Введение
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация среднего образования. Следовательно, социальный профессиональный заказ требует совершенствования информационной подготовки школьников уже в стенах образовательного учреждения.
Образование современного школьника должно обеспечивать не только его умения и навыки, но и способствовать его социальной адаптации, умению перерабатывать полученную информацию. В ходе учебной деятельности у школьника возникает недостаток информации. Как показывает практика, то поиск, отбор, оценка и переработка информации для школьника – это целая проблема.
При выборе направлений и форм формирования информационной культуры школьника, необходимо учитывать все особенности: возраст, увлечения, предпочтения в литературе, психологическое состояние и т.д. Библиотеке в данном вопросе принадлежит ведущая роль.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по формирования информационной культуры у школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать литературу по теме исследования;
уточнить понятие «информационная культура школьника»;
рассмотреть направления и формы формирования информационной культуры школьников в детской библиотеке;
разработать рекомендации по формированию информационной культуры школьников на базе детской библиотеки-филиала им. А.С.Пушкина г.Могилёва.
Объект исследования – информационная культура школьника.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты формирования информационной культуры школьников.
Методы исследования: используется комплекс методов взаимодополняющих друг друга: сравнение, обобщение, анализ и синтез, терминологический анализ.
Глава 1 Информационная культура: теоретический аспект
1.1 Анализ литературы по теме исследования
Такое понятие как «информационная культура» сегодня становится все более привычным и распространенным, и как явление «информационная культура» входит в предметное поле изучения многих наук: «культурологии», «социологии», «психологии», «педагогики», «социальной философии» и многих других наук, с которыми она перекликается. Каждая дисциплина раскрывает свой конкретный аспект информационной культуры.
Понятие «информационная культура» впервые ввел в отечественный научный оборот в 1980 г. Г.Г. Воробьев в популярной книге «Твоя информационная культура». Однако лишь почти полтора десятилетия спустя это понятие начало активно входить в отечественный библиотечный лексикон, постепенно аккумулируя в какой-то степени содержание таких привычных для библиотекарей понятий, как «пропаганда библиотечно-библиографических знаний», «библиотечно-библиографическое ориентирование», «культура чтения», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность» и прочее. В их трактовке на протяжении почти четырех последних десятилетий произошли определенные изменения [26, с. 25].
На сегодняшний день огромное множество специалистов в области библиотечного дело занимаются изучением такого понятия как «информационная культура». Самым активным исследователем в данной области стоит выделить Н.И. Гендину.
Формирование информационной культуры личности – одни из основных вопросов работы школьных библиотек на современном этапе. Множество публикаций по данной теме исследования принадлежит Н.И. Гендиной.
Н.И. Гендина отмечает, можно насчитать «…86 видов грамотности, это не совсем нормальное явление. Глубоко убеждена, что кризис мировой системы образования связан с информационной природой, с тем, что те потоки информации, которые преподавателям нужно транслировать, а учащимся осваивать, становятся столь большими, что мы с ними не справляемся…. Русской ментальности ближе не примитивный навык, грамотность, понимаемая как примитивное умение читать и писать, а более сложное явление – культура». Поэтому библиотеки всех уровней и призваны воспитывать и развивать целостную современную информационную картину, а не делить её на отдельные сектора.
Глава 2 Формирование информационной культуры учащихся школ
2.1 Формы и методы формирования информационной культуры школьников в детской библиотеке
В предыдущей главе речь шла о понятии «информационная культура школьника» и о специалистах, которые занимались и продолжают заниматься исследованиями в области его изучения, и данная тема была и остается по сей день актуальной. Но не менее актуальной темой для изучения выступает и формирование информационной культуры как в целом личности, так и конкретной группы, категории. В нашем случае – это категория школьники.
Стоит отметить тот факт, что «информационная культура учащихся» вошел в педагогический лексикон в 1958 году, однако в понимании самого термина «информационная культура школьника» и в его употреблении и использовании по настоящее время нет однозначного понимания.
