Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы эмпатии как психологической категории
1.1 Понятие эмпатии в психологии
1.2 Современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности
Глава 2 Эмпатия в межличностном общении
2.1 Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия
2.2 Функции эмпатии в межличностном общении
2.3 Эмпатийность как характеристика личности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время круг вопросов, относящихся к эмпатическому общению, становится особым направлением психологических исследований. В современном обществе все отчетливее осознается, что без исследования данной проблемы трудно эффективно управлять социальными процессами в различных сферах общественной жизни, в организации производства, реализовывать комплекс мероприятий по формированию гармонично развитой личности.
Экономические и социокультурные изменения привели к тому, что общественные интересы перестали входить в сферу интересов отдельной личности. Все реже люди проявляют искренность и заинтересованность в социальном общении. Постепенно в разных сферах человеческой жизни происходит процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия личности. К сожалению, такая личностная позиция дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы.
В связи с этим возникает особая актуальность изучения эмпатии в межличностном общении. Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведет к развитию гуманистических ценностей личности.
В настоящее время среди исследователей эмпатии наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретации данного феномена, что порождает ряд методологических проблем. Во многих работах подчеркивается неразработанность теоретических аспектов эмпатии, разрозненный характер исследований. На сегодняшний день существуют различные подходы к изучению феномена эмпатии. Она напрямую связана с нравственным развитием личности, с проблемами изучения общения. Несмотря на достаточно глубокие исследования, отсутствует единая теоретико-методологическая база изучения данного явления.
Проблема эмпатии имеет в научной мысли богатую историю. Среди отечественных исследователей проблемы эмпатии изучали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьв, А.А. Бодалев, Г.М. Андрева, Н.Н. Обозов, М.М. Муканов, В.В. Ковалев, Т.П. Гаврилова, Т. Каштанова, А.Б. Орлов, А.Ю. Панасюк, Л.Б. Филонов, И.А. Васильев, В.В. Бойко, В.А.Кан-Калик и др.
Также вопросы эмпатии активно изучаются в зарубежной психологии исследователями М.Л. Гоффманом, Ф. Олпортом, Дж.Г. Мидом, Т. Шибутани, Р. Мэй, Л. Коттлером, Р. Даймондом, Ю. Бронфенбреннером, С. Махони и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПАТИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1.1 Понятие эмпатии в психологии
Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, «эмпатия – это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние состояние.» [17, с. 482].
Термин «эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение – проникновение), примененного Т. Липпсом в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии можно обнаружить в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.). В современную психологию термин «эмпатия» был введен англо-американским психологом Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Интерес к данному феномену породил множество определений данного понятия. В зарубежной психологии до 1940-х. гг. эмпатия рассматривалась в рамках эмоциональной концепции, согласно которой, эмпатия представляет собой эмоциональное переживание. Исследователи, придерживающиеся данной концепции, выделяли виды эмпатии, которые зачастую интерпретировались как уровни развития данного процесса. Ими выделялась:
- ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация с другим;
- сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их [11, с. 186].
По мере исследования эмпатии, данное понятие постепенно расширялось и углублялось. Так, в 1934 г. появилось понятие, которое стало предпосылкой формирования наиболее распространенных современных определений. Данное понятие было сформулировано Дж. Мидом и определяло эмпатию как «способности принять роль другого человека» [21, с. 224]. Таким образом, автор отметил не только эмоциональную реакцию на переживания другого, а также когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого, идентичность ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей. Исследователи Р. Даймонд и Ю. Бронфенбреннер выделяли такие новые виды эмпатии как когнитивную и предиктивную.
ГЛАВА 2 ЭМПАТИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
2.1 Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия
Эмпатийное взаимодействие представляет собой случайный или преднамеренный, вербальный или невербальный, различный по продолжительности личный или опосредованный коммуникативный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия. В исследовании механизмов эмпатийного взаимодействия также существкет несколько подходов. Стоит отметить, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия были рассмотрены исследователями в рамках теоретического анализа, и многие из них еще не подтверждены практическими исследованиями.
По мнению А.П. Сопикова, «функциональный механизм эмпатии представляет собой определенный способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта» [32, с. 93].
Исследователь Е.Я. Басин в качестве характерного для эмпатических процессов механизма отмечает проекцию – интроекцию. Идентификация же, по мнению автора, является следствием данного механизма. По мнению Е.Я. Басина «проекция представляет собой мысленное перенесение реального либо воображаемого «Я» в ситуацию объекта, в результате чего реальное «Я» идентифицируется с образом объекта и становится тождественным «Я-образу», вставшему на точку зрения воображаемого «Я». Одновременно с проекцией существует и неразрывно связанный с ней процесс интроекции, то есть перенесение воображаемого «Я» в реальные обстоятельства субъекта» [1, с. 54]. Таким образом, механизмы проекции и интроекции связанные с условной ситуацией, направлены на преобразование системы «Я».
Наряду с этим, Е.Я. Басин выделяет также механизмы, которые направлены на преодоление определенного сопротивления со стороны реального «Я» по причине «расщепления» единого «Я» и образования системы – «Я» реального и воображенного «Я». Исследователь считает, что для того, чтобы состоялся процесс эмпатии, воображенное «Я» должно быть привлекательно для субъекта.
