выстроить строгую иерархическую структуру нормативных правовых актов. В.Д. Зорькин отметил, что «именно пирамида составляет легальную жизнь общества. Во главе этого находятся принципы и более высокие нормы, которые закреплены в Конституции и на самом высоком уровне переводят самые общие положения на юридический язык. Затем пирамида опускается, расширяясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически подчиненных слоев – законов, затем различных подзаконных актов, судебной практики и других правоохранительных актов в центре и на местах.
С властью всегда приходит ответственность. Долгое время законодатель предусматривал суровые наказания за злоупотребление властью. Таким образом, государственные служащие и другие лица, наделенные властью, исторически были особым субъектом преступления. Например, в соответствии с Уставом Великого княжества Литовского 1566 года адвокат отвечал за титул или жизнь за преднамеренные действия, совершенные против интересов представляемой стороны.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым статусом Президента Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научную литературу, связанную с правовым статусом Президента Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым статусом Президента Республики Беларусь.
Глава 1 История создания института президентства в Республике Беларусь и его правовые основы
Возникновение и развитие института президентства имеет сложную историческую судьбу. Его становление происходило, в силу различных оснований, в той или другой степени под влиянием исторических и национальных особенностей, традиций той или иной страны, разумеется, с учетом необходимости и целесообразности создания данного политического института в конкретных исторических условиях. Неудивительно поэтому, что высший орган государственной власти в лице Президента был создан в различных странах в разное время.
В президентской республике правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Последний, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов на установленный срок. Классическим примером президентской республики являются США, многие страны Латинской Америки, Россия, Грузия и др. Поскольку Беларусь длительное время входила в состав Российской империи, а затем и СССР, то появлению института президентства на земле белорусской предшествовал определенный исторический этап. Вспомним одного из представителей движения декабристов Огарева Н.П., который в 1859г. разработал основы «будущей русской Конституции», суть которой установление республики с прямыми выборами и образованием Кабинета Министров во главе с Президентом.
Временное правительство в сентябре 1917г. образовало комиссию по составлению проекта российской Конституции. Эта комиссия предусматривала наличие Президента, избираемого Учредительным Собранием.
Предложение о введении поста Президента были еще при подготовке проекта Конституции СССР 1936г. Это предложение как «чуждое социалистическому государству» принято не было. К тому же по сути функции Президента в то время выполнял Генеральный секретарь партии большевиков.
Глава 2 Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
Суды в Республике Беларусь не имеют права на законодательную инициативу. Основной функцией судов является осуществление правосудия на основе Конституции и законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами. Ежегодные обращения Конституционного суда к Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности имеют большое значение для законотворческого процесса. Они призывают президента принимать необходимые решения.
Инициирование Президентом судебных проверок соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь. В соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции [1] Президент имеет право инициировать проверку в Конституционном суде Республики Беларусь:
о соответствии законов, международных и иных условий Республики Беларусь Конституции и международно-правовым документам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в том числе Республики Беларусь, Конституции, международно-правовых документах, ратифицированных Республикой Беларусь, законах и указах;
о соответствии решений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, международного прокурора Конституции, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, указов и декретов;
по соблюдению любого другого органа, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, декретов и указов.
Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.
Обеспечение конституционного контроля в отношении актов Президента. В отношении актов Президента – указов и декретов, имеющих нормативный характер, правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь на предмет их проверки наделены Палата представителей, Совет Республики, Верховный суд Республики Беларусь, Министров Республики Беларусь.
Глава 3 Полномочия президента Республики Беларусь в области государственного управления
Вопрос о правовых актах Президента является довольно интересным. Президент издает акты как подзаконные и направленные на исполнение законов, так и акты, имеющие силу закона.
Президент Республики Беларусь:
- назначает республиканские референдумы;
- назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
- распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
- с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
- с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
- с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
- назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
- освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.
Заключение
Прежде чем говорить о месте указов и декретов Президента Республики Беларусь, изданных на основании делегированных ему полномочий в системе законодательства, следует отметить, что в отечественной правовой литературе некоторые авторы подчеркивают, что одной из основных причин За отсутствием практики делегированных декретов является широкая власть глав государств временных указов [1, с. 34].
Анализ норм Конституции Республики Беларусь показывает, что Президент Республики Беларусь издает временные указы из-за особой необходимости по собственной инициативе или по предложению правительства. Указ второго типа издается Президентом Республики Беларусь на основании закона, принятого большинством голосов от полного состава палат Парламента Республики Беларусь. Сравнивая условия, при которых палаты Парламента Республики Беларусь могут принимать решения о делегировании законодательных полномочий и отмене временных указов Президенту Республики Беларусь, следует отметить, что нормы Конституции Республики Беларусь по этому вопросу нелогично. В первом случае для принятия решения требуется простое большинство голосов, а во втором – квалифицированное большинство. Кажется, что оба эти вопроса одинаково важны, поэтому условия для решения должны быть одинаковыми.
Также, стоит отметить, что установление административной ответственности за диффамацию должностного лица государственного органа в связи с осуществлением его официальных полномочий и нормативно-правовой базы для его осуществления представляется эффективным средством сдерживания процессов диффамации в отношении правительства. чиновники и защита бизнеса. В то же время ключевой областью в этом должна стать публичная процедура привлечения виновных к ответственности и освещение в СМИ максимального количества судебных решений по результатам рассмотрения данной категории дел.
1. Аникин, Е. М. Административное право: Общ. часть: Учеб. пособие/Е. М. Аникин и др.; Под общ. ред. В. П. Сольникова. – Спб.: Михайлов, 2000 г. – 254[1] с.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право/Д. Н. Бахрах. – М.; Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2000 г. – 275 с.
3. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004 г. – 415 с.
4. Гаген, В. А. Учебник админ. права/В. А. Гаген. – [Репринтное издание]. – [Б. м.]: б. и., 2005(?) г. – 233 с.
5. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. № 379-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005 г.
7. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002 г. – 608 с.
8. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций/И. И. Мах; Бел. гос. инст-т упр. и соц. технологий, Кафедра гос. права. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006 г. – 541 с.
9. Ноздрачев, А. Ф. Административное право: Фундам. курс/А. Ф. Ноздрачев. – М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1992 г. – 191 с.
10. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь. Закон Белорусской Советской Социалистической Республики от 20 февраля 1991 г. № 617-XII (в редакции от 2000 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 (в ред. от 2006 г.)//Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс]/ ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О Президенте Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XII// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Овсянко Д. М. Административное право: Учеб. пособие/ Под ред. Г. А. Туманова. – М.: Юристъ, 1997 г. – 446 с.
14. Постникова А. А. Административное право Республики Беларусь: Учеб. пособие/Академия МВД. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1998 г. – 127 с.
15. Рябцев Л. М. Административное право: курс лекций/Л. М. Рябцев, Т. В. Телятицкая, А. Н. Шкляревский; под ред. Л. М. Рябцева; Министерство образования РБ, УО «Бел. гос. экон. ун-т». – Мн.: БГЭУ, 2006 г. – 437 с.
16. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь/А. И. Сухаркова, А. А. Постникова; Молодеж. науч. о-во. – Мн.: Обществ. об-ние «Молодеж. науч. о-во», 2001 г. – 169[1] с.
17. Телятицкая Т. В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть: Учеб. пособие/Бел. негос. ин-т правоведения. – Мн.: ООО «Финадо», 1997 г. – 142 с.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.