4 Костюм русского столичного (Петербург) дворянства в 1825-55-е гг. в зеркале общественного мнения, культуре и быту
4 Костюм русского столичного (Петербург) дворянства в 1825-55-е гг. в зеркале общественного мнения, культуре и быту
Развитие моды и модных тенденций всегда находило отражение в жизни и быту разных народов и государств. Веяния моды находили свое отражение не только в разных костюмах дворянства, но и в итоге оставалось запечатленным на картинах, в литературных произведениях, периодике.
Россия, которая еще с эпохи Петра Великого начинает перенимать лучшие образцы европейской культуры, продолжает эту тенденцию и в XIX в. Анализируя модные тенденции и внешний вид дворянства, можно узнать много нового о культуре и быту тех времен.
Для начала XIX в. характерно усиление воздействия тенденций, характерных для Европы, на русскую моду. Все это проявлялось в первую очередь в дворянской одежде.
XIX в. в России ознаменован таким событием, как появление и начало активного издания модных журналов. К числе наиболее известных изданий можно отнести следующие:, «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин».
Большинство из них издавалось уже во второй половине века, поэтому не представляют особого интереса применительно к моде той эпохи, которая анализируется нами в рамках этого пункта. Однако есть один журнал. издание которого приходилось как раз на момент 1850-ее гг.
«Мода» – иллюстрированный журнал, который был ориентирован преимущественно на женщин и раскрывал такие темы, как мода, рукоделие, музыка, театр, искусство. Этот журнал выходил в Санкт-Петербурге в 1851–1861 гг. два раза в месяц.
Выход именно этого журнала предшествовал настоящему «буму» периодических изданий, который пришелся вторую половину XIX в. Безусловно, главное аудиторией этого журнала были женщины, именно поэтому издатели выбирали те темы, которые были связаны, в первую очередь, с внешним видом женщины и т.д. Все это соответствовало потребностям широкой аудитории, и в итоге способствовало довольно продолжительному существованию журнала. В каждом номере были приложениями в виде выкроек, иллюстраций, схем для вышивки и т.д.
Кроме того, в это же время в художественно-литературных журналах «Библиотека для чтения», «Современник» регулярно появляются французские модели.
Туалеты русской аристократии, которые отличались роскошью и пышностью, в большинстве своем привозились из Парижа либо их шили на месте по образцам, которые были модными в те времена в Европе. К концу XIX в. в Петербурге это становится настолько популярным занятием, что в итоге там открываются и начинают успешно работать известные швейные мастерские – «Ломанов», «Госпожа Ольга», «Бризак», «Иванова», «Шансо» и др.
Примечательно, что модные тенденции этого времени находят отражение не только в публицистике и периодических изданиях, которые начинают развиваться в этот же период, но и в живописи русских художников XIX в. Благодаря анализу картин этого периода, иллюстраций из модных журналов, книг, становится ясно, что костюм русского столичного дворянства этого периода строго придерживался во времени и в формах тенденций общего европейского развития.
Следует отметить, что в 30-е гг. XIX в продолжает утверждаться пышность и помпезность этикета и костюма, которые становятся отличительными чертами русского дворянства. Отметим, что следования тенденциям моды европейского общества, их идеалам является определенного рода отголоском жестокой реакции в жизни российского общества на расправы с декабристами в 1825 г.
Мода после 1825 г. претерпевает резкие изменения. Исследователями моды, в частности Н. М. Каминской и М. Н. Мерцаловой отмечается, что ткани, отделка, силуэт, конструктивные и декоративные решение, особенно в отношении женской одежды и их туалетов, на них очень часто сказывается эклектическое влияние сразу нескольких художественных стилей, в частности, речь идет о влиянии культуры и взглядов Возрождения, XVII и XVIII вв.
Для того чтобы иметь более подробное представление о женском костюме и тех влияниях, которые были описаны немного выше, следует обратиться к картинам К. Брюллова «Наталья Гончарова» [Приложение А] и «Всадница» [Приложение Б].
