Введение
1. Теоретические аспекты изучения особенностей конфликтных отношений молодых семей с детьми и без
1.1 Понятие семьи в психологии
1.2 Сущность семейного конфликта
1.3 Причины конфликтных отношений молодых семей
2. Эмпирическое исследование особенностей конфликтных отношений молодых семей с детьми и без детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей конфликтных отношений молодых семей с детьми и без детей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время современный этап развития общества характеризуется повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Семья является центром отражения состояния общества, поэтому конфликты не обходят стороной и семейную систему. Конфликт играет особую роль в психической жизни людей, их отношениях друг с другом, развитии, самореализации и, наконец, в жизни общества в целом.
На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей и многое другое. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов на семейные функции и супружеские отношения, появлению семейных конфликтов.
Особый интерес представляет изучение особенностей семейных конфликтов в молодой семье. В начальный период семейной жизни происходит превращение формально провозглашенного брачного союза в подлинно семейную ячейку. Молодая семья – сложное время создания общих потребностей, интересов, взглядов, вкусов и привычек. Другими словами, необходимо из двух различных «Я» создать систему «Мы», что является нелегкой задачей. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит, прочность супружества, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять начальному этапу развития семейных отношений, так как именно в этот период налаживается психологическая совместимость. Это фундамент брачных отношений, и от того, насколько он окажется прочным, зависит стабильность семейной жизни.
Семейные отношения являются предметом изучения семейной психологии и семейного консультирования. Свои работы анализу различных сторон супружеских отношений посвятили Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, О.А. Карабанова, В. Сатир, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер и многие другие.
Проблемой изучения семейных конфликтов занимались и занимаются Т.Е. Карташова, Н.И. Олифирович, В.А. Сысенко, В.П. Шейнов, С.Г. Шуман и В.П. Шуман, Э.Г. Эйдемиллер и другие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И БЕЗ
1.1 Понятие семьи в психологии
В психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства. Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт. В работе С.И. Голод семья определяется как социальный институт, модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества [7, с. 3].
С позиций А.И. Антонова, семья – это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [2, с. 158]. Следовательно, здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство. Так, точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.
По определению В.М. Целуйко, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью [25, с. 8]. Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:
– брачные или родственные связи между ее членами;
– общность быта;
– особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;
– пожизненная принадлежность к семейной группе;
– гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;
– повышенная эмоциональная значимость семейных событий [5, с. 38].
В рамках системного подхода семья рассматривается как система. Семейная система является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Согласно А.В. Черникову, семья – это самоорганизующаяся система, что говорит о том, что поведение этой системы целесообразно, и источник преобразований лежит внутри ее самой. Люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов [26, с. 89]. По мнению В.А. Сысенко, семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами [24, с. 9].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И БЕЗ ДЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности конфликтных отношений молодых семей с детьми и без детей.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей конфликтных отношений молодых семей с детьми и без детей с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялся обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: основной причиной конфликтных отношений молодых семей с детьми является неудовлетворенность браком, а у молодых семей без детей – хаотичный уровень семейной адаптации.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Брестский государственный университет» А.С. Пушкина. Всего в исследовании приняли участие 80 семей, в которые имеются конфликты. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 20 семей без детей, вторую группу составили 20 семей, имеющих одного двоих детей. В тестировании принимали участие один из супругов.
Методики исследования:
1. Опросник «Удовлетворенность браком» Ю. Е. Алешиной и Е.М. Дубовской.
Назначение методики: выявление степени удовлетворенности браком.
Опросник включает 16 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа, наиболее подходящий для него. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Уровень удовлетворенности браком по данному тесту может варьировать от 0 до 48. С помощью методики можно выявить очень высокий (45-48 баллов), высокий (35-44 балла), средний (11-34 балла) и низкий (0-10 баллов) уровень удовлетворенности браком.
2. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави).
Авторы методики: Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави. Методика адаптирована в 1986 году М. Перре, в России – Э.Г. Эйдемиллером. Назначение методики: оценка двух основных параметров в «круговой модели» функционирования семьи – семейной сплоченности и семейной адаптации. В рамках «круговой модели» различают по четыре уровня семейной сплоченности и адаптации в пределах от экстремально низкого до экстремально высокого. Уровни семейной сплоченности называются: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Уровни семейной адаптации обозначаются, как: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный. Опросник включает 20 вопросов, которые необходимо оценить по 5-балльной системе. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
Рассмотрены подходы к определению понятия «семья» в психологии. Понятие семьи в современной психологии рассматривается как социальный институт и как малая группа, обладающая своими характеристиками. Семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений.
