Введение
1 Государственная власть
1.1 Президент Республики Беларусь
1.2 Разделение государственной власти в Республике Беларусь
1.3 Местное управление и самоуправление
2 Государственное управление
2.1 Государственное управление и его признаки
2.2 Уровни и виды государственного управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государственная власть – это полномочия, которыми наделены государственные органы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.
Актуальность данной темы. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется именно на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственное управление как ключевой элемент политического процесса.
Предметом курсовой работы является организация принципа разделения властей непосредственно в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы является исследование ветвей власти и органов, принадлежащих к каждой из них, а также рассмотрение полномочий государственных органов и изучить особенности государственного управления в структуре политического процесса современного общества.
1 Государственная власть
1.1 Президент Республики Беларусь
Важное место в системе органов государственной власти отводится главе государства. Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации [1, с.11].
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства [2]. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Президент Республики Беларусь избирается в соответствии с Конституцией на основе всеобщего, равного, прямого и свободного избирательного права при тайном голосовании.
Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также некоторые иные правовые акты.
В соответствии со статьей 81 Конституции выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем через пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
В соответствии со статьей 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь [3] выдвижение кандидатов в Президенты при проведении очередных выборов начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
2 Государственное управление
2.1 Государственное управление и его признаки
Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление это – сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов.
Государственное управление в узком смысле одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов [13, с.99].
Государственное управление является одним из видов социального управления.
Социальное управление как атрибут общественной жизни проявляется в общих чертах, свойственных управлению как научной категории, а также в особенностях организации общественной жизни.
Для государственного управления характерны все признаки социального. Но вместе с тем оно имеет и свои особые признаки:
- государственное управление – это определенный вид деятельности по введению единой государственной власти с функциональными и компетентными характеристиками, который отличает ее от других видов (форм) осуществления государственной власти;
- государственное управление имеет общегосударственный характер, то есть охватывает все важные для государства стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом;
- государственное управление – это прежде всего исполнительно-административная деятельность. Основное внимание уделяется правоприменению, то есть правоприменению законов и других нормативных актов;
- государственное управление носит государственно-властный характер. Субъекты государственного управления исполнительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства;
- государственное управление имеет непосредственный, деятельностный характер, то есть в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в межотраслевых (финансы, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, государственная безопасность, зарубежные связи и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) сферах, в хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).
Заключение
В заключение работы необходимо сказать, что разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.
Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В Республике Беларусь выделяют президентскую ветвь власти, которой является глава государства – президент Республики Беларусь.
Государственное управление – это практическое, организационное и регулирующее влияние государства на социальную активность людей с целью их упорядочения, сохранения или преобразования.
Государственное управление занимает особое место среди всех типов власти. Высшие государственные органы, представленные главой государства и его служащими, правительством, парламентом и судебной системой, а также их аппарат, играют вместе роль системы правительства, компоненты которой взаимосвязаны сложными функциональными отношениями.
Современная система государственного управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих определенное единство, что и делает его важнейшим звеном политического процесса общества.
1. Институты государственной власти : методические рекомендации / авт.-сост. : О.В. Вожгурова, Е.Г. Трусова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2012. – 49 с.
2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь, 11 фев. 2000 г., № 370-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Василевич, Г.А. Конституционное развитие и белорусское государство / Г.А. Василевич // Беларус. думка. – 2003. – № 2. – С. 24–31.
5. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995 г., № 3602-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права в 2 т. / Ю.Н. Старилов. – Т. 1. – М.: Норма, 2002. – 728 с.
7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 175 с.
8. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / под. ред А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2002. – 479 с.
10. Пастухова, В.И. Назначение и функции судебной власти в Республике Беларусь / В.И. Пастухова. – Юридический журнал. – 2008. – №4. – С. 37-41.
11. Подорожняя, Е.А. Местные органы государственной власти и управления в Беларуси (1861-1914 гг.) : структура, функции, кадры : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Е.А. Подорожняя. – Минск, 2014. – 24 с.
12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Пикулькин, А.В. Система государственного управления : Учебник для вузов / А.В. Пикулькин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 399 с.
14. Миннибаев, Б.И., Шарифуллин, Р.Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь / Б.И. Миннибаев, Р.Ф. Шарифуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 26 –28.
15. Купришин, Г.Л. Государственное управление : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. – М. : Университетский гуманитарный лицей, 1996. – 256 с.