Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ социального одобрения в студенческой группе
1.1. Понятие социального одобрения в социальной психологии
1.2. Студенчество как специфическая социальная группа
1.3. Общественное и социальное лицо студента
Глава 2. Эмпирическое исследование социального одобрения в студенческой группе
2.1. Характеристика выборки, методов и методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования социального одобрения в студенческой группе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В нынешних переходных условиях значительный интерес должен уделяться молодежи как естественной сфере развития будущего и элиты страны.
Студенческий возраст предполагает собой особенный промежуток жизни человека, транзитивный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это основание, первый шаг самостоятельной, взрослой жизни [19].
В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И. Степановой и ряда иных ученых накоплен существенный практический и теоретический материал, дозволяющий сказать о том, что межличностные отношения студентов объясняются, во-первых, возрастными отличительными чертами данной социальной группы, во-вторых, специфическими чертами присущей ей деятельности.
Невзирая на отслеживающееся воздействие всех указанных структурных компонентов образовательной среды на межличностные отношения студентов, в качестве основных для их конструирования в психологии исследуется человеческий фактор.
Студенческая академическая группа, которая считается главной и основной ячейкой, где личность будущего профессионала-специалиста формируется. Студенческая группа — сложно организованное и разнообразное социальное явление, которое формируется по объективно-справедливым существующим законам, законам коммуникации [6].
Мощное социализирующее влияние на личность студента оказывает, непосредственно, сама студенческая среда, специфические черты студенческой группы, в которую вступает человек, характерные черты других референтных групп.
В студенческой группе совершаются активные процессы структурирования, развития и перемены межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, непосредственное, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все без исключения групповые процессы оказывают весьма значительное воздействие на личность студента, на продуктивность его учебной деятельности и профессионального развития, на его поведение [8].
1. Теоретико-методологический анализ социального одобрения в студенческой группе
1.1. Понятие социального одобрения в социальной психологии
В классической психологии социальное одобрение определяется как положительная оценка личности или же группы в социальном контексте. С самого рождения, взаимодействуя с обществом, индивид усваивает конкретные поведенческие паттерны. Такое усвоение происходит в виду того, что непосредственно каждый психически здоровый человек настроен на позитивное взаимодействие с обществом. Свое позитивное отношение социум выражает через социальное одобрение: материальные блага, похвала, помощь, симпатия, привилегии, удовлетворение потребностей, эмоциональный отклик и т.п.
В не опосредованной действительности социальное одобрение выражается в вербальной и невербальной похвале, присуждении наград и материальных благ, в увеличении социального статуса, в количестве позитивных социальных контактов, в высокой оценке материальных и нематериальных продуктов деятельности человека, в особенных преимуществах и т.п. На становление социального одобрения в не опосредованной действительности воздействует множество факторов: физические качества, профессиональные качества, социальные качества, психологические качества, социальный статус, способности и таланты, количество материальных благ, количество социальных контактов, присутствие власти, субъективные факторы, факторы окружающего пространства, феномен психического заражения и др [2].
Социальное одобрение в социальной психологии связано с таким понятием как социальное познание. В.А. Ядов отмечает, что в процессе социального познания структурируется личность, которая ориентируется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружественных, любовных, семейных, производственных, политических и др.
Известно, что социализация человека непосредственно определяется широким набором методом и форм, специфических для того или иного возраста человека, места учебы, работы и т.д.
2. Эмпирическое исследование социального одобрения в студенческой группе
2.1. Характеристика выборки, методов и методик исследования
В эмпирическом исследовании принимали участие 70 респондентов студентов первых и последних курсов, в возрасте от 17 до 24, в том числе 15 парней и 55 девушек.
В качестве методов исследования были использованы: методика измерения уровня макиавеллизма личности (Мак-шкала), методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (см. Приложение А, Б и В).
1. Шкала макиавеллизма личности, или Мак-шкала (Machiavellianism Test, MACH-IV) разработана в 1970 году Ричардом Кристи и Флоренс Гейс (Richard Christie, Florence L. Geis). В этой методике под макиавеллизмом понимается склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Русскоязычная адаптация методики выполнена В. В. Знаковым с коллегами в 2000 году.
2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна - опросник, предназначенный для оценки искренности ответов испытуемых. Методика разработана психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Перевод и адаптация были осуществлены Ю.Л.Ханиным в 1974 году.