Раскрыта сущность семейного конфликта. Семейный конфликт – это столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами. Сущность семейного конфликта состоит в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи. Семейный конфликт представляет собой совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением его участников, а также напряженными межличностными отношениями. Семейный конфликт вытекает из особенностей взаимодействия между супругами. Особое внимание имеет супружеский конфликт, представляющий собой содержательную сторону взаимоотношений супругов и указывающий на неудовлетворенность их браком. Он проявляется в виде рассогласования взглядов, потребностей, мотивов и поступков брачных партнеров. В таких случаях супруги приспосабливаются друг к другу и это приспособление носит затяжной характер. Продолжительность протекания семейного конфликта зависит от содержания противоречий, лежащих в его основе, а также функций, выполняемых ими.
Определены причины семейного конфликта. Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. На начальном этапе создания семьи супруги решают такие задачи как: формирование структуры семьи, распределение функций (ролей) между мужем и женой, выработка общих семейных ценностей. В этот период происходит супружеская адаптация, т.е. постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, протекание которой оказывает влияние на характер взаимодействия меду супругами. В процессе адаптации у супругов могут возникать разногласия, противоречия, которые приводят к конфликтам. Число конфликтов в молодой семье зависит от наличия опыта совместного проживания до вступления в брак и от того, отдельно ли от родителей живет молодая семья. Основными причинами семейных конфликтов в молодых семьях являются: рассогласование брачно-семейных установок супругов, несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, расхождения во мнении на модель построения семьи, неадекватная мотивация брака, ограничение возможностей личностного роста, наличие внутриличностного конфликта у одного из супругов, дисгармоничность сексуальных отношений.
1. Абатурова, Л.Г. Семейные конфликты: пути их предупреждения и разрешения / Л.Г. Абатурова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 129-132.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
4. Батурин, А.. Конфликты в молодой семье в условиях современной реальности : социокультурные основания и последствия / А.П. Батурин, А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 2. – С. 52-55.
5. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи : история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
6. Варецова, Е.С. Природа и разрешение конфликтов в молодой семье / Е.С. Варецова, Н.В. Скиба // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 141-146.
7. Голод, С.И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб. : Петрополис, 1998. – 271 с.
8. Горбунов, К.Г. Особенности стратегий преодоления семейных конфликтов супругами с разным уровнем удовлетворенности браком / К.Г. Горбунов, Н.В. Гаврилова // Вестник Омского университета. – 2012. – № 1. – С. 31-35.
9. Зритнева, Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни : теория и практика : монография / Е.И. Зритнева. – Ставрополь : СКИПКРО, 2005. – 208 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
11. Карташова, Т.Е. Психологические детерминанты и особенности профилактики деструктивных супружеских конфликтов в условиях кризиса брачно-семейных отношений : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.Е. Карташова. – СПб. : СПбГУ, 2013. – 19 с.
12. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 95–96.
13. Коваль, Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях / Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – Вып. 3. – С. 133-142.
14. Лагонда, Г.В. К проблеме создания психологической теории брака / Г.В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
15. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
16. Миллер, О.В. Особенности конфликтов в молодых семьях / О.В. Миллер // Инновационная наука. – 2015. – № 8-1. – С. 161-162.
17. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман; пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М. : «Класс», 1988. – 304 с.
18. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – Воронеж: МОДЕК, 1999. – 224 с.
19. Некрасова, О.Н. Особенности супружеских конфликтов в молодых и зрелых семьях / О.Н. Некрасова // Аллея науки. – 2018. – № 1 (17). – С. 26-28.
20. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 563 с.
21. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Н.Х. Сафина. 2004. – 22 с.
22. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.
23. Султанова, А.В. Брачно-семейная адаптация супругов и благополучие в браке / А.В. Султанова // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 3. – С. 347-352.
24. Сысенко, В.А. Устойчивость брака : проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. – М. : Смысл, 2001. – 541 с.
25. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 287 с.
26. Черников, А.В. Системная семейная терапия : Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Класс, 2001. – 208 с.
27. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск : Амалфея, 1997. – 218 с.
28. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье : причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – Мн. : Университетское, 2003. – 80 с.