В современных условиях, в которых стремительно растет поток информации, нынешнему человеку остро необходима способность не только выбирать и реализовывать на практике удобные и адекватные способы получения данной информации, но и стремиться быть информационно-грамотной личностью в социуме.
Как показывает практика, то исследователи педагоги, школьные учителя активно выделяют резко возросшую информированность большинства современных детей.
Если раньше для ребенка учитель и школа были основными источниками для получения информации о мире, человеке, обществе, природе и т.д., то сегодня средства массовой информации выступают существенным и весомым фактором формирования у подрастающего поколения картины мира.
Заключение
«Информационная культура» явление не молодое, но в тоже время по данному направлению продолжают активно выходить научные статьи, монографии, диссертации и т.д.
Огромное множество специалистов изучают «информационную культуру», примеряя ее к различным группам и категориям людей, начиная от школьников и заканчивая пожилыми людьми (пенсионерами). Актуальность исследования данной темы остается и по настоящее время.
«Информационная культура» – это специфическая характеристика поступательного развития человеческой цивилизации: на каждом этапе исторического развития человечество сталкивается с определенным уровнем информационной культуры, но на всех этапах этого развития она (информационная культура) не только органически вплетена в реальную ткань социальной жизни, но и создает ее новое качество. Именно эта особенность в условиях формирования информационного общества настоятельно и объективно требует от каждого человека обладать знаниями об информационной среде и закономерностях ее функционирования, овладевать современными информационными технологиями, т.е. исторически новым уровнем культуры обращения с информацией.
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф.Абдеев. – Москва :Владос, 1994. – 336 с.
2. Абитова, Г.Т. Формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.05 / Г.Т.Абитова. – СПб., 2015. – 26 с.
3. Агафонова, Л.А. Что такое библиотечный каталог? / Л.А.Агафонова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 8. – С. 62 - 66.
4. Барановская, В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: урок ББЗ, из опыта работы ГУО «СШ №4 г.Держинска» / В.Барановская // Бібліятэка прапануе. – 2014. – №1. – С.12-14.
5. Белова, С.Н. С информацией на «ты»: библиографическая игра / С.Н. елова, Е.Е.Плинто // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 89 - 92.
6. Блинова, О.Ф. Интегрированный урок по литературному чтению в 3-м классе:по программе дополнительного образования детей “Учимся работать с информацией” (система Л.В.Занкова) / О.Ф.Блинова, Т.П.Данильчук // Школьная библиотека. – 2016. – №9. – С.57-61.
7. Борисов, Т.В. Воспитание информационной культуры младших школьников / Т.В.Борисов // Вестник ТГПУ. – 2013. – №13. – С.207-209.
8. Вайцэховіч, Н.Ю. Фарміраванне інфармацыйнай культуры студэнтаў у працэсе выкладання агульнапрафесійных дысцыплін / Н. Ю. // Бібліятэчная адукацыя: традыцыі і навацыі : матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (23 кастрычніка 2014 г.) / [рэдкалегія: М. А. Яцэвіч (старшыня) і інш.]. – Мінск, 2015. – С. 108–113.
9. Волкова, И. Повышение информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки: из опыта работы ГУО «Средняя школа № 3 г.Осиповичи» /И.Волкова // Бібліятэка прапануе. – 2017. – №1. – С.36-37.
10. Воробьев, Г.Г. Твоя информационная культура / Г.Г.Воробьев. – Москва :Мол.гвардия, 1988. – 303 с.
11. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г.Вохрышева // Проблемы информационной культуры : сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А.Фокеев. – Москва, 1997. – С. 13-21.
12. Гаврикова, Е. «Учись правильно работать с учебником» / Е. Гаврикова // Школьная библиотека. – 2010. – № 9–10. – С. 93-96.
13. Гендина, Н.И. “Основы информационной культуры”: обогащение учебного курса новыми иедями / Н.И.Гендина // Школьная библиотека. – 2016. – №11. – С.42-51.
14. Гендина, Н.И. Алгоритм адаптации курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библиотеки: проблемы теории и методики / Н.И.Гендина, Л.Н.Рябцева // Школьная библиотека. – 2011. – № 6-7. – С. 88-96.