3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса – это личностный опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на избегание неудач. Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует. Тест относится к моношкальным методикам.
Заключение
В традиционной психологии социальное одобрение обуславливается ровно как положительная оценка личности либо группы в социальном контексте. С момента появления на свет, взаимодействуя с обществом, индивид усваивает конкретные поведенческие паттерны. Такое усвоение происходит в виду того, что непосредственно каждый психически здоровый человек настроен на позитивное взаимодействие с обществом. Свое позитивное отношение социум высказывает посредствам социального одобрения: материальные блага, похвала, помощь, симпатия, привилегии, удовлетворение потребностей, эмоциональный отклик и тому подобное.
Студенчество - это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Значительный социальный признак студенчества - его схожесть по характеру деятельности, увлечениям, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов.
Установлены половые различия в уровне макиавеллизма у студентов. Парни-студенты в большей степени, чем девушки проявляют такие качества как: цинизм, отчужденность, эмоциональную холодность, пренебрежение конвенциональной моралью, допускающее использование других в своих целях. Девушки – студентки более застенчивые, вежливые, сострадательные, добрые, сердечные. Проявляют эмпатию, сочувствие, уступчивость, понимание. Характеризуются в большей степени, чем парни-студенты ощущением радости от процесса (творчества), чувствуют потребность в помощи, доверии, признании со стороны окружающих, стремление к тесному сотрудничеству, дружелюбное отношение к окружающим.
Исследования показали, что стремление студентов-парней к самораскрытию не оказывает большого влияния на то, нравятся они находящимся вокруг или нет. Специалисты по психологии фиксируют, что в социуме от мужчины ждут, что он дойдет к успеху благодаря своим собственным усилиям, а доверительные взаимоотношения с иным мужчиной рассматриваются как бессилие и неосознанное стремление к повиновению. Из-за данного факта раскрытие себя считается студентами, как малоэффективная манипулятивная тактика. Цели студенток в большей степени явно социально ориентированы: популярность, способность ладить с другими людьми, понимание в большей степени ценятся девушками-студентками, чем парнями-студентами. Несомненно, что формирование доверительных отношений, требуемых для достижения этих целей, нельзя представить без существенного раскрытия себя. Логично, что самораскрытие как манипулятивная стратегия крайне результативно для девушек-макиавеллисток.
1.Аврасимов, Е. Идеи и ценности молодых интеллектуалов / Е. Аврасимов, М. Арутюнян, О Здравомыслов // ОНС, 1993, №4, с. 34-42.
2. Бейтсон, Г. Природа и разум. Необходимое единство / Г. Бейтсон // Пер. А. И. Фета. — Новосибирск: Институт семейной терапии, 2005. —187 с.
3. Бекова, Т.Б. Молодежь в системе высшего образования / Т.Б. Бекова // Социология и общество. – М., 2000.
4. Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л.И. Бойко // Социологические исследования. - 2002. -№3.
5. Болотин, И.С. Социология и образование / И.С. Болотин, О.Н. Козлова. – Социс, 1997, №3.
6. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону, 2001.
7. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М., 1996, гл. XII.
8. Данилова, Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е. Л. Данилова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 70-72.
9. Добровольская, С.Н. Молодежная культура / С.Н.Добровольская. – М. 1990.
10. Добрускин, Н.Е. Студент – кто он? / Н.Е. Добрускин // Социс, 1994, №8-9, с 79-88.
11.Затуловская, Е.В. Культурная активность молодежи / Е.В. Затуловская. – М., 1999.
12. Ивнин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ивнин. – М., 2000.
13. Иконникова, С.Е. Социология молодежи / С.Е. Иконникова. – Л., 1998.
14. Ковалев, А.И. Социология молодежи / А.И. Ковалев. – М., 1999.
15. Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства: молодежь в меняющемся обществе / Д.Л. Константиновский. – М., 2009
16. Луков, В.А. Социология молодежи / В.А. Луков, А.И. Ковалев. – М., 1999.
17. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи / В.Т. Лисовский. – М., 2000.
18. Михайлова, Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. – М., 2001.
19. Осипов, Г.В. Студенчество / Г.В. Осипов // Российская социологическая энциклопедия. - М.:1998, стр. 544.
21. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002) / М.Н. Руткевич – М.: Гардарики, 2002.
22. Чередниченко, Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) / Г.А. Чередниченко. – СПб.: РХГИ, 2004.
23. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи / О.А. Раковская.– М., 2007.