В 40-60-х гг. XIX в., по замечанию М. Н. Мерцаловой, в женском костюме преобладающими являются «четкие пропорции, мягкие округлые линии, создаваемые кринолином» [7, с. 354]. И только в 70-80-х гг. длинные жесткие корсеты, турнюры приходят на смену кринолину.
Как и в Европе, в России в течение XIX в. формы мужского костюма начинают стабилизироваться, выводятся определенные стандарты этого вида одежды. Костюм начинает приспосабливаться к новым требованиям времени.
Рассматривая костюм столичного дворянства XIX в., просто невозможно не обратиться к так называемой «энциклопедии русской жизни», которая также отражает основные тенденции, которые были присущи этой стороне жизни петербуржцев. Речь идет о бессмертном романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и отражении на его страницах быта и культуры столичного дворянства первой половины XIX в.
Первая половина XIX в. многими исследователями, историками, культурологами, литературоведами понимается и рассматривается как в определенных смыслах как особое время русской истории. Очень часто именно этот период в истории России принято называть не иначе, как «пушкинской эпохой». Ведь именно это время ознаменовано деятельностью и творческими свершениями одного из самых выдающихся представителей русской литературы – А. С. Пушкина.
1. Бабурина, Н. Ф. Мода как отражение социальной структуры российской империи XIX столетия (на примере дворянского сословия) / Н. Ф. Бабурина, В. В. Полетаева // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 4 (15). – С. 223-231.
2. Гоголь, Н. В. Невский проспект [Электронный ресурс] / Н. В. Гоголь. – Режим доступа: http://www.ilibrary.ru/text/1332/p. 1/index.html.
3. Захаров, О. Ю. Регламентация моды правовыми актами в России (18–20 вв.) / О. Ю, Захаров. – Режим доступа: http://vneshnii-oblik.ru/kultura/ist-kult2/zacon.html.-
4. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская. – М. : Легкая индустрия, 1977. – 128 с.
5. Карякин, В. Ф. Повседневная культура первой половины XIX в. / В. Ф. Карякин // Аналитика культурологии. – 2010. – № 2. – С. 31 – 37.
6. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – Санкт-Петербург: Искусство, 1994. – С. 123-135.
7. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. / М. Н. Мерцалова. – Т.4. – М. : Академия моды, СПб. : Чарт Пилот, 2001. – 576 с.
8. Модные журналы XIX века [Электронный ресурс]. – СПб.: Альфарет. – Режим доступа: https://alfaret.ru/upload/catalogs/modnie_zhurnali_19v.pdf.
9. Никитенко, А. В. Записки и дневник: в 3-х т. – М. : Захаров, 2005. – Т. 1: Дневник. – 2005. – 640 с.
10. Письма Анны Сергеевны Шереметевой // Архив села Михайловского. – СПб., 1902.
11. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание второе. : [С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года] : [В 55-ти т. с указ.]. - СПб. : Тип. 2-го Отдния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830-1885. – Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/265-t-4-1829-ot-2575-do-3398-1830.
12. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание второе. : [С 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года] : [В 55-ти т. с указ.]. - СПб. : Тип. II Отдния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830-1885. Т. 9 : 1834 : [В 2-х отдниях]. – 1835. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/280-t-9-1834-v-2-h-otd-niyah-1835.
13. Пушкин, А. С. Евгений Онегин [Электронный ресурс] / А. С. Пушкин. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html.
14. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев/ сост. Ю. А. Лимонов. – Л. : Лениздат, 1991. – 719 с
15. Трегубова, М. С. Характеристика дворянского быта XIX века [Электронный ресурс] / М. С. Трегубова. – Режим доступа: http://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1681-kharakteristika-dvoryanskogo-byta-xix-veka.
16. Щербакова, Е. И., Сидорова, М. В. Л. В. Дубельт. Записки для сведения. 1849. Научная публикация документов [Электронный ресурс] / Е. И. Щербакова, М. В. Сидорова. – Режим доступа:http://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=148413