Введение
Глава 1 Понятие, сущность и функции Конституции
1.1 Понятие и сущность конституции
1.2 Функции конституции
Глава 2 Конституционное развитие Беларуси в Статутный и Советский периоды
2.1 Конституционное развитие Беларуси в Статутный период
2.2 Конституция 1919 г.
2.3 Конституция 1927 г.
2.4 Конституция 1937 г.
2.5 Конституция 1978 г.
Глава 3 Конституция Республики Беларусь
3.1 История принятия Конституции Республики Беларусь
3.2 Конституции Республики Беларусь 1994 года
3.3 Кардинальные изменения, внесённые в Конституцию Беларуси после ноябрьского (1996 года) и октябрьского (2004 года) референдумов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. В современном смысле конституционность государства это прежде всего его связанность правом, а конституция в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» – установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.
Глава 1 Понятие, сущность и функции Конституции
1.1 Понятие и сущность Конституции
На латыни слово «конституция» означает «установить», «установить». В юридическом плане конституция является учредительным документом.
Термин «конституция» исходит из латинской концепции конституции, которая означает учреждение, учреждение, устройство.
Конституция является основным законом государства, который фиксирует организацию государственной власти и определяет ее отношения с обществом и гражданами.
Современное общепринятое понимание сути конституции состоит в том, что конституция является ограничителем государственной власти, то есть устанавливает пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Но хотя большинство конституций зарубежных стран не содержат особых правил верховенства конституций, это обычно следует из статей, определяющих юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов.
Таким образом, ст. 161 Конституции Испании налагает на Конституционный суд обязанность рассматривать заявление о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление неконституционного правового правила, которое имеет силу закона, лишает его этой силы,
Однако в тех конституциях, где нет соответствующих положений, суды обязаны в своих решениях руководствоваться принципом верховенства конституционных норм над другими нормативными актами.
Единственным исключением из этого правила являются Великобритания и Новая Зеландия, в которых нет письменных конституций, и все законы имеют равную юридическую силу.
В федеративных государствах верховенство конституции федерации признается и декларируется в конституциях и других нормативных актах его субъектов.
Таким образом, во второй части ст. VI Конституции США гласит: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов ... являются высшими законами страны, и судьи каждого государства обязаны выполнять их, даже если в конституции и законах отдельных государств противоречивые указы ". [1, с. 33]
В тех странах, которые, как правило, признают приоритет норм международных договоров и общепризнанных принципов международного права над национальным законодательством; не допускается заключение международных договоров или присоединение к этим пактам, нормы которых не соответствуют внутренней конституции.
Глава 2 Конституционное развитие Беларуси в Статутный и Советский периоды
2.1 Конституционное развитие Беларуси в Статутный период
Статутный период приходится на XVI век. Данный период характеризуется непосредственно властью общеземского права, развивающее достаточно быстро, что неоднократно требовалась его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных источников права как статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. Указанные статуты по своей структуре и содержанию могут быть отнесены к своду действующего права государства. Наличие в государстве таких нормативных актов говорит непосредственно о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования, а также правовой системы в целом.
Непосредственно само конституционное право в Статутах было основано на идеи верховенства закона, которое присуще правовому государству. В соответствии со статутами, Великий князь обязуется соблюдать законы страны.
Конституционное право, или, как тогда называли государственное право Великого княжества Литовского, регулировало структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Вся система органов государственной власти и управления строилась на общих принципах феодального права:
1. возникновение льгот и перевесов класса феодалов и сословия шляхты и недопуск простых людей в органы управления;
2. юридическое закрепление неравенства среди разных социальных групп населения и разделение его на сословия [8, с.221].
Демократия конституционного права проявляется во многих нормах всех Статутов в целом, которое непосредственно закрепляли принцип выборности монарха, ограничение его власти законом, Радой и Сеймом.
Разработчики же Статута 1566 года сделали первые, однако широко значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, при этом детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подкоморских судов.
В Статуте 1588 года указанный принцип получил большее развитие в виду с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда. Кроме того, ещё в Статуте 1529 года точно проводится мысль, что местные подвоевода, подстароста судебные функции должны осуществлять с участием избранных «двух земянинов, людей добрых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеюх не было, тогды не мають наместникове ани маршалкове судити» [9].
