Введение
Глава 1 Теоретические аспекты сплочения фольклорного ансамбля «крыничка»
1.1. Методика сплочения, как педагогическая проблема
1.2. Характеристика психолого-педагогического пожилого возраста
1.3. Занятие в фольклорном ансамбле, как пространство для сплочения коллектива
Глава 2 Практические аспекты сплочения фальклерного ансамбля
2.1. Диагностика уровня сплочения коллектива
2.2. Методические рекомендации
2.3. Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение.
Чем стремительнее продвигается вперед человеческое общество и мировая цивилизация по пути прогресса, тем очевиднее становится непреходящее значение традиционной народной культуры в духовной жизни, идейно-нравственных устоях и художественно-эстетическом мировосприятии наших современников и будущих поколений людей.
Одна из актуальных проблем современного общества - проблема определения позиции в общественной системе многочисленной группы людей старшего возраста. Одним из аспектов заявленной является интеграция пожилого населения в образовательное пространство.
В связи с уходом на пенсию в пожилом возрасте значительно увеличивается объем свободного времени. Его они используют на познавательную деятельность, расширение своих знаний. Увеличивается интерес к внутренней и внешней политике Люди пожилого возраста способны не только передавать опыт младшим поколениям, но и выступать двигателем социально-экономического прогресса. Таким образом, образование для старшей группы населения так же, как и для более молодых возрастных групп, может выступать фактором интеграции в динамичный социум.
Глава 1 Теоретические аспекты сплочения фольклорного ансамбля «крыничка».
1.1. Методика сплочения, как педагогическая проблема.
Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной. Участие в общественном клубе может быть целесообразным с точки зрения продвижения по служебной лестнице, даже если тот или иной человек не находит ничего приятного в общении с некоторыми членами группы. Нужно отметить тот факт, что такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.
Одно из наиболее представленных в публикациях направление связано с разработкой корпоративных форм сплочения коллектива.
Другим не менее интересным подходом к проблемам сплочения коллектива является программно-методический, предусматривающий разработку комплексных программ, системно воздействующих на коллектив.
На наш взгляд, наибольшей перспективностью обладает метод командообразования, позволяющий на основе многоуровневости разрешить проблему формирования сплоченности коллектива.
Глава 2 Практические аспекты сплочения фольклорного ансамбля.
2.1. Диагностика уровня сплочения коллектива.
Цель нашего эмпирического исследования: выявить уровень сплоченности коллектива.
Задачи нашего исследования:
1. Подобрать диагностический аппарат для исследования сплоченности в коллективе.
2. Выявить уровень сплоченности в коллективе.
3. Составить методические рекомендации, с целью повышения сплоченности в коллективе.
Эмпирическое исследование осуществлялось на выборке из 12 респондентов, которые являются участниками фольклорного ансамбля «Крыничанька» Полыковичского сельского дома культуры.
В качестве методов исследования были использованы: для определения уровня сплоченности – тест «Индекс групповой сплоченности Сишора» (Приложение 1), методика Определение опосредованной групповой сплоченности (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) (Приложение 2).
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием дискриптивного анализа. Расчеты производились с использованием программы Statistica версия 7.0.
На первом этапе эмпирического исследования обработав результаты по тесту «Индекс групповой сплоченности Сишора» нами была составлена сводная таблица данных (Табл. 1.).
Заключение.
Перспективы исследования форм сплочения коллективов, на наш взгляд, заключаются в составлении комплексных программ работы с коллективами, предусматривающих специфику отраслевой принадлежности.
Обзор теоретических источников показал, что все публикации можно условно разбить на несколько направлений: разработка единичных и отдельных форм сплочения коллектива (тренинги, корпоративные мероприятия, активные формы, официальные мероприятия и т. д.), программно-методический подход к процессам сплочения, применение методов и приемов командообразования как способа сплочения членов коллектива. Указанные исследования внесли серьезный вклад в теорию сплочения коллектива, однако по-прежнему актуальна проблема синтеза психолого-педагогических исследований сплоченности и адаптированных положений командообразования, способных обогатить разработку условий сплочения коллектива.
