Введение
Глава 1 Общая характеристика взаимодействия государства и средств массовой информации
Глава 2 Особенности взаимодействия государства и средств массовой информации
Глава 3 Особенности взаимодействия государства и средств массовой информации в российской федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. В современной действительности для определения концепции какого-либо образа, существующего у населения, необходимо проанализировать влияние, оказываемое на это население средствами массовой информации. Ведь поступающие через СМИ информационные потоки, а также личный опыт, память и обучение люди находят данные, формирующие их представление об окружающей действительности. По аналогичному принципу с помощью прессы формируется и политический имидж страны.
В связи с этим в своей внешнеполитической деятельности государства уделяют все большее внимание специально сформированному образу, который вполне обоснованно рассматривается политическими акторами как важный и необходимый инструмент усиления влияния в международных отношениях, так как именно положительный политический имидж страны определяет уровень конкурентоспособности, успешности, влиятельности, стабильности, привлекательности государства, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Само понятие «политический имидж государства» не является изобретением сегодняшнего дня, эта проблематика затрагивалась на протяжении всего хода истории. Но его появление в качестве самостоятельного направления исследования обусловлено процессом демократизации политических процессов в мире, а также возникновением и широким распространением инновационных технологий в области внедрения имиджевых характеристик в массовое сознание [1]. Одним из факторов того, что определяющей чертой нашего общества становиться именно массовость, является возрастающее влияние средств массовой информации (СМИ), в число которых входят телевидение, радио, интернет и печатные издания, включая их электронные версии, зачастую преподносящие новостной материал с выгодной точки зрения заинтересованной в этом стороны, будь то правительство, либо бизнес-структуры.
Так, например, первым, кто обозначил важность изучения имиджа для успешного ведения бизнеса и достижения результатов в политической деятельности, в конце 1950-х гг. стал американский экономист и социолог Кеннет Боулдинг. Согласно исследованиям К. Боулдинга, имидж – это поведенческий стереотип, основанный не на действенных фактах, а на престиже, мнениях, иллюзиях, которые люди создают о самих себе, на мифологическом представлении о прошлом, на воображаемом представлении о будущем, которые способны влиять как на поступки отдельных личностей, или групп, так и на поведение целых наций [2].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные со взаимодействием государства и средств массовой информации.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная со взаимодействием государства и средств массовой информации.
Глава 1. Общая характеристика взаимодействия государства и средств массовой информации
1.1 Понятие взаимодействия государства и средств массовой информации
Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизни, и информационный сегмент здесь не исключение.
Современный политический процесс во многом зависит от средств массовой информации. Мы говорим о формировании действительно свободных и ответственных СМИ, которые предоставляют достоверную и объективную информацию для общественности. Средства массовой информации в обществе выполняют три важные функции:
• как аккумулятор общественного мнения, они служат платформой для различных слоев общества и создают условия для обсуждения основных интересов людей;
• в качестве мобилизующей силы способствовать участию населения в политической жизни;
• в качестве контролера выявлять случаи злоупотребления властью, повышать уровень прозрачности в деятельности правительства и заставлять государственных должностных лиц и деловые круги отчитываться за свои действия перед обществом.
Основные задачи СМИ в современных условиях - не навязать одномерное представление о мире, а организовать полноценный диалог между населением и властью, служить индикатором политических настроений в обществе, формировать общественно-политическое мнение, чтобы предотвратить распространение деструктивных идей.
Решение таких масштабных задач требует: эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационной инфраструктуры; государственная поддержка отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, инструментов, продуктов и услуг; регулирование государственных электронных и печатных СМИ.
По состоянию на 1 июля 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических изданий, в том числе 667 газет,
605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Есть 8 зарегистрированных информационных агентств. Более двух третей зарегистрированных публикаций являются негосударственными. Пресса выходит на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.
