Введение
1 Понятие прав человека и механизмов их защиты
2 Общегосударственные механизмы защиты прав человека
2.1 Судебная система
2.2 Административные органы
2.3 Органы конституционного контроля
3 Специализированные механизмы
3.1 Комиссия по правам человека
3.2 Омбудсмен-уполномоченный по правам человека
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Права и свободы гражданина в каждом демократическом обществе, а также его обязанности являются неотъемлемой частью социального и политико-правового института, который по праву является мерой достижений данного общества, признаком его ускорения и развития. цивилизации. Это путь доступа субъекта к духовным и материальным благам, механизмам власти, правовым формам воли, удовлетворению его потребностей. В то же время это является непременным условием развития личности, стабилизации ее положения и достоинства.
Среди ученых существуют также разные точки зрения на связь между понятиями «право» и «свобода». Таким образом, М.С. Строгович упомянул функциональную специфику «свободы» как особого вида прав, подчеркнув, что «свобода – это также право, а именно право совершать определенные действия, право свободно действовать в своих собственных действиях». В качестве доказательства он приводит следующие примеры: «Свобода слова. Что такое свобода слова? Это право гражданина свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения» [17, c. 11].
Л.С. Явич писал, что «в любом субъективном праве правоспособность есть свобода действий уполномоченного лица, масштабы и тип которой (свобода) диктуются, в конечном счете, степенью социального прогресса общества, официально признаются и защищаются организованное принуждение (государство)» [17, c. 14].
По мнению Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина, как права, так и свободы означают юридически признанную возможность для человека выбрать тип и меру своего поведения. Но в то же время они подчеркивают, что понятие «свобода» в большей степени связано с характеристикой таких способностей индивида, которые очерчивают сферу самообеспечения, защиту от вмешательства в его внутренний мир. Понятие «право» в большей степени подразумевает для реализации последним некие позитивные действия, услуги государства или права человека участвовать в деятельности определенных социально-политических, экономических структур [17, c. 15].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием прав человека в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием прав человека в Республике Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым регулированием прав человека в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие прав человека и механизмов их защиты;
- определить общегосударственные механизмы защиты прав человека;
- проанализировать специализированные механизмы.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на разделы, заключения и списка использованных источников.
1 Понятие прав человека и механизмов их защиты
А. М. Шериев в своем исследовании так определяет свободу – это дозволительное средство регулирования, гарантирующее управомоченному субъекту в целях удовлетворения его интересов беспрепятственность поведения в установленных государством сферах, обеспечению юридическими обязанностями других участников правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов [1, c. 40].
Сочетание «прав и свободы» не случайно. Категория «свобода» подчеркивает большую степень независимости, самостоятельности субъекта, широту диапазона выбор варианта поведения с условием, что такое поведение не будет нарушать установленные нормы. Свобода каждого человека ограничена, с одной стороны, законом, а с другой стороны, внутренними представлениями и убеждениями самого субъекта.
Любопытно характеризует соотношение свободы и субъективного права профессор М. В. Баглай: «… Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы».
Современная концепция прав человека базируется на трех составляющих. Во-первых, определение ценности и важности каждой отдельной человеческой личности. Во-вторых, понимание необходимости ограничения любой публичной власти. В-третьих, наличие в государстве процедур, позволяющих человеку чувствовать себя в безопасности и в некоторых случаях при необходимости мирно выступить против власти.
В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: человеческое достоинство и равенство.
Традиция естественного права определяет достоинство как основополагающую правовую идею и нравственную категорию, равно значимую для этической и юридической нормативно-ценностной системы [2, с. 15].
После событий Второй мировой войны международное сообщество посчитало необходимым выделить человеческое достоинство, подчеркнуть его значимость, чтобы в будущем предотвратить «варварские акты, которые возмущают совесть человечества». Всеобщая декларация прав человека стала краеугольным камнем новой международной системы прав человека, которая признала «достоинство, присущее всем членам человеческой семьи».
В первой статье Всеобщей декларации прав человека говорится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [21].
Сегодня понятие достоинства основывается на концепции прав человека, изложенной в основных международных документах о правах человека, определяющих достоинство человека как важнейшую неотчуждаемую ценность. Право на достоинство относится к естественным правам человека, которые принадлежат ему от рождения [3, с. 19].
Человеческое достоинство является основой прав человека. Достоинство не является так называемым сверхправом или общим термином для обозначения прав, а скорее является конечным источником всех прав. Понятие человеческого достоинства пытается ответить на вопрос «Почему у человека есть права?». И ответ заключается в том, что люди имеют права, так как они обладают уникальностью и внутренней ценностью.
В настоящее время вся международная
2 Общегосударственные механизмы защиты прав человека
2.1 Судебная система
В настоящее время в правовой системе Республики Беларусь происходят глубинные изменения, что вызывает необходимость своевременного совершенствования судебных и внесудебных способов защиты прав человека, а также законодательства в данной области.
В Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на судебную защиту (статья 60). Защита судом прав человека является наиболее эффективной по сравнению с другими формами защиты [18].
Судебную защиту прав человека в России не следует идеализировать, но и пренебрегать ей также не стоит. Несмотря на все недостатки, судебная система защита прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав. Судебная система представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.
Принципы правового государства и демократического общества, международные стандарты прав человека однозначно предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав.
Конституция устанавливает, что правосудие может осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции. Не допускается создание чрезвычайных, шариатских судов, «троек», осуществление самосуда по мотиву кровной мести и т.п.
Судебная защита прав человека - совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.
За прошедшие годы приняты определенные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства.
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: в будущем судебная форма защиты прав будет расширяться, станет одной из основных форм защиты прав личности в Республике Беларусь.
