Введение
Институт омбудсмена – единственный в своем роде механизм, который предназначен для защиты прав и свобод граждан от произвола государственных органов и должностных лиц. Независимо от положения в правовой системе, в каждом государстве деятельность омбудсменов имеет свои национальные особенности.
Именно 1809 год, считается годом официального появления института омбудсмена. В Швеции появляется лицо, которое обязано осуществлять контроль и надзор за соблюдением исполнительной и судебной властью нормативно-правовых актов, принятых представительным органом, такое лицо называлось парламентский комиссар и являлось должностным лицом. В настоящее время в мировой практике встречаются три модели института омбудсмена исполнительный омбудсмен, независимый омбудсмен, парламентский омбудсмен. Наиболее распространенной моделью является парламентская.
Институт омбудсмена в мире является важным и нужным правозащитным механизмом, который функционирует в интересах народа. В настоящее время развитие института омбудсмена является актуальной задачей и требует дальнейшей теоретической разработки, научных исследований и практической реализации.
Цель данного исследования - исследовать понятие, содержание и особенности института омбудсмена в зарубежных странах.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием института омбудсмена в зарубежных государствах.
Предметом исследования являются, прежде всего, нормы конституционного права зарубежных стран, регулирующие вопросы создания и деятельности омбудсменов, их взаимодействия с государством и гражданским обществом, реализации компетенции по защите прав человека.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания и развития института омбудсмена в зарубежных странах
2. Выделить место и роль омбудсменов в системе защиты прав человека в зарубежных странах
3. Проанализировать конституционные основы деятельности специализированных уполномоченных по правам человека
Актуальность темы. Эффективная защита прав и свобод человека, правовые рамки урегулирования конфликтов являются основными задачами демократического правового государства. Как судебный, так и внесудебный порядок урегулирования споров между гражданином и органом власти характеризуется определенным формализмом. Физическому лицу без юридического образования сложно выполнить формальные требования, предъявляемые процессуальным законодательством. В связи с этим необходимо существование такого дополнительного независимого средства защиты прав личности, как институт омбудсмена, который призван оперативно и без лишнего формализма отстаивать законные интересы граждан.
Глава 1 Институт омбудсмена, этапы развития, его роль и значение
Популярность института омбудсмена во второй половине ХХ века, выразившаяся стремительном распространении этого специфического государственно-правового института по всему миру и встраивании его в самые разнообразные национально-правовые системы, привела к неизбежному размыванию самого понятия «омбудсмен» и определенной «мутации» его первоначальных характеристик. В этих условиях представляется весьма полезным обратиться к истокам института, его первоначальной модели как своеобразному историко-правовому «архетипу».
Однако, говоря об истории института омбудсмена, надо быть крайне осторожным в интерпретации событий и исходить из того общепризнанного факта, что данный институт в современном его понимании впервые появился в Швеции в начале XIX века.
Множество исследователей пыталось искать корни института омбудсмена в глубокой древности, в истоках других цивилизаций, на иных континентах, в рамках других исторических, географических, культурных условиях и их поиски представляются, по меньшей мере, спорными, хотя и не безынтересными. Однако, исходя из этого, необходимо осознавать, что все «предшественники» службы омбудсмена, не смогли оказать исключительно подтвержденного влияния на создание шведского оригинала, а могут служить подтверждением того, что такая идея, как создание службы, которая будет гарантировать необходимую защиту населения от неправомерной деятельности чиновников, была широко известна во все времена .
Практически общепризнанным фактом является то, что служба омбудсмена была впервые учреждена в Швеции как новый конституционный институт в связи с принятием Конституции 1809 года[8].
Король Густав Адольф IV, который правил в худших традициях абсолютизма, был смещен в 1809 году, в этом же году комитетом Риксдага в сжатые сроки была принята и разработана Шведская конституция. Эта конституция считается достаточно образцовой для своего времени. Конституционный комитет Риксдага, созданный после того, как Риксдаг отклонил консервативный проект Конституции, предложенной временным правительством, смог отразить в Конституции не только концепции Д. Локка и Ш. Монтескье, но и определенные механизмы шведской государственно-правовой традиции.
