Введение
Глава 1 Проблема нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников
1.1 Психологический феномен нервно-психического напряжения и напряженности в отечественной и зарубежной научной литературе
1.2. Причины нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников со стажем более 10 лет
Глава 2 Эмпирическое исследование изучения проблемы нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников со стажем более 10 лет
2.1 Организация и методики эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать нервно-психическое напряжение и напряженность из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Медицинские работники по уровню психического напряжения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей и нуждой воздвижения своеобразного барьера психологической защиты от пациента, иначе его отсутствие грозит им нервно-психическим напряжением.
В самой природе медицинского труда заложена эмоциогенность, которая во многом провоцирует напряженность, причем спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: медики вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. Тем не менее, психика людей от природы устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Кроме того к этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи медиков грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья, стойкое снижение результативности его работы. Риски профессионального стресса оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема исследования нервно-психического напряжения встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к данной профессии и личности работников так называемых «помогающих» профессий, обладающих огромной социальной важностью. «Помогающие профессии», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Люди «помогающих» профессий наиболее подвержены влиянию нервно-психологического напряжения. Изучение напряженности в профессиональной деятельности медработников особенно актуально в период социальных перемен, которые требуют интенсификации профессиональной деятельности.
Социальной значимостью выбранной темы курсовой работы является сложный характер синдрома нервно-психологического напряжения, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
В последнее время в обществе бурно происходят реформы, которые касаются сохранения здоровья каждого члена общества и призваны сохранять здоровье всех категорий работников. Это возможно, если каждый конкретный работник профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний.
Глава 1 Проблема нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников
1.1 Психологический феномен нервно-психического напряжения и напряженности в отечественной и зарубежной научной литературе
Нервно-психическое напряжение возникает в результате особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в виде расстройства нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций. «Напряжение (англ. tension) – это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором» [15, с. 46].
Впервые понятие тревожности было исследовано в психиатрии З. Фрейдом. По его мнению «состояние тревожности и неврозы порождаются противоречиями между биологическими влечениями (инстинктами) и социальными запретами и правилами» [21, с. 24]. Также З. Фрейд считал, что для избегания неврозов необходимо направлять энергию на решение творческих и производственных задач.
Австрийский психолог А. Адлер предложил новую теорию происхождения неврозов. Исследователь считал, что причиной их возникновения являются внутренние страхи. «В основе нервно-психических расстройств лежит боязнь трудностей, стремление к определенному социальному положению, которого человек не смог добиться в силу собственных личностных характеристик» [3, с. 85]. То есть основой неврозов являются тревожные состояния.
В дальнейшем проблема невротических состояний исследовалась последователями З. Фрейда, в частности К. Хорни, который утверждал, что причинами нервно-психологического напряжения являются не противоречия между биологическими инстинктами и социумом, как считал З. Фрейд, а неправильные отношения между людьми. Исследователь выделяет 11 невротических потребностей:
- в принятии и одобрении;
- в партнере из-за боязни одиночества;
- потребность быть незамеченным, ограничивая себя тесными рамками;
- во власти над другими людьми посредством предвидения;
- в эксплуатации другого человека;
- в общественном признании и социальном престиже;
- в обожании себя самого или своего образа;
- в желании превзойти других;
- в самоудовлетворении и независимости;
- в любви;
- в превосходстве, совершенстве и недосягаемости [33, с. 219].
Глава 2 Эмпирическое исследование изучения проблемы нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников со стажем более 10 лет.
2.1 Организация и методики эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить степень нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников со стажем более 10 лет.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень нервно-психического напряжения медицинских работников.
2. Выявить степень напряженности медицинских работников.
База исследования: в исследовании принимали участие 30 медицинских работников УЗ «Солигорская центральная районная больница». Стаж работников более 10 лет.
Методики исследования.
1. Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина (Приложение А).
Цель методики: диагностика нервно-психического напряжения и его проявлений.
Содержание методики: методика содержит 30 основных характеристик нервно-психического напряжения, разделенных на три степени выраженности.
Инструкция: В зависимости от выбранного варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям состояния испытуемого в настоящее время, ему необходимо поставить рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В.
Обработка методики и интерпретация результата: после заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» – 2 балла, против пункта «в» – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.
Уровень нервно-психического напряжения соответствует следующим показателям:
- от 30 до 50 баллов – низкий уровень (слабое напряжение);
- от 51 до 70 – средний уровень (умеренное или «интенсивное» напряжение);
- от 71 до 90 баллов – высокий уровень (чрезмерное или «экстенсивное» напряжение).
2. Тест «Степень напряженности» Н. А. Литвинцева (Приложение Б).
Цель методики: диагностика уровня нервно-эмоциональной напряженности.
Содержание методики: методика состоит из 32 утверждений-событий, поделенных на три блока: семья, личная жизнь, работа.
