Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения идентичности и самоидентификации
1.1 Понятие «идентичность» в психологической литературе
1.2 Понятие «самоидентификация» в психологической литературе
Глава 2 Исследование идентичности и самоидентификации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В XX в. одной из главных проблем понимания личности в гуманитарных науках стала проблема идентичности. Её аспекты исследовались в большей степени в рамках философии, психологии и социологии. Путь к пониманию самоидентификации («собственного Я») берет свое начало в трудах философов, размышлявших о человеке, его душе, сознании и мышлении. В психологи «идентичность» преимущественно раскрывается в таких терминах, как «Яобраз», «Я-концепция» и др. Социологи, подразумевая ту же категорию, выражаются с помощью понятий: «социальный статус», «социальная роль», «социальная группа», философы – через «Я», «самость», «тождество» и т. д.
В XVII в. изучение собственного «Я» было одной из характеристик столетия. Декарт использовал это местоимение для обозначения новой исходной точки в философии. Его изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую!», – положило конец недооценке индивидуального начала. Ученый исследовал свой ум как источник знаний, деятельность которого не характерна для всего общества. В современном обществе проблема идентичности и самоидентификации также не теряет своей популярности.
Объект исследования: идентичность и самоидентификация в психологии.
Предмет исследования: особенности идентичности и самоидентификации.
Цель работы: изучить особенности идентичности и самоидентификации в психологии.
При изучении данной темы выделены следующие задачи:
– изучить понятие «идентичность» в психологической литературе;
– выявить особенности понятия «самоидентификация» в психологической литературе;
– провести обзор методического инструментария для выявления идентичности и самоидентификации.
Методы исследования:
теоретические:
– анализ теоретической и методической литературы,
– обобщение результатов исследования.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей 2 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
1.1 Понятие «идентичность» в психологической литературе
Проблема идентичности находится под пристальным вниманием социологии, культурологии, психологии и в настоящее время всё чаще становится предметом изучения психологии профессиональной деятельности.
Исследованию идентичности в западной психологии посвящены работы Э.Эриксона, Дж. Марсиа, Э. Гинцберга, Д. Сьюпера в отечественной психологии она является предметом изучения Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишеной, Н.Л. Ивановой, Климова Е.А., Л.Б. Шнейдер и других. Идентичность рассматривают и как чувство, и как единство поведения, и как сумму знаний о себе, т.е. она описывается как сложный психологический феномен.
Содержание феномена идентичности представляет собой не единую модель, а целостную систему, объединяющую взаимосвязанные конструкции, характеризующуюся изменчивостью структуры в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта [11]. Под идентичностью мы будем понимать совокупность всех характеристик человека в уникальной структуре, которая определяется и изменяется в результате субъективной ориентации в постоянно меняющейся среде. Введение в научное использование термина «идентичность» и его распространение связаны с именем Э. Эриксона, центральной темой творчества которого является проблема эго-идентичности. Он не дает однозначного определения понятия идентичности, но в своей эпигенетической теории он обозначает основные этапы развития личности и выдвигает следующие положения:
- человек развивается поэтапно, переход от одного шага к другому предопределяется готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения воспринимаемого социального горизонта и диапазона социального взаимодействия;
- каждый этап личностного развития сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивида, который возникает в результате достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных потребностей личности на данном этапе;
- основной задачей подросткового возраста является формирование личностной идентичности как чувства непрерывной самоидентификации;
- неспособность подростков достичь личной идентичности приводит к кризису идентичности, который характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование - формируется диффузная идентичность. Однако в конце подросткового периода действует мораторий (длительное созревание самоидентификации) [12, с. 168]
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
2.1. Организация и методы исследования
Рассмотрим методики, которые можно использовать в исследовании личности и самоидентификации.
1) Одна из возможных методик это техника репертуарных решеток, разработанная на основе теории личностных конструктов Дж. Келли.
Согласно теории Дж. Келли человек не просто воспринимает окружающую его действительность, но и индивидуально интерпретирует её. Интерпретация эта осуществляется на основе личностного опыта и субъективных ценностных ориентиров. По Дж. Келли субъективный опыт организован в виде личностных конструктов.
Личностный конструкт является субъективным понятием, средством, методом, которое помогает человеку выстраивать свою линию поведения и отношения с окружающим миром. Личностные конструкты неосознанно формируются самим человеком.
Техника репертуарных решеток является методическим комплексом, который помогает исследователю реконструировать систему личностных конструктов индивида, а значит понять принципы, которыми руководствуется человек в процессах взаимодействия с социумом.
Вариантом личностного теста, созданного на базе ТРР, является “Репертуарный тест личностных конструктов”, разработанный Дж. Келли. В основу метода положен тезис о том, что личность проявляет себя в оценке и прогнозировании событий.
В наиболее распространённом варианте данного теста испытуемого просят приписать значимым для него людям одну из набора важных социальных ролей (это могут быть такие роли как родитель, друг, любимый или нелюбимый учитель). После этого испытуемому предъявляются тройки фигур с заданием описать то существенное, что объединяет две фигуры и отличает от них третью (например, любимый учитель и принимающий человек приветливы, а брат угрюм). Указанная испытуемым шкала (например, “приветливость – угрюмость”) является его собственным конструктом для описания людей.