Сторонником данной концепции является также Л.Н. Большунова. Исследовательница определяет выше описанные механизмы эмпатического взаимодействия как компоненты эмпатии. Л.Н. Большунова рассматривает особенности идентификации с антропоморфизированными объектами, пространственно-временными, ритмическими структурами. По ее словам: «Если проекция это вынесение «Я» за пределы реальной ситуации в воображаемую, то условия проекции предполагают действия «Я» с воображаемой, условной природой объекта. В акте интроекции, как противоположно направленном процессе, «Я» имеет дело с реальными объектами, имеющими условную природу» [3, с. 41].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было рассмотрено понятие «эмпатии» в психологии. Исследователи определяют эмпатию как способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное. Эмпатия, как психический процесс, характеризуется действенностью и подвижностью. Она может осуществляться на многих уровнях человеческого сознания, и является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В настоящее время понятие «эмпатия» прочно утвердилось в понятийном аппарате психологической науки. Исследователи рассматривают не только определение данного понятия, но и разрабатывают концепции процесса эмпатии, этапы, уровни и механизмы возникновения данного феномена.
Анализ теоретической литературы показал, что в процессе исследования феномена эмпатии образовалось множество подходов и направлений, касающихся определение природы и форм данного процесса. Эмпатические проявления можно разделить на две большие группы в зависимости от того, направлен процесс на одного человека или на группу людей. Выделяют несколько видов эмпатии в зависимости от признака. Однако стоит отметить, что в основе многих классификаций видов эмпатии лежит признак модальности ведущего компонента в структуре эмпатии. С точки зрения направленности различают два вида эмпатии. Первый направлен на личностную эмпатию, возникающую по отношению к самому себе, которая вызывает состояние дистресса. Если процесс эмпатии направлен на другого человека, то он проявляется в форме сочувствия, сопереживания, заботы и формирует альтруистическое поведение, направленное на воздействие на человека.
В ходе работы были рассмотрены функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия. Анализ различных подходов в исследовании функциональных механизмов эмпатийного взаимодействия позволил выявить такие механизмы эмпатии как: проекция, интроекция, заражение, идентификация, понимание, рефлексия, подражание, децентрация и эгоцентрация. Различные исследователи рассматривают данные механизмы с различных точек зрения. Стоит отметить, что в психологической науке не существует единого мнения о природе и происхождении механизмов эмпатического взаимодействия.
Исследование функций эмпатии в межличностном общении позволило выявить, что роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на чувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. В ходе работы были рассмотрены такие следующие функции эмпатии: коммуникативные, регулятивные, посреднические, адаптационные, сдерживающие и др.
1. Басин, Е.Я. Творчество и эмпатия / Е.Я. Басин // Вопросы философии. – 1987. – №2. – С. 54-66.
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. – 472 с.
3. Большунова, Л.Н. Музыкальные средства развития эмпатии личности: монография / Л.Н. Большунова, В.С. Нургалеев. – Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2009. – 196 с.
4. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С. 27-37.
5. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 445 с.
6. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская. – Киев, 1991. – 20 с.
7. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – №2. – С. 147-156.
8. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания. – М., 1981. – С.122-139.
9. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания / Т.П. Гаврилова. – М., 1981. – С.122-139.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.И. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 61-68.
11. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
12. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Москва, 2012. – 573 с.
13. Калининский, Л.П. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции / Л.П. Калининский, Н.В. Богданова, Т.Е. Петрова, Л.М. Смоленская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания / Л.П. Калининский, Н.В. Богданова, Т.Е. Петрова, Л.М. Смоленская. – Омск, 1981. – 548 с.
14. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.01 / Т.Д. Карягина. – Москва, 2013. – 35 с.
15. Карягина, Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т.Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 4. – С. 50-74.
16. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – 1975. – №4. – С.42-45.
17. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 2009. – 512 с.
18. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
19. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / Н.К. Крупская. – М.: 1957. – 439с.
20. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05. / Ю.А. Менджерицкая. – Ростов-на-Дону, 1998. – 289 с.
21. Мид, Дж. Интернализированные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Международный институт бизнеса и управления, 2006. – С. 222—229.
22. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Класс, 1994. – 544с
23. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб; пер. с англ. В. Белоусов. – СПб.: Питер, 2002. – 639 с.
24. Пашукова, Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах / Т.И. Пашуткова // Вопросы психологии межличностного познания и общения / Т.И. Пашуткова. – Краснодар, 1983. – С. 76-92.
25. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2009. – 76 с.
26. Психология личности: учеб. пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
27. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Меттьюс, М. Зайднер // Психология. – 2010. – №4. – С. 3-26.
28. Роджерс, К.Р. Клиентоцентрированный-человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 48-58.
29. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Гр. Прогресс, 1994. – 480 с.
30. Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 364 с.
31. Сарджвеладзе, Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия / Н.И. Сарджвеладзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. – Тбилиси: «Мецниереба», 1978. – Т3. – С. 485-490.
32. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии / А.П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / А.П. Сопиков. – Краснодар, 1977. – С. 89-96.
33. Цветкова, О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения: автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.03 / О.И. Цветкова. – Тверь, 1997. – 20 с.
34. Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №1. – С. 382-384.
35. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: автореферат дис. доктора психологических наук: 19.00.01 / И.М. Юсупов. – СПб.: гос. ун-т. Санкт-Петербурга, 1995. – 34 с.