Большинство исследователей-геронтологов сходятся во мнении о том, что современный пожилой человек обладает серьезным интеллектуально-сохранным и деятельностным потенциалом. В связи с этим он способен занимать активную позицию в каких-либо социальных структурах, предназначенных для создания наиболее комфортных условий существования пожилого населения.
1. Бурцева, Е. Д. Сплочение коллектива и поддержание благоприятной атмосферы в группе как один из факторов развития личности человека / Е.Д. Бурцева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1(10). С. 340–342.
2. Васильев, Е. В. Тренинг общения как фактор сплочения коллектива первокурсников / Е. В Васильев // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : мат-лы III регион. науч.-практ. конф. Омск, 2016. С. 165–170.
3. Вдовина, М. А. Специфика развития командообразования в разновозрастном педагогическом коллективе детского сада / М. А. Вдовина, Н. В. Секретарева, Е. И. Тимошина // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2017. С. 62–65.
4. Винограй, Э. Г. Системный анализ факторов сплоченности коллектива / Э.Г. Винограй // Социогуманитарный вестник. 2014. № 1(13). С. 67–79.
5. Грецов, А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды / Грецов А. Г. – СПб., 2006. 44 с.
6. Жабин, А. Б. Командообразование как способ деконфликтизации в трудовом коллективе / А. Б. Жабин // Науковедение. 2015. № 5. С. 1–12.
7. Ефремов, А. Ю., Григорьев А. Д. Сплочение профессионального коллектива в контексте формирования компетенций / А.Ю. Ефремов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. мат-лов VI междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 37–38.
8. Караяни, А. Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений : учеб. пособие / А.Г. Караяни - М., 1992. 56 с.
9. Коломок ,О. И. Командообразование и создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе: сущность и технологии применения / О. И. Коломок, С. С Гурджиян // Science and world. 2013. № 4(4). С. 228–231.
10. Корсаков, Ю. В. Методы сплочения педагогического коллектива / Е.В. Корсаков // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3(9). С. 105–106.
11. Крапивенский, А. С., Коломок О. И. Методы социальнопсихологического воздействия в процессе командообразования и создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе // Научные труды SWorld : в 55 т. 2013. Т. 20, № 4. С. 3–8.
12. Милютина, Е. Л. Игровые технологии, направленные на сплочение коллектива / Е. Л. Милютина // Игровые технологии. Киев, 2015. С. 121–146.
13. Михайлова, Т. А.. Тимбилдинг как способ сплочения коллектива / Т. А. Михайлова, Н. Н. Яременко // Экономика, управление, техника: проблемы и перспективы развития : тр. междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 96–98.
14. Перелыгина, А. Тренинг как способ сплочения интернациональных студенческих коллективов / А. Перелыгина // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : мат-лы IV всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 209–210.
15. Пискунова, О. А. Игра freshbiz как метод сплочения команды / О. А. Пискунова // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3(59). С. 803–805.
16. Сакович, В. В. Специфика основных социокультурных принципов, задач и методов сплочения коллектива на основе тренингов / В.В. Сакович // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : в 2 т. 2012. Т. 2, № 8. С. 315–316.
17. Сачук, Н.Н. Проблемы адаптации к выходу на пенсию/ Н.Н. Сачук, Н.В. Панина, Г.М. Москалец // Геронтология и гериатрия, 1981. С. 141-145.
18. Свириденко, В. А. Сплочение школьного коллектива как фактор развития кадрового потенциала образовательной организации / В.А. Свирденко // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2(5). С. 454–457.
19. Ситников, В. Л. Педагогика общей заботы — источник современной психологии командообразования / В. Л. Ситников // Российский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 86–97.
20. Стеженская, Е.И. Условия жизни и пожилой человек / Е.И. Стеженская, В.В. Крыжановская, Ю.Г. Григоров [и др.]. – М.: Медицина, 1978. 312 с.
21. Терюшкова, Ю. Ю. Тренинг сплочения группы как средство содействия адаптации первокурсников / Ю. Ю. Терюшкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1537.
22. Хлызова, И. В. Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в процессе профессиональной подготовки в вузе / И. В. Хлызова // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 263–265.
23. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина как одна из базовых основ социального государства / Е.В. Черносвитов // Мир России. 2005. № 1. С. 120-134.
24. Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР / В.Д. Шапиро. – М.: Наука, 1983. 128 с.