Введение
1. Теоретические аспекты алкоголизма среди несовершеннолетних как социально-психологическая и педагогическая проблемы
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения
1.2 Особенности подросткового алкоголизма
1.3 Причины и уровни вовлеченности несовершеннолетних в употребление спиртных напитков
2. Практическое исследование деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних
2.1 Система профилактической работы социального педагога по предупреждению алкоголизма среди несовершеннолетних в учреждении образования «Средняя школа №1 им. З.И. Азгура г. Сенно»
2.2 Изучение склонности учащихся к алкогольной зависимости
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
На современном этапе развития педагогической науки проблемы теоретического и практического характера обострились, необходимость научного решения которых определяется особенностями социокультурной ситуации в обществе. Одной из таких проблем является увеличение массы различных форм вредных привычек, к которым следует отнести алкоголизм. В настоящее время подростковый и детский алкоголизм стал серьезной проблемой. Благодаря индивидуальным психологическим и физиологическим характеристикам психическая и физическая зависимость от алкоголя у несовершеннолетних развиваются значительно быстрее. Это доказывает важность проведения профилактической работы в области алкогольной зависимости.
Алкоголизация молодого поколения рассматривается большинством исследователей как важный показатель плохой социальной среды. С распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов заболевания – многоочаговое поражение коры головного мозга, тяжесть которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, моральные расстройства, которые представляют серьезную угрозу здоровью детей, молодежи и нации в целом. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой чрезвычайно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками [25, с. 125-126].
Психолого-педагогические исследования по профилактике раннего злоупотребления алкоголем среди подростков проводились: Бадмаев С.А., Беличева А.П., Горбачев А.П., Т.К. Зуева, И.В. Иванникова, И.И. Кауненко и соавт.
Признавая важность вышеперечисленных работ, стоит отметить, что, несмотря на многочисленные подходы к изучению вредных привычек, проблема профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних требует разработки системы педагогической профилактики, направленной на моральное и физическое восстановление молодого поколения и принятие здорового образа жизни. Противоречие между необходимостью педагогической профилактики раннего алкоголизма у подростков и неразвитой системой образовательных профилактических мер по преодолению этих явлений становится все более распространенным.
Объект исследования: профилактика алкоголизма среди подростков.
Предмет исследования: содержание работы социального педагога по предупреждению алкоголизма среди несовершеннолетних.
1 Теоретические аспекты алкоголизма среди несовершеннолетних как социально-психологическая и педагогическая проблемы.
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения.
Детский алкоголизм сегодня является одной из самых серьезных социально-педагогических трудностей. Подростковый возраст и девиантное поведение являются почти синонимами. В этом возрасте необходимость узнавания, общения, самоутверждения, новых ощущений становится актуальной. Для подростка это целая жизнь, это смысл их жизни. Именно данные ощущения приводят подростков к активным действиям. Зачастую в качестве наиболее быстрого и элементарного способа удовлетворения данных потребностей выступает потребление алкоголя. Ведь для некоторых это позволяет на некоторое время ощутить самоуверенность, простоту общения, забыть личностные трудности [21, с. 63].
Вопрос алкоголизма характеризуется давними культурными, политическими и общественно-экономическими истоками, рассмотрение которых содействует образованию наиболее эффективных мер для преодоления.
С точки зрения терминологии, необходимо выделять такие понятия, как «алкоголизм», что подразумевает болезнь, и «пьянство», что передает потребление алкоголя, ведущее к алкоголизму. Различие между этими понятиями необходимо хотя бы потому, что профилактика и лечение алкоголизма связаны в основном с медицинскими мерами, а также с борьбой с алкоголизмом, средствами педагогического и социального воздействия [21, с. 63].
Термин «алкоголизм» подразумевает два базовых критерия, а именно: медицинский и общественный. С медицинской точки зрения алкоголизм считается заболеванием, вызванным патологическим влечением к алкоголю (умственная и физическая зависимость), что приводит к возникновению дисфункционального состояния, синдрома отмены при употреблении алкогольных напитков, а в наиболее сложных случаях – устойчивыми соматоневрологическими нарушениями и умственной деградацией.
С социальной точки зрения алкоголизм представляет собой разновидность девиантного поведения, для которой типично хроническое влечение к алкоголю и будущая деградация человека. Общественный критерий алкоголизма характеризует моральную, физическую и биологическую угрозу, которая вызывает излишнее потребление алкоголя как пациентом, так и всем обществом.
Чрезмерное потребление алкоголя может привести к разрушению социума по той причине, что оно может привести к увеличению преступности, разводам, повышению уровня смертности в итоге ДТП, понижению производительности и ухудшению экономики.
Пьянство представляет собой иное понятие, несмотря на том, что общественные критерии употребления алкоголя и алкоголизма одинаковы. Пьянство является антисоциальной формой поведения, проявляющейся главным образом в злоупотреблении алкоголем. Наряду с тем, пьянство представляет собой отличную почву для развития алкогольной зависимости [8, с. 112].
2. Практическое исследование деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних.
2.1 Система профилактической работы социального педагога по предупреждению алкоголизма среди несовершеннолетних в учреждении образования «Средняя школа №1 им. З. И. Азгура г. Сенно».