В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 принадлежат государству. С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началось регулярное вещание белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем телеканала «Мир». Региональное вещание расширяется. Сегодня региональные телеканалы, владеющие вещанием, составляют от 40 до 45% общего объема вещания.
Глава 2. Особенности взаимодействия государства и средств массовой информации
2.1 Отдельные вопросы взаимодействия государства и средств массовой информации в Республике Беларусь
На сегодняшний день происходит развитие всех сфер жизни общества политической, экономической, культурной и, конечно же, информационной.
В некоторых странах с очень хорошо развитой демократией информационную сферу выделяют как четвертую отдельную, независимую ветвь власти, наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Очень большое влияние оказывают средства массовой информации на Республика Беларусь и его органы, и наоборот. Такое развитие носит как положительный характер, так и достаточно противоречивый, отрицательный. Исключением не являются взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти. Суть конфликтной формы их отношений заключается в наличии между средствами массовой информации и органами государственной власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. Средства массовой информации могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. А может напротив – быть абсолютно независимым, выражать свое личное мнение по поводу конкретной ситуации. При этом противостояние может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государственной власти и СМИ, которые стремятся к отображению истинной ситуации.
Особую роль в организации взаимодействия между органами государственной власти и общественными институтами и группами осуществляют средства массовой информации. Они могут выявлять интересы граждан, доводить до сведения властей актуальные вопросы и проблемы населения, проверять степень легитимности власти, аккумулировать и формировать общественное мнение относительно действий и намерений властей, обеспечивая им поддержку или, наоборот, способствовать обострению протестных настроений в обществе.
К сожалению, по мнению некоторых исследователей, на практике большинство влиятельных средств массовой информации находятся под контролем органов государственного управления, и абсолютно не заинтересованы в выполнении роли коммуникатора между гражданами, обществом и властью. Усилия средств массовой информации сосредоточены на оправдании своего существования перед своими, так называемыми, собственниками. Это говорит о том, что принцип независимости СМИ не нашел своей полной реализации.
Оценки экспертов показывают, что наиболее зависимы от органов государственного управления крупные СМИ – телевидение, газеты, радио. Среди СМИ, находящихся в наименьшей зависимости, они выделяют интернет-СМИ. Если конкретизировать степень влияния на средства массовой информации по субъектам и уровням власти, то эксперты считают, что наибольшую зависимость средства массовой информации имеют от лиц, занимающих высшие должности в исполнительной ветви власти.
Заключение
Любые СМИ, в том числе и печатные, по праву можно назвать очень сильным «психологическим оружием» [3] современности и одним из самых эффективных средств пропаганды [1]. Так, с появлением различного рода газет, журналов, радио, телевидения, а в последние десятилетия интернета, у человека сама собой отпадает потребность узнавать новости через непосредственно личное общение. Сегодня средства массовой информации, воздействуя на каждого в отдельности, в конечном итоге создают толпу, связанную полосами газет, телеэкранами и т. п. Современные технологии позволяют прессе быть не только сверхоперативной, но и мультимедийной и аудивизуальной, а значит, быстрее и с большим эффектом влиять на конечного потребителя информации. СМИ по праву называют «четвертой властью», которая способствует стабильности при распределении властных полномочий политической, экономической и социальной систем, но одновременно с этим, средства массовой информации сами являются компаниями, контролируемыми Республика Беларусь или своими владельцами.
Анализ прессы позволяет выделить два преобладающих типа образа этнического мигранта. Первый оценивается преимущественно негативно, в его характеристиках выделяются агрессия, угроза экономическому благосостоянию коренного населения и его культуре, обострение ситуации с преступностью, наркоманией, эпидемиологической обстановкой, несоответствие между нормами, принятыми в стране, и жизненными нормами этнических мигрантов, когда их образ жизни ограничен рамками этнической общины. В ином случае мигрант наделяется более позитивными характеристиками, долженствующими вызвать сочувствие в связи с многочисленными проблемами и трудностями адаптации. Но именно первый, доминирующий в прессе, образ мигранта влияет на формирование этнических стереотипов и социальных представлений у населения принимающей среды.