Заключение
В ходе работы был рассмотрен психологический феномен нервно-психического напряжения и напряженности в отечественной и зарубежной научной литературе. Было отмечено, что нервно-психическое напряжение возникает в результате особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в виде расстройства нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.
Впервые понятие тревожности было исследовано в психиатрии З. Фрейдом. В зарубежной психологии проблемой неврозов и тревожных состояний занимались А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм, К. Роджерс. В отечественной науке данный вопрос разрабатывали Р.С. Немов, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, М.З. Неймарк, Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, В.В. Суворова, В.С. Мерлин, И.В. Имедадзе, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин.
Анализ теоретической литературы по данной теме позволил выявить, что проблема тревожности и нервно-психического напряжения рассматривалась с различных точек зрения. Некоторые исследователи склоняются к мнению о том, что данные состояния являются устойчивой ключевой характеристикой личности, которая, в зависимости от внешних провоцирующих обстоятельств, может проявляться в различной степени. Другие авторы придерживаются точки зрения о том, что нервно-психическая напряженность не является врожденной характеристикой, а формируется в процессе жизни под воздействием некоторых негативных факторов. Однако в данном контексте нецелесообразно выделять оба подхода как отдельные направления исследования данной проблемы. Тревожность и нервно-психическое напряжение с позиции разных точек зрения, возникает и формируется в процессе сложного взаимодействия индивида с окружающей средой и социумом и включает в себя когнитивные, аффективные и поведенческие реакции, провоцируемые экстремальными ситуациями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные исследования нервно-психического напряжения направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа данного состояния, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
В ходе работы были изучены причины нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников со стажем более 10 лет. Было отмечено, что для профессиональной деятельности медицинских работников характерны некоторые особенности, которые могут способствовать формирования нервно-психического напряжения и напряженности. К основным негативным факторам, способствующим формированию нервно-психического напряжения и напряженности у медицинских работников, можно отнести высокий уровень нагрузки, ненормированный рабочий день, ночные дежурства, постоянный режим ожидания последствий лечения. Все это требует огромных физических и эмоциональных ресурсов. Также психологическую устойчивость медицинского персонала может нарушить общение с тяжелыми пациентами, которым уже невозможно оказать помощь.
1. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – 2003. – №2. – С. 25-29.
2. Агавелян, В.С. Психология состояний: Теория и практика / В.С. Агавелян. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2000. – 274 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
4. Аракелов, Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. – 1995. – № 4. – С.45-53.
5. Аркелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аркелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 112-117.
6. Борщева, Н.М. Проблема профессионального выгорания в профессиях системы «человек-человек» / Н.М. Борщева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do/ teleclinica.ru/206935.
7. Влах, Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий / Н. И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – № 1. – С. 5-11.
8. Донская, Л.В. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания / Л.В. Донская, Э.Э. Линчевский. – Л.: Медицина, 1999. – 168 с.
9. Драгунова, Т.В. Воспитание подростка в семье / Т.В. Драгунова. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1995. – 80 с.
10. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// forums.rusmadserv.com/ showthread.php?t=8748.
11. Заховаева, А.Г. Основные проблемы фиолософии сестринского дела / А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С. 28-29.
12. Имедадзе, И.В. Категория поведения и теория установки: автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / И.В. Имедадзе. – Тбилиси, 1989. – 44 c.
13. Конечный, Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум., 1994. – 405 с.
14. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – 2004. – №3. – С. 27-38.
15. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 199 с.
16. Лещинский, Л.А. Берегите здоровье / Л.А. Лещинский. – М.: Медицина,1985. – 62 с.
17. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. – 2-е изд., стер. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. – 542 с.
18. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын. – М.: Наука, 1996. – 336 с.
19. Неймарк, М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / М.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьника / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1981. – С. 277-332.
20. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М., 2003. – 688 с.
21. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.
22. Орлов, А.Н. Культура общения врача: избр. лекции / А.Н. Орлов. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. – 174 с.
23. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь – 2003. – № 3. – С. 17-20.
24. Петри, А.Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников / А.Н. Петри // Акмеология. – 2017 . – № 1 . – С. 129-134.
25. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 479 с.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994. – 251 с.
27. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина; под ред. В.Э. Чудновского. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 447 с.
28. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – Москва: Педагогика, 1995. – 208 с.
29. Теплов, Б.М. Психология / Б.М. Теплов. – М.: Учпедгиз, 1981. – 259 с.
30. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. – М.: Медицина, 1986. – 384 с.
31. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
32. Хайрушева, Д.А. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) / Д.А. Хайрушева, А.Г. Белтенова // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. – 2017. – № 3. – С. 77-85.
33. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни; перевод с англ. В.В. Старовойтова; общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: Прогресс: Универс, 1993. – 478 с.
34. Цветкова, Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Л.А. Цветкова. – Санкт-Петербург, 1994. – 168 с.