15. Гендина, Н.И. Курс «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки: явные преимущества и скрытые опасности / Н.И.Гендина, Л.Н.Рябцева // Информационный бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 39-44.
16. Гендина, Н.И. Мастер класс «Методика проведения занятий по основам информационной культуры школьников»: итоги и перспективы / Н.И.Гендина //Школьная библиотека : печатный орган Русской школьной Библиотечной ассоциации. – 2012. –. №9/10. – С.76-81.
17. Гендина, Н.И. Обсуждение проблем информационной культуры личности: калейдоскоп событий международной конференции «Крым 2013»: впечатление ведущей рубрики «Информационная культура личности» / Н.И.Гендина // Школьная библиотека: научно-методический журнал. – 2013. – №6/7. – С.25-29.
18. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьников: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. Урок 4 / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова // Школьная библиотека. – 2013. – №8. – С.56-60.
19. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с.
20. Гречихин, А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения / А.А.Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – Москва, 1995. – С. 15.
21. Гречихин, А.А. Информационная культура: опыт типологического определения /А.А.Гречихин // Проблемы информационной культуры : сб. ст. / под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – Москва, 1994. – С. 15-25.
22. Грязнова, Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ / Е.В. Грязнова // Философия и культура. – 2016. – № 3. – C. 452-458.
23. Долгополова, Е.Е. Формирование информационной культуры учащихся / Е.Е. Долгополова // Адукацыя і выхаванне : штомесячны навукова-тэарэтычны і навукова-метадычны часопіс / заснавальнікі: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, РУП "Выдавецтва "Адукацыя і выхаванне". – 2012. – № 6. – С. 3–8.
24. Дробышева, Н. Библиотека – центр формирования информационной культуры личности / Наталья Дробышева, Галина Дятлова // Бібліятэчны свет: навукова-папулярны, даведачны, нарматыўны вытворча-практычны часопіс / заснавальнікі: Дзяржаўная ўстанова "Нацыянальная бібліятэка Беларусі", Грамадскае аб'яднанне "Беларуская бібліятэчная асацыяцыя". – 2014. – № 1. – С. 17–18.
25. Дрыбин, В.В. Информационная культура в функционально–историческом аспекте / В.В. Дрыбин // Бібліятэчны свет : навукова-папулярны, даведачны, нарматыўны вытворча-практычны часопіс / заснавальнікі: Дзяржаўная ўстанова "Нацыянальная бібліятэка Беларусі", Грамадскае аб'яднанне "Беларуская бібліятэчная асацыяцыя". – 2000. – № 4. – С. 17–19.
26. Збаровская, Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования / Н. Збаровская // Библиотечное дело. – 2005. – №1. – С.7–8.
27. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. – Краснодар, 1996. – С. 141.
28. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки: копилка коллективного опыта / Е.В.Илдаркина // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 56 - 57.
29. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л.Иноземцев. – Москва : Логос, 2000. – 330 с.
30. Информационная культура школьника / [авторы-составители: Л. М. Волкова, Л. З. Черепко]. - Минск : Красико-Принт, 2009. – 125 с.
31. Казанцева, М.В. Формирование информационной культуры личности младших школьников: взгляд учителей на проведение эксперимента / М.В.Казанцева, Е.А.Кащеева, К.П.Сыркашева // Школьная библиотека. – 2013. – №5. – С.57-62.
32. Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки для 6-9 классов / Т.Рудишина, Е.Макарова, Л.Ананьева. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 32 с.
33. Катович, Н.К. Формирование информационной культуры личности в воспитательном процессе школы / Н.К.Катович, В.Н.Ковалёва // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – №1. – С.12-22.
34. Корнаухова, Л. Где искать истину?: о занятиях для учащихся 1-9 классов [формирование информационной культуры] / Л.Корнаухова // Библиотека. – 2012. – №9. – С.63-64.