Сформировавшийся негативный социально-психологический фон, равно как и образ мигрантов, созданный прессой, далее транслируется аудитории, усиливая в ней уже существующую тревогу, опасения, недоверие и другие отрицательные эмоциональные составляющие ментальных установок в отношении этнических мигрантов. Пресса способствует «переводу» неприятия с бытовых, неоформленных стереотипов на уровень внешне аргументированных обоснований мотивов поведения «иного», «другого», «чужого». Это формирует как оппозицию «мы – они» («свои – чужие»), так и соответствующие стереотипы массового сознания. В итоге усиливаются взаимное социальное дистанцирование и замкнутость, не формируются практики партнерства, осложняется адаптация. Кроме того, со стороны принимающей среды это может привести к дискриминации и ограничению в правах некоторых категорий мигрантов, а со стороны этнических мигрантов – к актам агрессии.
1. Агалец, Н.А. Информационное право : ответы на экзаменац. вопр. / Н.А. Агалец. — Минск : ТетраСистемс, 2007. —144 с.
2. Божанов, В.А. Конституция Республики Беларусь и права человека: Учеб. Пособие / Под общ. ред. О.В. Морозова. — Минск : Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2001. — 99 с.
3. Божанов, В.А. Права человека: курс лекций / В. А. Божанов. — Минск : Дикта, 2007. — 186 с.
4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич — Минск : Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. — 832 с.
5. Василевич, Г.А. Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан / Г. А. Василевич Минск: Знание, 1999. — 256 с.
6. Василевич, Г.А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. спец. «Правоведение» / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова. — Минск : БГУ, 2006. — 339 с.
7. Гавриленко, В.Г., Никитенко, П.Г., Ядевич, Н.И. Информационное право: Энциклопед. словарь / Серия: «Право», приложение к журналу «Право и экономика». — Минск, 2000. — 939 с.
8. Городов, О.А. Информационное право: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 248 с.
9. Гавриленко, Д.А. Конституционное право / Д. А. Гавриленко [и др.]; под общ. ред. Д. А. Гавриленко. — Минск, 1998. — 410 с.
10. Гусев, А.Д. Права человека: Учеб. пособие / А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич. — Минск : «Тетра-Системс», 2002. — 304 с.
11. Даниленко, Г.М. Международная защита прав человека: Вводный курс: Учеб. пособие / Г. М. Даниленко. — М. : Юристъ, 2000. — 256 с.
12. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. — Минск : Выш. шк., 2004. — 351 с.
13. Калятин, В.О. Право в сфере Интернета / В.О. Калятин. — М.: НОРМА, 2004. — 480 с.
14. Карташкин, В. А. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. — М. : Издательство НОРМА, 2002. — 944 с.
15. Карташкин, В.А. Международные механизмы защиты прав человека. Как подать жалобу в международные органы / В. А. Карташкин. — М. : Издательство НОРМА, 2003. — 112 с.
16. Копылов, В. А. Информационное право : вопросы теории и практики / В.А. Копылов — М.: ЮРИСТЪ, 2005 — 510 с.
17. Лазарев, А.Н. Информация и информационные ресурсы: вопросы права : учеб. пособие / А.Н. Лазарев — М. : ГОУВПО «МГУС», 2004. — 306 с.
18. Лапина, М. А., Ревин, А. Г., Лапин, В. И. Информационное право / М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин — М. : Юнити—Дана, Закон и право, 2004. – 336 с.
19. Ледях, И. А. Защита прав человека в современном мире / И. А. Ледях. — М. : Институт государства и права РАН, 1993. — 144 с.
20. Тедеев, А.А. Информационное право : учебник / А.А. Тедеев — М. : ЭКСМО, 2005. — 464 с.