Введение
Глава 1 Теоретические аспекты творческой деятельности младших школьников
1.1 Особенности развития творческих способностей младших школьников
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Проблема развития творческих способностей активно рассматривалась, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Наиболее значимыми для теоретического обоснования развития творческих способностей являются труды В.И. Андреева, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого. Проблема творчества, как высшая форма активности, рассматривается психологами Л.С. Выготским, А.К. Ковалевым, Н.С. Лейтесом, Я.А. Пономаревым и др. Исследованию творческих способностей посвящены труды С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Богоявленской. Вопросам творческой деятельности как фактора формирования активной, самореализующейся личности большое внимание уделяли В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд.
Глава 1 Теоретические аспекты творческой деятельности младших школьников.
1.1 Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Развитие и воспитание творческих способностей детей – ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Уже в раннем возрасте у детей можно обнаружить самое первое проявление способностей, выражающееся в склонности к какому-либо виду деятельности.
С приходом ребенка в школу развитие творческих способностей значительно ускоряется под воздействием различных факторов. Так как «происходит активный процесс взаимодействия ребенка со сверстниками, то его сознание обогащается новыми образами и представлениями, которыми он впоследствии сможет оперировать, включая воображение и фантазию» [9, с. 116]. Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой творческие способности реализуются на максимальном уровне. Они помогают углублять представления о таких значимых для личности качествах как смелость, взаимопонимание, решительность, организованность. В процессе деятельности младшие школьники сопоставляют свое и чужое поведение в воображаемых ситуациях, что формирует у них оценочный аппарат, а также навыки саморегуляции. Е.Г. Алиева отмечает, что «творческие способности являются ключевыми предпосылками при осуществлении какой-либо деятельности, однако и сами творческие способности могут развиваться только в деятельности» [1, с. 12]. Таким образом, это взаимодополняемый процесс, который может осуществляться только при наличии обоих компонентов.
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность является одним из самых эффективных способов развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности невозможно без применения различных упражнений. Необходимо четко разграничивать учебные задачи, с целью контроля качества усвоения материала учащимися. Однако чтобы занятия не были скучными необходимо применять принцип вариативности при выборе упражнений. В процессе занятий необходимо вносить элемент игры, что значительно облегчает усвоение детьми новых знаний. Чередование в течение занятия всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Функционирование мелкой моторики напрямую связано с работой мозга, поэтому в процессе рисования школьник развивается не только физически, но и умственно. Хорошо рисующие дети, больше замечают, логичнее рассуждают и внимательнее слушают. «Восприятие окружающей действительности выражается ребенком посредством рисунка, по характеру того, что он изображает можно судить об особенностях памяти, воображения, мышления, творческого потенциала. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, творческих способностей» [16, с. 157].
Т.Г. Любимова отмечает: «Развитие творческих способностей должно быть направлено на формирование у детей ясного представления о системе взаимодействия творчества с жизнью. Источником самостоятельных творческих поисков должны стать работа на основе наблюдения и изучения окружающей среды, стремление к отражению действительности» [14, с. 26].
Заключение.
В ход работы были рассмотрены особенности развития творческих способностей младших школьников. Было отмечено, что с приходом ребенка в школу развитие творческих способностей значительно ускоряется под воздействием различных факторов. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой творческие способности реализуются на максимальном уровне. Период младшего школьного возраста характеризуется активизацией процесса развития творческих способностей, который обусловлен интенсивностью приобретения новых знаний, нового опыта и реализацией всего комплекса в практической деятельности.
Развитие творческих способностей должно двигаться по направлению к осознанности, пока творческая деятельность не будет сознательно подчинена намерениям и направлена на реализацию поставленных целей и задач, а данный процесс неразрывно связан с психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Развитие творческих способностей протекает неразрывно от общего развития личности ребенка, которая формируется под влиянием многих, как внешних, так и внутренних факторов. В младшем школьном возрасте вся деятельность ребенка насыщена творческой деятельностью. Именно поэтому творчество является неотъемлемым процессом в этот период и вызывает у детей только положительные эмоции.
1. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е.Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. – М.: ИП РАН. – 1991. – С. 7-17.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреева. – Казань, 1988. – 255 с.
3. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – Питер, 2008. – 398 с.
4. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 87-93.
6. Горяева, Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы / Н.А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
7. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М: Просвещение, 1995. – 64 с.
8. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 2. – С. 27 - 31.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Техническая книга, 2007. – 358 с.
10. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 52-59.
11. Еремина, Р.А. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: учеб. пособ. / Р.А. Еремина, Н.И. Кудрина Н.И. – Саранск, 2000. – 70 с.
12. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей: Лабораторный практикум / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
13. Левин, В.А. Воспитание творчества / В. Левин. – Томск: Пеленг, 1993 – 56 с.
14. Любимова, Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова. – М, 1996. – 78 с.
15. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
16. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособ. / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, 2000. – 432 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2007. – 456 с.
18. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
19. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей / О.А. Никольская. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.
20. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997. – 240 с.
21. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и после. – 2003. – №8 – С. 80-87.
22. Художественное творчество и ребенок // под ред. Н.А. Ветлугской. – М., 1972. – 174 с.