Введение
1 Система органов государственной власти в Республике Беларусь
1.1 Общее понятие органа государственной власти, его основные черты. Система государственных органов
1.2 Законодательные органы государственной власти
1.3 Органы исполнительной власти
1.4 Органы судебной власти
2 Система органов государственной власти в зарубежных странах
2.1 Система высших органов государственной власти и управления Китая
2.2 Система государственных органов Японии
2.3 Система государственных органов Великобритании
2.4 Система государственных органов стран СНГ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы определяется непосредственно тем, что государство выполняет свои функции через государственные органы. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из органов действует исключительно в пределах своей компетенции и на уровне своих полномочий.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является главой государства. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, представляют собой определенную систему, которая обеспечивает все потребности осуществления государственной власти. Только в этом случае пробелы в осуществлении власти устраняются, дублирование органов друг друга исключается.
Теория разделения властей была проверена практикой и является самой оптимальной основой для такой организации государственной власти, которая исключает или же в свою очередь в значительной степени предотвращает приход к авторитаризму и тирании в их различных проявлениях и способствует укреплению конституционной законности. Поэтому доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную была взята за основу создания системы власти в Республике Беларусь. Однако, одного провозглашения этой доктрины недостаточно. Необходимо также решить проблему реального распределения полномочий между этими органами. Самое главное, что система власти сильна и в то же время безопасна для тех, кому она предназначена служить. В идеале государство должно установить баланс сил, их полное равенство и независимость. В то же время разделение властей не должно означать их полной изоляции друг от друга. Необходимо создать ситуацию, в которой разные ветви власти могли бы взаимодействовать и формировать единый государственный механизм, создавая условия для появления системы «сдержек и противовесов» [1, c.25].
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в области регулирования вопросов системы высших органов государственной власти.
1 Система органов государственной власти в Республике Беларусь
1.1 Общее понятие органа государственной власти, его основные черты. Система государственных органов
Орган государственной власти является структурной единицей государственного аппарата, которая в свою очередь наделена государственными полномочиями и уполномочено государством выполнять свои задачи и функции, а также действовать в установленном порядке.
Государство выполняет свои функции через органы государственной власти. Согласно ст. 3 Конституции Республики Беларусь, помимо прямой демократии через органы государственной власти - представительные и иные органы народа в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляют их полномочия.
Органы государственной власти имеют определенные характеристики:
1. Все органы государственной власти создаются на основании Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.
В Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда. Он образуется непосредственно путем назначения 6 судей Президентом Республики Беларусь и избрания 6 судей Советом Республики Национального собрания. Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс о судоустройстве), например, определяется судоустройство в Республике Беларусь. Органы государственной власти могут быть созданы на основании указов Президента, решениями Правительства и прочее.
2. Орган государственной власти обладает конкретным объемом полномочий.
Создание государственного органа и определение его полномочий – в принципе это само по себе два взаимосвязанных процесса. Однако, несмотря на это следует иметь в виду, что даже после создания государственного органа его полномочия могут измениться, то есть он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия в свою очередь могут передаваться другому субъекту власти и тому подобное.
2 Система органов государственной власти в зарубежных странах
2.1 Система высших органов государственной власти и управления Китая
Система высших органов государственной власти и управления Китая основана непосредственно на Конституции Китайской Народной Республики (далее - КНР) и представляет собой следующую систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с Постоянным комитетом, Государственный совет и Верховный народный суд.
Сегодня в Китае государственная власть абсолютно во всех областях принадлежит собраниям народных представителей [2, с. 95].
Всекитайское собрание народных представителей (далее - ВСНП) обладает определенными полномочиями. К таковым относятся:
1) вносить изменения в Конституцию КНР;
2) изменять и утверждать «основные законы» государства;
3) утверждать общенациональные планы экономического, а также социального развития страны и контролировать их непосредственное выполнение;
4) утверждать государственный бюджет и, в свою очередь, контролировать его выполнение;
5) объявлять начало войны, а также заключать договоры о мире.
ВСНП состоит из: Постоянного комитета, Президиума сессии и специальных комиссий, делегаций по территориальному признаку.
Основными полномочиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей являются:
1) проведение разъяснительных работ по поводу текста, изложенного в Конституции КНР, контроль и исполнение ее законов, а также положений;
2) внесение изменений в Конституцию КНР;
3) внесение изменений в планы социально-экономического развития государства, а также изменения в государственный бюджет страны;
4) пересмотр договоров КНР, касающихся международных отношений.
В КНР выделяют 2 законодательных органа власти - это ВСНП и Постоянный комитет, который в свою очередь формируется в переделах ВСНП и в полной мере зависящий от него.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены и изучены следующие вопросы:
1. понятие органов власти и системы, и их черты;
2. законодательная, исполнительная и судебная власти в Республике Беларусь;
3. системы высших органов государственной власти в некоторых зарубежных странах.
Изучив теоретическую позицию ряда авторов, выявив и проанализировав системы высших органов государственной власти Республики Беларусь и некоторых зарубежных стран можно подвести следующие итоги:
1. Конституция Республики Беларусь и прочие нормативные правовые акты устанавливают систему государственных органов, осуществляемую на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Они независимы в своих полномочиях и взаимодействуют друг с другом на основании системы сдержек и противовесов.
