Введение
1. Теоретический анализ подходов к исследованию ценностных ориентаций личности старшеклассника в современной психологии
1.1. Теоретические подходы к понимаю стратегии жизни и личностной ориентации
1.2. Особенности старшего школьного возраста
1.3. Теоретические подходы к пониманию феноменологии ценностей и ценностных ориентаций личности
2. Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций в процессе личностного определения у старшеклассников
2.1. Характеристика выборки, методов и методик исследования
2.1. Анализ результатов исследования сформированности ценностных ориентаций
2.2. Анализ результатов исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Изучению ценностных ориентаций молодежи посвящено большое количество работ [10, 17]. Такая информация является особенно актуальной для сотрудников образовательных учреждений, так как от того, насколько сформированы ценностные установки юношей и девушек зависят их духовное, психическое и физическое здоровье [17].
Особый интерес для специалистов представляют процессы формирования ценностных ориентаций подростков, которые переживают трудный период активного физического роста и развития, гормональных перестроек, первой влюбленности и т.д. Пренебрежение изучением ценностных ориентаций школьников в течение пубертатного периода может привести к снижению успеваемости, падению уровня нравственной культуры учащихся, а зачастую, к конфликтам в классе или между его отдельными членами [10].
Известно, что ценностные ориентации как отдельно взятой личности, так и любой социальной группы, нации и всего человечества в целом, разграничивая существенное от незначимого, во многом определяют не только экономическое и социально-политическое, но и духовное развитие общества [20]. Это тем более необходимо в конце второго — начале третьего десятилетия XXI века, когда происходит трансформация ценностных ориентаций, связанная с глобальной информатизацией, роботизацией и снижением уровня человеческой эмпатии.
Целью данного исследования является изучения особенностей ценностных ориентаций в процессе личностного определения у старшеклассников.
Задачами нашего исследования являются:
Теоретические задачи:
1.Теоретически проанализировать подходы к понимаю стратегии жизни и личностной ориентации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШИКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Теоретические подходы к понимаю стратегии жизни и личностной ориентации
В обстоятельствах трансформирующегося общества и непосредственной замены системы общественных отношений, непосредственно, когда базисные социальные институты перепредмечивают собственные взаимодействия, зачастую сопровождающиеся содержательными и структурными изменениями ключевых функций, неминуемо увеличивается и динамика социальной адаптации личности к иным обстоятельствам в ее жизнедеятельности. Совместно с этим увеличивается заинтересованность в тех элементах нынешней системы жизнеобеспечения, которые в меньшей степени подвергаются ситуативным преобразованиям и выступают в качестве долгосрочных целевых установок. Непосредственно они и гарантируют определенную стабильность социальной структуры общества и баланс в системе социокультурных отношений, что в особенности немаловажно при определении вектора трансформационных процессов.
Скорее всего, этим и возможно объяснить то внимание, которое уделяется нынешней социально-гуманитарной наукой подобным понятиям, как «жизненные стратегии», или, довольно часто используемыми, близкими согласно своему месту в системе жизнеобеспечения личности, «жизненный план», «жизненный путь», «жизненный сценарий», «жизненная установка», «жизненные ориентации» и ряд иных. Любое из них в определенной мере претендует на характеристику определенной «фундаментальной линии жизненного поведения личности» [2]. Но в то же время в социологической литературе до сих пор не существует точного представления о том, что же создатели подразумевают под каждым из понятий, причисляемых к ряду характеризующих многообещающую направленность жизненного самоопределения личности. Иными словами, в современной российской науке имеются разные концепции, модели и подходы к определению жизненных стратегий и иных, соответственных им дефиниций.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Характеристика выборки, методов и методик исследования
В эмпирическом исследовании принимали участие 78 респондентов, детей старшего школьного возраста учащиеся в девятых классах, в возрасте от 14 до 15, в том числе 36 девочки и 42 мальчика.
В качестве методов исследования ценностных ориентаций подростков были использованы:
1. Методика «Определение ценностных ориентаций» Б.С. Круглова (Приложение 1). В данной методики ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность.
Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую - ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова (Приложение 2). Данная методика предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Данный опросник направлен на исследование личности подростка и его отношений. Испытуемым было предложено ответить на 66 вопросов, используя ответы «да» или «нет». Далее проводится обработка и интерпретация результатов теста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
Результаты эмпирического исследования показали, что среди терминальных ценностей самыми важными являются здоровье, хорошие и верные друзья. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности «жизнерадостность» и «образованность».
В ходе эмпирического исследования нами так же были установлены различия в особенностях ценностных ориентаций у подростков разного пола.
Для мальчиков подростков более значимы следующие ценности «материальная обеспеченность», «уверенность в себе», «смелость» и «твердая воля». Так же можно отметить, что у мальчиков подростков выражены такие ценности как «высокое материальное благополучие» и «высокий социальный статус и управление людьми».
1. Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. 2008. №1. C. 175.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Бондаренко, Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. канд. социол. Наук / Е.Н. Бондаренко. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.
4. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С Бубнова. -М.: ИП РАН, 1998. -21 с.
5. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии / О.С. Васильева // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.
6. Волокитина, А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. канд. соц. наук / А.А. Волокитина. – М., 2011. – 21 с.
7. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. – Курск, 2008. – 22 с.
8. Григорович, И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности / И.Е. Григорович // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. 2008.
9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
10. Демченко, З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение / З.А. Демченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.
11. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров - СПб.: Союз, 2004.
12. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., 1980.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1984. – 226 с.
14. Кудинов, С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru.
15. Лакис, П.П. Место ценностных ориентаций в структуре личности / П.П. Лакис, А.А. Редович // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания: Сб. науч. труд. / Отв. ред. П.П. Лакис. Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1987. -С. 13- 79.
16. Левин, К. Теория пола в социальных науках / К. Левин. – СПб., 2000. С. 51.
17. Ляхова, М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности / М.А. Ляхова // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.
18. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры / В.А. Малахов // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.
19. Пугачев, А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 506-510.
20. Резник, Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив / Т.Е. Резник. – М., 1995. – 69 с.
21. Резник, Т.Е. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование / Т.Е. Резник, Ю.М Резник // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.
22. Рубцова, Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. канд. пед. Наук / Т.Ю. Рубцова. – Кемерово, 2014. – 250 с.
23. Ручка ,А.А. Социальные нормы и ценности / А.А. Ручка. – Киев, 2006.
24. Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе / Д. В. Сипягин // Психология обучения: N 1. 2011. С.154
25. Созонтов, А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города / А.Е. Созонтов // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.
26. Толстых, Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы / Н.Н. Толстых // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.
27. Шарое А.С. Система ценностных ориентаций как механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 2000. 383 с.