История первой школы в городе Сенно началась в 1867 году, когда была создана высшая начальная школа. В 1974 году школа получила новое здание. В 1996 году указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко школа была названа в честь известного скульптора З.И. Азгура. С 1997 года школа работает с многопрофильными лицейскими классами. С 1998 по 2008 год школа работала с художественным уклоном. С 2008 года общеобразовательная школа. С 2013 года в общеобразовательной школе с изучением предметов повышен уровень физико-математического профиля.
В ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.И. Азгура, Сенно» отдельно работа по профилактике алкогольной зависимости подростков не проводится. Данная работа является частью комплекса мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей и вредных привычек мы можем выделить следующие мероприятия и меры, принятые для их реализации:
создание условий для здорового образа жизни и его пропаганда (программа «Сделай свой выбор», работа сайта «Откровенный разговор»), развитие системы дополнительного образования в школе, работа по воспитанию детей;
обучение умению справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением (занятия для учащихся «Ваша профессиональная карьера», «Азбука здоровья», «Психологическая азбука»)
обеспечение антисоциального поведения при помощи психологической и социальной поддержки подростков (индивидуальное консультирование, коррекционная и развивающая деятельность для детей)
вовлечение учащихся в спортивные и общественно значимые мероприятия (участие в спортивных соревнованиях, рекламные кампании, разработка и реализация социально значимых проектов).
Школьные часы для формирования здорового образа жизни проводятся ежегодно для школьников.
Заключение.
Анализ литературы по теме нашего исследования позволил нам прийти к следующим выводам:
Алкоголизм – это сложная медицинская и социальная проблема. Воздействие как острой, так и хронической алкогольной интоксикации на человеческое здоровье человека считается достаточно важной и не полностью решенной проблемой медицинской науки в наше время. Алкоголь поражает все органы нашего тела и все системы, что может привести к преждевременному старению и инвалидности несовершеннолетних.
Выделяются разнообразные классификации алкоголизма и пьянства, которые были разработаны на основе клинических, психологических, правовых и других критериев.
Последствия постоянного потребления алкоголя несовершеннолетними являются в значительной степени более серьезными и опасными для здоровья, чем, к примеру, потребление такого же количества алкоголя взрослым. Это связано с тем, что именно в данное время происходит рост и развитие органов и систем организма личности, а воздействие вредных составляющих алкоголя может привести к чрезвычайным последствиям.
Профилактика алкогольной зависимости – это совокупность психических методов и приемов формирования отрицательного отношения к вредным привычкам. А также это эффективные методы формирования такой жизненной и личной ориентации, которая сводит к минимуму возможность тяги к алкоголю.
На данный момент разработкой программ с целью предупреждения алкоголизма занимаются многие ученые. Они принимают во внимание тот факт, что все виды деятельности осуществляются в совокупности первоначальной постановки, а далее разрешения определенных, согласованных неотъемлемых взаимосвязанных задач в сфере экономики, финансов, медицины, образования, психологии, а также не только в виде отдельного образовательного мероприятия.
1. Ахмерова, С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях / С.Г. Ахмерова. – Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.
2. Бабинцев, В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики / В.П. Бабинцев // Молодежная политика: информационный бюллетень. – 2014. – № 96-100. - С.65.
3. Бенюмов, В.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / В.М. Бенюмов и др. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
4. Борисевич, В.Н. Исследовательская работа социального педагога / А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с.
5. Воронецкая, Л.Н. Здоровый я – здоровая страна / сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 416 с.
7. Гарифуллин, P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей / Р.Р. Гарифуллин – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.
8. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Издательство НПО МОДЭК, 2003. – 240 с.
9. Грицанов, А. А. «Алкоголь» - энциклопедия «Социология» / А.А. Грицанов. - Мн., 2003. – 1312 с.
10. Еникеева, Д.Д. Популярная психиатрия / Д.Д. Еникеева. – М.: Аст-Пресс, 2006. – 528 с.
11. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. – М.: Академия, 2003. – 564 с.
12. Кажарская, С.Г. Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. – Минск: Красико-Принт, 2008. –128 с.
13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
14. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина. – М., 2008. – 192 с.
15. Кузнецов, В.Н. Социология молодёжи / В.Н. Кузнецов. - Москва.: УИЦ «Гардарики», 2005. – 335 с.
16. Криволап, Н.С. В помощь социальному педагогу / сост. Н.С. Криволап. – Минск: Красико – Принт, 2006. – 128 с.
17. Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. / А.И. Левко – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341 с.
18. Лисицын, Ю.П. Алкоголизм: (Медико-социальные аспекты) Руководство для врачей/ Лисицын Ю.П., Свиридов П.И. – М.: Медицина, 1990. – 527 с.
19. Люсько, Е.М. Школа здоровья / Е.М. Люсько, Ю.А. Лежнёва. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 176 с.
20. Маюров, А.Н. Антиалкогольное воспитание / А.Н. Маюров. – М.: Просвещение, 2007. – 189 с.
21. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева – М.: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. – 416 с.
22. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск: Адук. и вых., 2005. – 400 с.
23. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акадамия», 2007. – 176 с.
24. Степанов, В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
25. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А. Фалькович. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
26. Хомик, В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 98-106.
27. Шипицына, Е.И. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.
28. Ягодинский, В.И. Уберечь от дурмана / В.И. Ягодинский. – М., 2005. – 282 с.
29. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя / В.И. Ягодинский. – М.: Просвещение, 2006. – 287 с.