35. Леончиков, В.Е. Информационная культура личности: поиски методологии / В.Е. Леончиков // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 17-19 сентября 1997 г.: Тез. докл. – Краснодар, 1997. – С. 91-93.
36. Матвиенко, Д.В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления / Д.В. Матвиенко // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 3. – С. 6-8.
37. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А. Медведева // СоцИс. – 1995. – № 10. – С. 52-67.
38. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А.Медведева // СоцИс. – 1994. – № 11. – С. 52-67.
39. Микерина, Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос.: 09.00.11 / Т.В.Микерина. – СПб., 2010. – 23 с.
40. Мрочко, Л.В. Информационная культура общества и личности: монография / Л.В.Мрочко. – Москва : Изд-во МГОУ, 2008. – 200 с.
41. Мышчыкава, Н. Са скарбонкі айчыннай ілюстрацыі: урок інфармацыйнай культуры / Н.Мышчыкава // Бібліятэка прапануе. – 2013. – №1. – С.14-19.
42. Негодаев, И.А. Информатизация культуры / И.А.Негодаев. – Ростов-на –Дону : Книга, 2003. – 319 с.
43. Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки : автореф. дис. … к.пед.н. / Л.В.Нестерова. – Брянск, 2002.
44. Никитина, Е.О. Педагогические условия развития информационной культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.08 / Е.О.Никитина. – Москва, 2015. – 25 с.
45. Новокшонова. М.Ю. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук : 13.00.01 /М.Ю.Новокшонова. – Москва, 2006. – 26 с.
46. Олефир, С. Освой сам, подготовь других: медийная и информационная грамотность (МИГ) пользователей / С.В.Олефир // Библиотека. – 2016. – №12. – С.10-12.
47. Олзоева, Г. Вам поможет “Информина”: формирование информационной грамотности / Г.Олзоева // Библиотека. – 2016. – №6. – С.38-40.
48. Политевич, Е.Э. Формирование информационной культуры учащихся колледжа технического профиля в условиях библиотеки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение / Политевич Елена Эдуардовна. – Минск, 2017. – 24 с.
49. Полякова, Г. Феномен информационной культуры в современном обществе / Галина Полякова // Власть. – 2013. – №10. – С.83-86.
50. Полякова, Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Г.В.Полякова. – Москва, 2015. – 35 с.
51. Пузикова, В.С. Ценности информационной культуры и их роль в информационном бытии человека и общества / В.С. Пузикова // Вестник ОГУ. – 2007. – № 4. – С. 45-51.
52. Ракитов, А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А.И.Ракитов // Вопросы философии. – 1992. – № 5. – С. 3-23.
53. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А.Семеновкер // Библиография. – 1994. – №1. – С.12
54. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.Л.Семенюк // НТИ. – Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.
55. Семенюк, Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества / Э.П.Семенюк // Научно- техническая информация. – Сер. 1. – 1997. – № 1. – С. 6.
56. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе / А.П.Семяновская // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 79-88.
57. Сергеева, Б.В. Формирование информационной культуры младших школьников / Б.В. Сергеева, И.В. Козырева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1546-1550
58. Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия «Информация» / Т.Н.Соснина, П.Н. Гончуков. – 1997. – С.48
59. Справочник библиотекаря / под ред.: А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – Санкт-Петербург : Профессия. – 2003. – 439 с.
60. Фроликова, У.В. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке / У.В.Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 66-72.
61. Фролова, Е.В. Информационная культура и образование в Беларуси / Е. В. Фролова // Женщина. Общество. Образование: материалы 11-й международной междисциплинарной научно-практической конференции (19–20 декабря 2008 г.) / [составитель О. В. Шахаб]. – Минск, 2009. – Т. 1. – С. 108–110.
62. Хайбулаев, М.Х. Структура и компоненты информационной культуры школьников / М.Х.Хайбулаев, С.Х.Исламова // Дагестанский государственный педагогический университет. – 2015. – №2. – С.68-73.
63. Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» / И.Г.Хангельдиева// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: междунар. науч. конф. – Краснодар, 1993. – С. 3–4.