Одним из таких механизмов является шведская система автономных государственных служб, она берет свое начало в XVII веке, и налагает запрет для министров давать обязательные к исполнению указания и иным образом непосредственно управлять подведомственными государственными органами и должностными лицами. Эта уникальная система приобретет особое значение для становления института парламентского омбудсмена, предложение о создании которого впервые содержалось в статье 96 проекта Конституции, представленного Конституционным Комитетом на утверждение Риксдагу .
Каждый состав Риксдага назначает в качестве своего представителя лицо, которое обладало глубокими знаниями в области права, исключительной честностью, для того чтобы осуществлять возложенные на него обязанности по «контролю за соблюдением законов судьями и государственными чиновниками и возбуждения, согласно предусмотренной законом процедуре, производства против лиц, действующих при исполнении служебных обязанностей насильственно, в своих интересах и по иным причинам незаконно или не выполняющих надлежащим образом свои обязанности».
Глава 2 Институт омбудсмена в зарубежных странах
Заметную роль в защите прав человека и гражданина играет институт омбудсмена. Первоначально он появился в скандинавских странах, впоследствии широко распространился под названием «парламентский уполномоченный по правам человека», «народный защитник» и др.
Так, в Соединенном королевстве Великобритания существует множество видов омбудсменов. Это парламентские комиссары по делам администрации, по жалобам для Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса, комиссары службы здравоохранения, по делам членов профсоюзов, пенсионным вопросам, жалобам на прессу и вещание и т.п.
Комиссары вправе истребовать у органов и должностных лиц центральной администрации документы, получать информацию, вызывать свидетелей, проводить расследование, если заявитель не имеет возможности обратиться в суд или в административный трибунал. Однако, омбудсмены не принимают решения, а составляют по результатам своего расследования доклад, который направляется депутату, сделавшему запрос, главе правительственного ведомства или должностному лицу, чьи действия были обжалованы. Если требования омбудсмена чиновниками центральной власти не были удовлетворены, омбудсмен вправе внести доклад в Палату общин, после чего палата осуществляет дальнейшее парламентское расследование и может воспользоваться традиционными методами парламентского контроля.
Однако на практике случаи невыполнения рекомендаций омбудсмена (например, Парламентского комиссара по делам администрации) чрезвычайно редки: не более 2 - 3 при наличии порядка 1000 обращений в течение года, число которых постоянно увеличивается. Несмотря на то, что у омбудсмена усеченная компетенция и скромный набор правовых средств регулирования на обнаруживаемые злоупотребления (более 40 % жалоб отклоняются как неподведомственные, лишь 10 - 20 % признаются обоснованными), авторитет и влияние его неизменно растет.
В отличие от Парламентского комиссара по делам администрации, к местным омбудсменам с 1989 г. граждане получили право непосредственного обращения, что привело к значительному увеличению поступлений жалоб именно к ним (только в 2001 г. ими было получено 93179 обращений).
Французская доктрина относит институт омбудсмена («Посредника») к сфере административного права и характеризует его в Законе от 13 января 1989 г. г. как «независимую власть», подчеркивая, что никакой орган публичной власти не может давать Посреднику указания относительно осуществления его функций. Право обращения к нему имеет любое физическое лицо, считающее, что по затрагивающему его делу носитель публичных функций действует не в соответствии с возложенными на него задачами. Так же, как и в Великобритании, жалоба подается парламентарию, который передает ее Посреднику, если считает, что она подлежит его ведению и заслуживает его вмешательства. Посредник не вправе вмешиваться в судебные дела, рассматривать споры между гражданами, органами и обществами с частноправовым статусом, между органами публичной власти и их сотрудниками. Посредник имеет право давать необходимые указания по урегулированию проблемы, предложить меры по совершенствованию деятельности соответствующего органа и проекты нормативных новелл, опубликовать свои рекомендации. Похож на институт Посредника, но только со специфическими функциями, статус Защитника детей, учрежденного во Франции законом от 6 марта 2000 г. в качестве независимого органа власти.