2. Президент Республики Беларусь наделен конституционными полномочиями (законодательная инициатива, формирование аппарата правительства, назначение председателей судов всех уровней). Наряду с этими полномочиями он, будучи главой государства, обладает президентской властью, обеспечивает преемственность и взаимодействие государственных органов, а также является посредником между ними.
3. Законодательная власть в Республике Беларусь представлена Парламентом. Парламент, как представительный орган, осуществляет законодательную власть, основанную на принципе демократии народа. Его главная цель состоит в том, чтобы с помощью разумного законодательства установить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы верховенства права.
4. Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь. Государство занимает важное место в системе органов государственной власти. Это главный, центральный институт управления общественными делами. В связи с этим ни одно государство не может обойтись без правительства.
5. Судебная власть является одной из 3 ветвей власти. Если законодательная власть осуществляется одним органом - Парламентом, а в некоторых особых случаях - Президентом, то все судебные органы осуществляют судебную власть сверху донизу. Перед каждым из них стоит задача защиты от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебная власть является разновидностью государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры рассмотрения дел о конституционности норм, разрешения уголовных, гражданских, административных и других споров.
1. Алебастрова, И. А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции / И. А. Алебастрова // Государство и право. - 2017. — № 9. — С. 25—33.
2. Бевеликова, Н.М. Конституционные основы судебной власти в Китае, Южной Корее и Японии/ Н.М. Бевеликова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2011. - № 2. - С. 95-102.
3. Бруслик, А. Ю. Парламент Великобритании и его взаимосвязь с исполнительной властью / Алексей Бруслик // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. — № 1. — С. 24—38.
4. Вегера, И. В. Особенности реализации законодательной и контрольной функций Парламента в отношении декретов Президента / И. В. Вегера // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. - 2015. — № 6. — С. 95—99.
5. Волков, В. А. Понятие судебной власти в современной юридической науке / В. А. Волков // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2017. — № 2. — С. 178—181.
6. Воробьева, Е. В. Судебная власть в системе разделения властей (международный опыт) / Воробьева Екатерина Валериевна // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2011. — № 4. — С. 3—8.
7. Дубовицкий, В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал рос. права. - 2015. - №2. - С.135-140.
8. Жуков, К.А. Роль Президента Республики Беларусь в деятельность органов исполнительной власти / К.А. Жуков// 34 Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития: материалы межвуз. науч.-практ. конф.- Минск, 2016. - Т. 1. - С. 31-33.
9. Калинина, Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» / Калинина Евгения Валерьевна // История государства и права. - 2011. — № 15. — С. 22—25.
10. Карпович, Н. А. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Беларусь / Н. А. Карпович // Проблемы управления. - 2017. — № 1. — С. 39—47.
11. Кирякова, И.Н. Сохранение роли парламента среди других государственных органов при делегировании законодательных полномочий/ И.Н. Кирякова // Веснік БДУ. Серыя 3, Гіст. Філас. Псіхал. Палітал. Сацыял. Экан. Права. - 2010. - № 1. - С. 93-96.
12. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (с изменениями от 28.07.2018) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
14. Масловская, Т. С. Институт президентства в Республике Беларусь : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Масловская Татьяна Станиславовна ; Белорус. гос. ун-т. - Мн., 2012. - 18 с.
15. Нечкин, А. В. Понятие и общая характеристика исполнительной власти в государствах СНГ / Нечкин Андрей Вадимович // Конституционное и муниципальное право. - 2014. — № 9. — С. 52—55.
16. О конституционном производстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З (с изменениями от 13.01.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
17. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З (с изменениями от 30 декабря 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
18. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З (с изменениями от 17 июля 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
19. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ (с изменениями от 6 октября 2006 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
20. О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.04.2014 № Р-916/2014 (с изменениями от 17 марта 2017 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
21. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г. № 707-П5/VIII (с изменениями от 19 апреля 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
22. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 (с изменениями от 30 января 2019 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
23. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 57-СР4/I (с изменениями от 24 апреля 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
24. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З (с изменениями от 17 июля 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
25. Трофимова, Г. А. Принцип разделения властей в системе конституционно-правовой ответственности: альтернативный вариант / Трофимова Галина Анатольевна // Конституционное и муниципальное право. - 2014. — № 8. — С. 51—57.
26. Трощинский, П. В. Основные направления развития законодательной системы современного Китая / Трощинский Павел Владимирович // Международное публичное и частное право - 2015. — № 4. — С. 38—40.
27. Трубкин, А.Б. Институт Короны в условиях развития парламентской системы в Великобритании/ А.Б. Трубкин // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 106-110.
28. Тхабисимова, Л.А. Политико-правовая институционализация законодательной и исполнительной власти: зарубежный опыт // Философия права. - 2015. - № 4. - С. 51-53.
29. Чурсина, Т. И. Судебная система Японии / Т. И. Чурсина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2013. — № 5. — С. 905—909.
30. Ясинская-Казаченко, А.В. Взаимосвязь исполнительной власти с другими ветвями государственной власти: система сдержек и противовесов/ А.В. Ясинская-Казаченко // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. - 2011. - № 1. - С. 174-179.