Введение
1 Сущность отказа в библиотеке
1.1 Определение понятия отказа
1.2 Дифференциация библиографического обслуживания
2 Подсчет отказов на формирование библиотечно-информационных услуг
2.1 Методы учета отказов
2.2 Работа с отказами в библиотеке
2.3 Информационные потребности пользователей школьной библиотеки
Заключение
Список литературы
Введение
Современные тенденции развития Республики Беларусь на фоне экономических, социальных и политических изменений характеризуются стремлением к росту научно-творческого потенциала страны и национального самосознания. В таких условиях требуется усилить внимание к организации и гармонизации образовательно-воспитательного процесса подрастающего поколения для формирования всесторонне образованной и развитой личности.
Организация досуга детей школьного возраста в социокультурном пространстве библиотеки через сознание и эмоциональное восприятие реализует передачу гуманистических ценностей, традиций мировой н отечественной культуры посредством обучающей, игровой и творческой деятельности, а также практики поведения и общения.
Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек.
Чтобы в корне изменить нарастающие кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение литературными фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Именно поэтому необходимо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии с современными технологиями.
Целью данной работы является выявление информационных потребностей пользователей школьных библиотек.
Объект исследования – информационные потребности учителей и учащихся школы.
В ходе работы, для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы понятия отказа в библиотеке;
2) изучить систему библиографического обслуживания;
3) рассмотреть методы учета отказов и методики работы с отказами в библиотеке;
4) проанализировать информационные потребности пользователей школьной библиотеки.
В качестве метода исследования в данной работе использован метод анализа научной и методической литературы по данной тематике.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка литературы (16 источников).
Глава 1 Сущность отказа в библиотеке
1.1 Определение понятия отказа.
Отказ в библиотеке является одним из показателей, характеризующих качество комплектования фонда библиотеки, организации библиотечного обслуживания, сохранности и использования книжного фонда, полноту удовлетворения информационных запросов пользователей библиотеки.
В широком понимании, отказом считается оформленный, но не удовлетворенный запрос пользователя библиотеки. Он обычно дается после того, как были предприняты все меры по поиску запрашиваемого пользователем документа, книги и т.д. Отказ, независимо от его причины, фиксируется в каждом структурном подразделении библиотеки, обслуживающем пользователей1.
Чтобы правильно регистрировать, а затем анализировать причины и принимать меры по сокращению количества отказов или их полной ликвидации, необходимо определить само понятие «отказа»:
а) отказом является неудовлетворенный в данной библиотеке запрос на литературу ил конкретный документ при условии, что он был правильно сформулирован пользователем библиотеки и соответствовал ее профилю;
б) отказ - это отрицательный ответ на запрос пользователя, содержащий объективное объяснение невозможности выдать читателю документ или иную литературу по его запросу, по причине его отсутствия в фонде вообще или на момент обращения пользователя в библиотеку.
Глава 2 Подсчет отказов на формирование библиотечно-информационных услуг
2.1 Методы учета отказов.
В зависимости от характера неудовлетворенного читательского запроса принимаются разные методы для ликвидации отказов. Вот почему так важно четко отработать методику выявления, учета и анализа отказов, рассчитанную на массовые библиотеки. Постоянный анализ отказов позволяет принять меры по улучшению состава библиотечного фонда.
Именно поэтому учет и анализ отказов особенно важен. Отказы учитывают по ряду различных аспектов – по причинам, по каждому названию документа и по общему их количеству. Фиксируются также сведения об абоненте, получившем отказ и даты поступления и ликвидации отказа8.
Незафиксированных отказов быть не должно, необходимо строго соблюдать отработанные приемы фиксации отказов в библиотеке.
Методы учета отказов:
1) индивидуальный учет (картотека) – это подведение сведений, полученных на основании подсчета читательских требований, поименно на конкретные документы. Основной формой такого учета является картотека отказов, которая ведется в подразделениях (в филиалах), занятых обслуживанием читателей.
В таблице 1.2.1 показан пример шапки при оформлении журнала (тетради) учета отказов.
2) статистический учет (журнал отказов) – это отметка самого факта отказа и количественное подведение итогов в целом или по отделам.
3) анкетирование и интервьюирование.
Заключение
Библиотека может быть важной составляющей в формировании современного образовательного пространства учреждений образования, обеспечивая доступ к информации и ориентации в ней, предоставляя собственные ресурсы и воспитывая информационную культуру общества.
Новые возможности использования информационных технологий и моделей информационно-образовательной деятельности, соответствующих требованиям информационного общества, позволяют поддерживать интерес к чтению, формировать информационную грамотность и культуру, способность к самостоятельному обучению с использованием разнообразных информационных источников. Библиотека образовательного учреждения способствует созданию открытой образовательной среды, информационно-образовательного пространства, которое постоянно пополняется внешними данными; появляется возможность обмена информацией между библиотеками и учреждениями образования, развития научных и творческих способностей участников образовательного процесса, повышается эффективность данного процесса и активность образовательной жизни.
Правильная организация информационной среды современной библиотеки может создать необходимое настроение посетителей, способствовать комфортному времяпрепровождению. При этом она должна выполнять свои основные функции, к которым относятся информирование читателей, обеспечение удобного поиска необходимой литературы.
Библиотека и сегодня остается полноценным субъектом информационного обслуживания учащихся, студентов, преподавателей и обычных людей. Ее работа направлена на качественное удовлетворение их потребностей и предоставление достоверной и необходимой информации в короткие сроки.
Постоянный сбор и анализ отказов в библиотеках дает обширный материал для всестороннего изучения состава и использования фонда библиотеки. Выявление причин отказов и их учет позволяют планомерно и целенаправленно комплектовать библиотечные фонды. Учет и анализ отказов по причинам и по тематике, на издания повышенного спроса дает оценку степени эффективности использования библиотечных фондов.
1. Абросимова, Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учебно-практическое пособие / Н. В. Абросимова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)
2. Библиотечное обслуживание. Дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. / МУК МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009 г.
3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание. 100 вып.; Вып. № 7. [Текст]: учебно-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).
4. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие / В. В.Брежнева, В. А. Минкина. – Спб. : Профессия, 2004. – 304 с.
5. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход Текст. / М. Я. Дворкина. М.: Профиздат, 2001. - 111 с.
6. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде Текст. М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.
7. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки : организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. - Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 304 с.
8. Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга . : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Ловкова. М.: Либерея — Бибинформ, 2009. — 101 с .
9. Мелентьева. Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
10. Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех.: Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о школьных библиотеках // Библиотека в школе. 2001.
11. Организация работы ЦБС: инструкции и учетные формы./ Под ред. Р. З. Зотовой – 2-е изд. – М.: Книга, 2005.
12. Работа с читателями : уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры / Под ред. В. Ф. Сахарова. – М.: Книга, 2001.
13. Справочник библиографа / науч. Ред. Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. И доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 768 с.
14. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учебник для институтов культуры/ Ю.Н. Столяров. – М, 2010.
15. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образователь-ном процессе через школьную библиотеку // Библиотека в школе. — 2001. — No 1. — С. 5.
16. сайт:http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/ucheba/shkola_obuchenija_osnovam_bibliotechnojj_professii/