Введение
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия педагогов и родителей в профилактике вредных привычек подростков
1.1. Понятие «вредные привычки подростков» в педагогической литературе
1.2. Профилактика вредных привычек в процессе взаимодействия педагога с родителями
Глава 2 Практическое исследование преодоления вредных привычек у подростков в процессе взаимодействия педагогов с родителями
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Методические рекомендации по взаимодействию педагогов и родителей в преодолении вредных Привычек подростков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Подростка отличает одна важная черта от взрослого человека - это закладывает основу для его физического и психического здоровья. Подростковый возраст считается одним из самых важных этапов в жизни человека. Как и на каждом этапе, у подростков есть своя задача развития.
Подростковый возраст полон противоречий, противоречий и недопонимания со стороны взрослых. В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми. Но основной составляющей этого периода является формирование физического развития.
Развивающийся организм особенно чувствителен к воздействию токсичных веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. В последние годы феномен курения приобрел глобальные масштабы. В мире нет ни одного уголка, где люди не употребляли бы табак. Очевидно, что социальные и экономические потери общества, вызванные курением табака, стали государственной проблемой для многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой. К сожалению, несмотря на то, что многогранное негативное влияние курения непосредственно на здоровье человека доказано, люди не спешат избавляться от этой вредной привычки. Разнообразное употребление табака вызывает на первый взгляд тонкую, на первый взгляд, зависимость курильщика от никотина и при длительном употреблении приводит к серьезным хроническим заболеваниям.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по профилактике вредных привычек в процессе взаимодействия педагога с родителями.
Объект исследования: методика работы с семьей.
Предмет исследования: вредные привычки в подростковой среде.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие «вредные привычки подростков» в педагогической литературе
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков и населения в целом.
Важнейшим критическим этапом, на котором закладываются основы отношения к вредным привычкам, является период подросткового возраста. Он характеризуется наличием двух доминант:
1) биологической, обусловленной выраженными процессами количественного и качественного развития функциональных систем организма,
2) социальной, связанной с интеграцией подростка во взрослое общество [12].
Как отмечает И.А. Шмерлина, подростковый возраст – это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [23, с. 29].
С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas – возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [5, 9, 14]. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления возможностей взаимодействия педагогов и родителей в преодолении вредных привычек у подростков было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняло участие 30 учеников 8-10 классов государственного учреждения образования ГУО «Средняя школа №115 г. Минска».
Учащиеся были разделены на 2 группы: 1 группа: подростки, относящиеся к "группе риска" (находящиеся в социально опасном положении), 2 группа – подростки из благополучных семей и не относящиеся к "группе риска".
В ходе исследования был использован тест-опросник «Аддиктивная склонность», который позволяет выявить склонность к зависимому поведению и заключается в оценке их причастности к употреблению психоактивных веществ, алкоголя. В этом случае предпринимаются попытки определить опыт употребления алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска наркомании. Подсчет делается из утверждений, которые респонденты считают правдой. За каждый положительный ответ присуждается 1 балл. Интерпретация результатов:
до 13 баллов - риск аддиктивного поведения не выражен;
от 14 до 16 баллов - умеренный риск аддиктивного поведения;
от 17 баллов и более - выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
Диагностическое исследование выявило следующие результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Вредные привычки подростков, такие как курение, употребление алкоголя, наносят ущерб всему человеческому телу, вызывая психическое расстройство личности, физическую и психологическую зависимость. Они затрагивают практически все физиологические системы организма, особенно дыхательную систему, нервную систему, систему кровообращения.
Причина раннего злоупотребления табаком и алкоголем у подростков часто объясняется тем, что они недостаточно осведомлены об изучаемой проблеме. Также причинами могут быть особенности подросткового возраста: подражание другим школьникам, студентам; чувство новизны, интереса; желание казаться взрослым, независимым.
В ходе исследования была проведена диагностика предрасположенности к наркотической зависимости у учащихся. Было обследовано 30 учащихся 8-10 классов, среди которых 15 учащихся находятся в социально опасном положении («группа риска»), и 15 учащихся не относятся к социально опасному положению. В ходе исследования было выявлено, что 4 школьников «группы риска» (27%) не выражен риск зависимого поведения, у 7 школьников (46%) выявлен умеренно выраженный риск зависимого поведения и у 4 школьников (27%) выявлены выраженные признаки склонности к зависимому поведению. Среди подростков, не находящихся в группе риска риск зависимого поведения выявлен у 7 школьников (46%), умеренно выраженный риск зависимого поведения выявлен у 6 школьников (40%) и выраженные признаки склонности к зависимому поведению выявлены у 2 учащихся (14%). Полученные данные свидетельствуют о необходимости профилактической работы в данном направлении.
1. Айзина, Ю.В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблагополучных семей : автореф. дисc. канд. психол. наук / Ю.В. Айзина. – М., 2002. – 23 с.
2. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
4. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. –М. : Гардарики, 2003. – 260 с.
5. Виницкая А.Г., Региональные особенности опийной наркомании в Республике Беларусь / А.Г. Винницкая // Медицинские новости. – 2014. – № 10 (241). – С. 20-23.
6. Воробьева, М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка / М.С. Воробьева // Глобальный научный потенциал. – 2012.– №19. – С. 240–242.
7. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. – 528 с.
8. Голякова, И.В. Наркомания и наркопреступность / И.В. Голякова. – Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2003. – 367 с.
9. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков / А.А. Гусак //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 10. – С. 26–30.
10. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
11. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А. С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М. : Просвещение, 1986. –Т. 1. – 320 с.
13. Знаков, В. В. Психология понимания и нарративная психология / В.В. Знаков // Учен. записки каф. общ. психол. МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – М. : МГУ, 2002. – С. 37–44.
14. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 1968. – № 3. – С. 8–11.
15. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении : пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск : Зорны Верасень, 2010. – 271 с.
16. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 210 с.
17. Крупнов, А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 9-12.
18. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2010. – №2-3. – С. 182-187.
19. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / Ф. А. Фурманов и др. – Минск : В.И.З.А.ГРУПП, 2010. – 156 с.
20. Подофедова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подофедова // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-8.
21. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 2.
22. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
23. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
24. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения / В.В. Юсупов. – СПб. : Речь, 2007. – 220 с.