Глава 3 Значение института омбудсмена на современном этапе
Эффективная защита и гарантированность прав и свобод человека в рамках закона и правосудия, правовые рамки урегулирования конфликтов являются основными задачами как демократического правового государства, так и всего мирового сообщества. В современном мире человек, как бы ни была эффективна национальная правовая система, все же в ряде случаев сталкивается с негативными бюрократическими явлениями. Имеет место так называемый «человеческий фактор», когда лицо, занимающее ответственный государственный пост в системе органов исполнительной власти, по каким-либо причинам не- надлежащим образом исполняет обязанности. В подобных обстоятельствах гражданин, считая свои права нарушенными, имеет право в административном либо судебном порядке защитить нарушенные права.
Как судебный, так и существующий внесудебный порядок урегулирования спорных вопросов между гражданином и органом власти характеризуется определенным формализмом. Физическому лицу без юридического образования сложно выполнить все формальные требования, предъявляемые процессуальным законодательством к подобным формам защиты нарушенного права. Помимо этого, судебное разбирательство конфликтов между физическими лицами и органами государственной власти может длиться достаточно продолжительный период времени и в итоге так и не быть решенным. В связи с этим в правовом демократическом государстве необходимо существование такого дополнительного независимого средства правовой защиты прав и свобод личности, как институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который призван своевременно, оперативно, без лишнего формализма отстаивать законные интересы граждан.
Творческое заимствование зарубежного опыта в сфере создания национальных учреждений по правам человека стран с развитой демократией и стран, находящихся на разных этапах системной трансформации в сторону демократизации, благотворно повлияет на ускорение аналогичных процессов в Беларуси, будет способствовать созданию более благоприятных условий для обеспечения и защиты прав и свобод человека, укреплению международного авторитета страны. Посредническая деятельность омбудсмена будет содействовать снижению нагрузки на суды и одновременно повысит степень доверия граждан к государству.
В связи с тем, что белорусские граждане не имеют права индивидуального обращения в Конституционный Суд, наделение омбудсмена правом обращения в данную инстанцию позволит ускорить совершенствование национального законодательства в области прав человека, обеспечит его всестороннее соответствие предъявляемым международным стандартам. Сейчас, когда одной из важнейших задач в области модернизации механизма государства является дебюрократизация государственного аппарата, контролирующая деятельность омбудсмена способствовала бы укреплению законности в его деятельности, оптимизации методов взаимодействия чиновников с населением. Важную роль выполняет и информационная деятельность омбудсмена в области пропаганды прав и свобод человека. Введение поста омбудсмена в Республике Беларусь будет свидетельствовать о дальнейшей демократизации белорусского общества, развитии диалоговых отношений между государством и гражданским обществом, усилении конструктивного взаимодействия по линии «гражданин - государство».
Заключение
Исходя из вышеизложенного, одним из важных элементов в системе защиты прав человека можно выделить институт Уполномоченного по правам человека, так называемый институт Омбудсмена. На протяжении многих лет, с момента своего зарождения, институт Омбудсмена играет важнейшую роль в механизме защиты прав человека на международном уровне.
Омбудсмен был официально определен как служба, которая предусматривалась Конституцией или актами законодательной власти. Возглавлялась она независимым публичным должностным лицом, которое имело высокий ранг, несло ответственность перед законодательной властью, получало жалобы от лиц, которые пострадали от государственных органов, также, уполномочено проводила расследование, рекомендовала корректирующие действия и представляла доклады.
Общие признаки и качества омбудсмена укладываются в рамки данного определения авторитетной международной юридической организации.
Правовой институт омбудсмена ведет свое происхождение от шведского должностного лица парламента. Он проложил себе дорогу в скандинавских странах, в государствах Содружества Наций, прочно утвердился на европейском, американском, австралийском континентах.
Вопрос об учреждениях по правам человека, к которым относится институт Омбудсмена, впервые обсуждался Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) в 1946 году. В своей Резолюции 2/9 от 21 июня 1946 года ЭКОСОС предложил государствам-членам рассмотреть вопрос о «желательности учреждения групп или местных комитетов по правам человека для сотрудничества с Комиссией по правам человека ООН». В октябре 1991 года в Париже состоялось первое Международное совещание по вопросу развития учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Его выводы были поддержаны Комиссией по правам человека ООН в резолюции 1992/54 в качестве принципов, касающихся статуса и функционирования учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы), и впоследствии поддержаны Генеральной Ассамблеей ООН в своей резолюции 48/134 от 20 декабря 1993 года.