3 Специализированные механизмы
3.1 Комиссия по правам человека
К компетенции Комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации относятся следующие вопросы:
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
2. Гражданство Республики Беларусь.
3. Законодательство о политических партиях и других общественных объединениях.
4. Национальные и другие общности.
5. Общие вопросы информации. Законодательство о средствах массовой информации.
6. Законодательство об административных правонарушениях.
7. Процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях.
Так, на рассмотрении находятся следующие законопроекты:
Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в комиссии:
- «Об изменении кодексов»;
- «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области миграции»;
- «Об изменении законов Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма»;
- «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь».
В качестве первоочередной меры, способствующей активизации деятельности институтов гражданского общества по защите прав граждан, явится их популяризация. Однако в белорусских государственных СМИ крайне редко можно встретить информацию о деятельности правозащитных организаций, отсутствует и государственная поддержка правозащитных организаций. В то время как, например, в России указы Президента Российской Федерации «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» (1996 г.) и «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» (2004 г.), изданные в целях содействия дальнейшему становлению гражданского общества, обеспечения более эффективного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, обязывают Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации оказывать содействие правозащитным организациям в деле создания Международного и межрегионального правозащитных центров, учебного центра по правам человека и издательского центра правозащитной литературы; а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности и предоставлять (сдавать в аренду) им помещения на льготных условиях, оказывать помощь в материально-техническом обеспечении комиссий по правам человека, а также привлекать представителей правозащитных организаций к участию в работе совещательных и консультативных органов, создаваемых полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Конечно, остаются вопросы, ответы на которые найти непросто. Например, достоинство является естественным для людей, предшествующим любому социальному, правовому или политическому акту, или, наоборот, является атрибутом, созданным динамикой юридико-политических систем современных обществ. С другой стороны, право на человеческое достоинство является либо абстрактным значением, определяемым формальными терминами и, следовательно, двусмысленным, либо это особая ценность, воплощенная в различных сферах человеческой жизни. Наконец, либо существует только одно понятие человеческого достоинства, которое применяется ко всем людям без различия культур, классов, пола или других атрибутов, или, наоборот, человеческое достоинство – это концепция, которая обязательно квалифицируются этим самым индивидуальным участием в различных социальных группах.
Очевидно одно: достоинство – это неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. Достоинство – является ключевым понятием концепции прав человека, а это означает, что любое действие, принижающее или умаляющее человеческое достоинство, противоречит духу прав человека.
2. Конституционный Суд в своей правозащитной деятельности в силу закрепленных в Конституции положений о правах и свободах человека, имеющих общеправовое значение, а также признания принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы не только вправе, но и обязан руководствоваться также общеправовыми принципами и положениями, соответствующими естественно-правовому характеру прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека.
3. В будущем судебная форма защиты прав будет расширяться, станет одной из основных форм защиты прав личности в Республике Беларусь
4. Восполнение существующего внутригосударственного механизма защиты прав человека правовым институтом омбудсмена станет одной из предпосылок реального функционирования правового государства. Введение должности Уполномоченного по правам человека Республики Беларусь – это еще один шаг к тому, чтобы констатировать, что статья 1 Конституции Республики Беларусь – это достигнутое завоевание, а не цель.
5. Одним из главных направлений сотрудничества европейских государств следует признать взаимодействие в рамках ОБСЕ – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значительной заслугой данной организации следует признать провозглашение ею человеческого измерения, «демократию, верховенство закона, права человека» в качестве важнейшего направления сотрудничества, в том числе в области обеспечения безопасности. В структуре ОБСЕ действует специальное подразделение – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), отвечающее за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению верховенства закона.
1. Абдулаев, М.И. Права человека: Историко-сравнительный анализ / М.И. Абдулаев. – СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1998. – 56 с.
2. Белорусский журнал международного права и международных отношений. Специальный выпуск, посвященный 50-летию Всеобщей декларации прав человека. – 1998. – № 5. – C.15-16.
3. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие. / Н.Н. Белякович. – Минск: «Молодёжное научное общество», 2001. – 115 с.
4. Божанов, В.А. Конституция Республики Беларусь и права человека. Учеб. пособие / В.А. Божанов; общ. ред. О.В. Морозова. – Минск, 2001. – 215 с.
5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2005. – 555 с.
6. Василевич, Г.А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич, А.В. Шавцова. – Минск: БГУ, 2006. – 567 с.
7. Вегера, И.В. Права человека: учебно-методический комплекс / И.В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 320 с.
8. Иванов, Г.И. Права человека: история, теория, современность / Г.И. Иванов. – Минск, 2002. – 452 с.
9. Иванов, Г.И. Права человека: учеб. пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. – 542 с.
10. Кацубо, С.П. Права человека: учеб. пособие /С.П. Кацубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин. – Минск, 2002. – 325 с.
11. Котляр, И.И. Права человека в современной Беларуси / И.И. Котляр. – Минск, 2000. – 42 с.
12. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900238.
13. Котляр, И.И. Права человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.И. Котляр. – Минск: Тесей, 2002. – 356 с.
14. Лукашева, Е.А. Общая теория прав человека / Е.А. Лукашева. -М.: Инфра-М, 1996. – 144 с.
15. Лукашева, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. – М., 1999. – 117 с.
16. Права человека в системе социально-гуманитарных знаний/ Редкол.: А.Д. Гусев [и др.]. – Минск, 2002. – 65 с.
17. Права человека: сборник международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. – Минск: Белфранс, 1999. – 52 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) // Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
19. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З (с изменениями и дополнениями) // Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
20. Цыганкова, Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республике Беларусь: проблемы, возможности оптимизации / Л.И. Цыганкова // Университет. – 2009. – C.54-56.
21. Всеобщая декларация прав человека. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtm.