Введение
Глава 1. Теоретические аспекты отношения подростков к родителям из неблагополучных семей
1.1 Исследование неблагополучной семьи как объекта социально-педагогической работы
1.2 Детско-родительское взаимодействие: подходы к изучению феномена в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Специфика отношения подростков к родителям из неблагополучной семьи
Выводы по главе
Глава 2. Эмпирическое исследование системы отношений подростков из неблагополучных семей к родителям
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования системы отношений подростков из неблагополучных семей к родителям
2.3 Коррекционная работа по повышению эффективности детско-родительского общения
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы отмечается тенденция к установлению отчужденных и конфликтных отношений с родителями подростков, в основе которых лежит отсутствие взаимопонимании и эмоционального контакта между ними.
Так называемые кризисные или конфликтные формы поведения возникают лишь при таких условиях воспитания, когда не учитываются изменившиеся требования детей к взаимоотношениям, когда нарушается соответствие между сложившимися и характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений со взрослыми и резвившимися в течение этого периода новыми возможностями детей.
Проблема отношения подростков с родителями в настоящее время является актуальной. Детско-родительские отношения выстраиваются на фоне подросткового кризиса и психологических особенностей юношеского возраста.
Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии детско-родительские отношения перестраиваются на базе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка в связи с трансформацией прежних отношений к самому себе и окружающим.
Глава 1. Теоретические аспекты отношения подростков к родителям из неблагополучных семей
1.1 Исследование неблагополучной семьи как объекта социально-педагогической работы
Традиционно семья рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [18, с. 400].
В психолого-педагогической литературе существует большое разнообразие определений и названий неблагополучной семьи: ее называют проблемной, асоциальной, семьей «группой риска», социально-незащищенной семьей и т. д. [26, с. 203].
В работе И.Н. Истратовой семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие оказывает сильнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма, различного рода зависимостей – до асоциального поведения [9, с. 116].
Глава 2. Эмпирическое исследование системы отношений подростков из неблагополучных семей к родителям
2.1 Организация и методы исследования
Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить отношение подростков из неблагополучных семей к их родителям.
Исследование проводилось на базе ... Всего в исследовании приняли участие 30 человек, из них 15 учащихся из благополучных семей и 15 учащихся из неблагополучных семей.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методики:
1. Методика измерения психологической дистанции Е.И. Медведской [21, с. 250].
Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи.
Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом.
Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.
Заключение
Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Семейное неблагополучие представляет собой самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие, которое способствует деформации социализации и формирования личности ребенка, оказывает значительное влияние на появление социальной дезадаптации детей и подростков. Дети и подростки из неблагополучных семей характеризуются негативными особенностями личности, нарушениями поведения. Неблагополучная семья не способна успешно справляться со своими функциями, поэтому нуждаются в помощи со стороны специалистов, в частности социального педагога. Однако, враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к социальным педагогам затрудняет этот процесс.
Детско-родительские отношения представляют собой одну из ключевых составляющих жизни человека и могут быть рассмотрены с позиции системной организации в силу своей многокомпонентности, полифункциональности и детерминированности разными факторами. Детско-родительские отношения традиционно рассматриваются как динамичная система, складывающаяся в результате интеграции подсистемы отношения родителей и подсистемы отношения детей.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35-47.
3. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 150 с.
4. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
6. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004. – 400 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224с.
8. Ганишина, И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.С. Ганишина. –Рязань, 2004. – 19 с.
9. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004.
11. Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
12. Курбанова, С. В. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / С.В. Курбанова. – Москва, 2006. – 18 с.
13. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. – 335 с.
14. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М.: Академия, 2007. – 243 с.
15. Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
17. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – С.169-178.
18. Поповичева, Л. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л. И. Поповичева, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 398-401.
19. Реуцкая, И.Е. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей / И.Е. Реуцкая // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 3. – С. 85-94.
20. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., Педагогика, 1989.
21. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений. Учебно-методический комплекс / В.И. Слепкова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 339 с.
22. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 96 с.
23. Филатова, О.В. Отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье / О.В. Филатова // Вестник РГПУ. – 2013. – № 3. – С. 143-144.
24. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
25. Шогенов, М. З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / М. З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
26. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
27. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 1996. – 365 с.
28. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Мн.: АСАР, 2005. – 768 с.