Таким образом, при равномерном распределении ролей по предъявляемым тройкам фигур, “набирается” индивидуальный набор конструктов, используемый испытуемым для описания (интерпретации) других людей. Количество разнообразных личностных конструктов трактуется как уровень когнитивной сложности восприятия и оценки другого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В рамках психологического сообщества вопрос о идентичности признан, актуализирован и активно исследуется. Авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в описание данного феномена, поэтому на сегодняшний день нет единого подхода в определении этого понятия, его структуры и содержания. Но, всеми исследователями подчеркивается такая особенность идентичности как динамическая, развивающаяся структура, развитие которой происходит неравномерно и нелинейно, а также встречает кризисы на своем пути, успешное преодоление которых становится залогом становления полноценной идентичности. В современной психологической литературе выделяются два основных вида идентичности: личностная и социальная. С одной стороны, это два различных вида идентичности, с другой стороны, личностная идентичность сопровождает представления человека о групповой принадлежности и в этом смысле является необходимым элементом социальной идентичности. Решающим признаком этапа зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность, внутренние превращения, а также достижения личности увязываются ею в последовательность следствий некоторого идеального плана, стратегии самоопределения и самореализации в последующем, в процессе осуществления «замысла жизни», сами планы уточняются, детализируются, иногда изменяются, вызывая смысловое противоречие с ранее совершавшимися, достигнутыми. Это противоречие снимается переосмыслением.
Человек только благодаря взаимоотношениям с другими получает представление о самом себе, тем самым приобретая самопознание. Наблюдая за собой глазами другого, мы судим о себе по реакциям других людей. Ученый отмечает, что данная способность, являющаяся предпосылкой развития идентичности, присуща только человеческому виду, так как животным не свойственно наблюдать за собственными действиями.
В практической части исследования мы рассмотрели шесть возможных методик и диагностик, которые могут помочь в исследовании идентичности и самоидентификации. Также было проведено исследование степени выраженности самоакту-ализации у студентов, которая является высокой (73%). При этом у 78% студентов высокий уровень выраженности самоактуализации, а 28% – средний уровень. Также нужно отметить, что по всем шкалам был выявлен высокий уровень выраженности, но только по шкалам «контактность» и «гибкость в общении» находятся на среднем уровне. Низкого уровня выраженности не наблюдается ни по одной шкале. То есть можно говорить о том, что студенты в достаточной мере используют свои таланты, способности, возможности.
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – СПб. : Алетейя, 2000. – 261 с.
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы : монография / В. С. Агеев. – М. : МГУ, 1990. – С. 203 – 209.
3. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 131
4. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1.- С.131-143.
5. Байкова, Л.А. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография /Л.А. Байкова. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. – 185 с.
6. Большакова, О.Н. Самостоятельность, творчество, инициатива: монография / О.Н. Большакова. – Томск : Изд-во «STT», 2010. – 180 с.
7. Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 202 с.
8. Брылева, Л.Г. Самореализация личности / Л.Г. Брылева. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 17 с.
9. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации/ Е.Е. Вахромов. – М.: Международная пед. академия, 2001. – 160с.
10. Врица, П. Проблема идентичности / П. Врица. - М. : Издательство Московского психолого социального института, 2013. – 362 с.
11. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 43-52.
12. Гонина, О.О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / О.О. Гонина. – Тверь : ТвГУ, 2015. - 324 с.
13. Городшова, Е.И. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Пермь: Перм. гос. ун-т., 2002. – 116 с.
14. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М. : КАНОН-пресс-Ц, 2000. – С. 299 – 301.
15. Иванова, В.С. Феномен жизненного самоопределения: содержание и компоненты / В.С. Иванова // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - №6. - С.92-98.
16. Иванова, Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н.Л. Иванова // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 52-60.
17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Владос, 2004. - 304 с.
18. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев. – М. : ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
19. Конюхов, Н. И. Современная психодиагностика: некоторые теоретические и практические аспекты : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Н. И. Конюхов // Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике. – М. – 2001. – С. 22 – 25.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
21. Либерман, А.А. Проблема формирования идентичности в подростковом возрасте // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов./ Под ред. С.М.Кашапова, Ю.П.Поварёнкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - С. 283 - 293.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 68 с.
23. Овчинникова, Ю. Г. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности / Ю. Г. Овчинникова, П. Б. Селюгина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 153 – 161.
24. Овчинникова, Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности / Ю.Г. Овчинникова // Вестник Московского университета - 2000. - № 2. - С. 84-89.
25. Павленко, В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.И. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.135 - 142.
26. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 656 с.
27. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 2008. – 412 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
29. Румянцева, А.В. Особенности идентичности в период юности / А.В. Румянцева. - Ярославль : Издат-во ЯГПУ, 2003. – 430 с.
30. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. – Харьков : Фолио, 2009. – 256 с.
31. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2007. – С. 320.
32. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. – М. : МОСУ, 2001. – 272 с.
33. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер.- М. : МПСИ, 2007. – 345 с.
34. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 1996. – 333 с.
35. Giddens, A. Modernity and Self-Identity / A. Giddens. – Cal. : Stanford univ. press, 1991. – 256 p.