Таким образом, возникнув как орган парламентского контроля за деятельностью структур исполнительной власти или орган, формируемый правительством с аналогичной целью, в последние десятилетия омбудсмен, по мнению конституционалистов-правоведов, становится все более независимым органом. Данной тенденции активно содействует конституционное закрепление срока его полномочий, более длительного по сравнению со сроками полномочий парламента, усложненная процедура по отстранению омбудсмена от должности и др. Возрастает роль омбудсмена как органа «контрольной власти», так как он фактически осуществляет функцию общего, вневедомственного надзора (контроля).
1. Альхименко, В.В. Конституционное право: учебник для вузов / В.В. Альхименко, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук; под ред. В.В. Лазарева. – Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Юристъ, 2004. – 605 с.
2. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 408 с.
3. Бутрин, Д. Над Игорем Шуваловым сгустился инвестиционный климат [Электронный ресурс] / Д. Бутрин // Коммерсант. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ doc/1524778.
4. Вагизов, Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине / Р.Г. Вагизов // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 40–44.
5. Василевич, Г.А. Концепция Национального учреждения по правам человека в Беларуси: концепция предполагаемого проекта Закона об Уполномоченном по правам человека в Беларуси / Г.А. Василевич. – Минск: БГУ, 2013. – 29 с.
6. Деятельность омбудсменов в различных странах мира [Электронный ресурс] // Европейский омбудсмен. – Режим доступа: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_ activities/mass-media/kto-takoy-ombudsmen.
7. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) [Электронный ресурс] // Европейский омбудсмен. – Режим доступа: http://euro-ombudsman.org/ reference/theory/institut-upolnomochennogo-po-pravam- cheloveka-ombudsmana.
8. Лебедев, А.И. В аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / А.И. Лебедев // Моск. журнал междунар. права. – 2000. – № 1, январь-март. – С. 127–135
9. Марцеляк, А. Международный опыт функционирования некоторых специализированных омбудсменов [Электронный ресурс] / А. Марцеляк // Европейский омбудсмен. – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm.
10. Марцеляк, А. Омбудсмен по правам ребенка: проблемы формирования и развития в мире и в Украине [Электронный ресурс] / А. Марцеляк // ПравоЗнавец: юридические статьи, образцы документов. – Режим доступа: http:// pravoznavec.info/zashita-prav-potrebiteleie/ombudsman-po- pravam-rebenka-problemy-formirovanija-i-razvitija-v-mire- i-v-ukraine.html.
11. Мелик-Дадаева, И.А. Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности) в Скандинавских государствах / И.А. Мелик-Дадаева // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. – 1986. – № 94. – С. 92–99.
12. Мухитдинов, Е.Н. Эволюция института омбудсмена / Е.Н. Мухитдинов // Право и политика. – 2009. – № 5. – С. 1010–1018.
13. Носырева, Е.И. Особенности института омбудсмена в США / Е.И. Носырева // Право и политика. – 2000. –№ 9. – С. 93–100.
14. Окуньков, Л.А. Конституции государств Европы: В 3 т. / Л.А. Окуньков. // М.: Норма, 2001.
15. Парламентские механизмы защиты прав человека. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека. Специализированные комитеты и комиссии [Электронный ресурс] // Pravo.Vuzlib.Org. Библиотека правовых документов. – Режим доступа: http://pravo.vuzlib.net/book_ z1039_page_40.html.
16. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: учебник для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. д.ю.н., проф. Б.А. Страшун. – М.: Норма, 2006. – 1104 с.
17. Хиль-Роблес, А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена) / А. Хиль-Роблес. – М.: Ad Marginem, 1997. – 335 с.
18. Цыганкова, Л.И. Институт омбудсмена на постсоветском пространстве: становление, проблемы, перспективы / Л.И. Цыганкова // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та імя Янкі Купалы. Сер. 1, Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2012. – № 2(130). – С. 154–155.
19. Цымбалова, Н.Н. Институт омбудсмена в современном мире: история развития и общая концепция / Н.Н. Цымбалова. – СПб.: Стратегия, 2003. – 156 с.
20. Чапурко, Т.М. Особенности становления политического института уполномоченного по правам ребенка в со- временной России / Т.М. Чапурко // Право и политика. – 2008. – № 3. – С. 667–673