Следовательно, в XVI века принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся основными общими принципами организации судебной власти.
Глава 3 Конституция Республики Беларусь
3.1 История принятия конституции Республики Беларусь
Нынешняя Конституция Республики Беларусь 1994 года прошла через несколько этапов ее конституционного развития.
Первый этап период с 1919 по 1927 год. Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята на Первом съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Ее содержание было проникнуто идеей диктатуры пролетариата, который был непосредственно закреплен в Конституции. Этот этап закончился принятием второй Конституции БССР в 1927 году.
Вместе с ее принятием 11 апреля 1927 года начался очередной этап конституционного развития Беларуси. Важнейшими нововведениями были определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти в Беларуси в отношении полномочий аналогичных органов СССР, а также более подробное регулирование их статуса и деятельности.
Следующий этап начался с принятия 19 февраля 1937 года Конституции БССР, в которой провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и села в лице Советов депутатов трудящихся, но все важнейшие вопросы государственной жизни были отнесены к юрисдикции СССР.
В 1978 году в связи с необходимостью скорректировать нынешнюю Конституцию была принята новая Конституция, которая установила исключительную компетенцию Верховного Совета.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял действующую Конституцию. Позднее поправки и дополнения к Конституции были сделаны три раза (референдумом, 1995, 1996 и 2004 гг.) [18, с. 10].
Таким образом, история конституций на территории Республики Беларусь довольно-таки уникальна и обладает своей спецификой, которая отразилась на ныне действующей Конституции Республики Беларусь.
Заключение
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов. Как правило, конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
К функциям конституции можно отнести юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую, охранительную, целеполагающую, информационную.
1. Каргин, К.В. Юридические документы: Учебник. пособие / К.В. Каргин; Издание Вице-адмирал. – М .: Юрист, 2008. – 191 с
2. Баглай, М.В. Конституционный закон Российской Федерации: учебники / М.В. Баглай. – М., 1998. – 287 с.
3. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Учебный курс: в 3 т. – Ред. 2-й, пересмотренный. и дополнительные. / отв. Ред. проф. Т. Марченко. Т. 2. – М.: МКБ «Зерцало-М», 2001. – 528 с.
4. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, объединяющий систему источников белорусского права / Г.А. Василевич // Юридический журнал. – 2005. – № 1. – С.10-15.
5. Кутафина, О.Е. Государственное право Российской Федерации: учебные материалы / О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
6. Козлова, Е.И. Конституционный закон России: учебник. пособие / E.И. Козлова. – 4-е изд., Перераб. и дополнительные. – Москва: Т. К. Вельби, Издательство Проспект, 2007. – 608 с.
7. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. – Сравнительное конституционное право. – М., 1996. – 187 с.
8. Юхо, Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / Я.А. Юхо. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 352 с.
9. Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Мн.: К-ра тэорыі і гісторыі дзяржавы і права, юрыд. ф-т, Беларус. дзярж. у-нт, 2009. – 163 с.
10. Статут Вялікага княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага 1566 г. : да 450-годдзя выдання : матэрыялы круглага стала. Мінск : БДУ, 2016. – 255 с
11. Статут Вялікага княства Літоўскога 1588 года. – Мн.: «БЕЛАРУСЬ», 2005.
12. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
13. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 1996 гг.): моногр. Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. 327 с.
14. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
15. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
16. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
17. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич Минск: Право и экономика, 2012. 171с.
18. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2005. №1. С.10-15.
19. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
20. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: экспресс курс / В.Н. Кивель. Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с
21. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. – 64 с.
22. Чигринов, С.П., Конституционное право Республики Беларусь: В понятиях и схемах / Чигринов С.П., Подупейко А.А., Канашевич И.А. [и др.] под общ. ред. А.И. Сухарковой. - Мн.: Амалфея, 2002. - 320 с.
23. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. № 5. С. 24-36.
24. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. 1997. – № 10.
25. Шавцова, А.В. Обеспечение государственного суверенитета Республики Беларусь в контексте конституционно-правового регулирования / Г.А. Василевич (отв. Ред.) и др. // Конституция Республики Беларусь - основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона): Материалы респ. науч. конф. - Мн.: БГУ, 2004. - С. 48 - 50
26. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
27. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda.
28. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda.