Введение
1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в медицинском коллективе
1.1 Понятие межличностных отношений в отечественной психологии
1.2 Характеристики межличностных отношений сотрудников в зарубежной психологии
1.3 Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском коллективе
2 Эмпирическое исследование межличностных отношений в медицинском коллективе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования межличностных отношений в медицинском коллективе
2.3 Рекомендации по гармонизации межличностных отношений в медицинском коллективе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях растет интерес к явлению межличностных отношений в коллективе. Данная проблема диктуется, в первую очередь, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, что появляются в результате совместной трудовой деятельности. Благоприятная атмосфера в коллективе, которая является результатом хороших межличностных отношений, способствует развитию личностного потенциала каждого сотрудника, состояния у них удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Деятельность медицинского работника сложна и многообразна; она требует не только профессиональной компетентности от представителей этой профессии, но и умения выстраивать межличностные отношения, как между собой, так и с пациентами. Изучение особенностей взаимодействия внутри коллектива, степени удовлетворенности работой и ее отдельными аспектами, характера межличностных отношений в коллективе сотрудников медицинского учреждения позволит наметить пути оптимизации психологического климата в коллективе. В связи с этим возникает необходимость разработки мероприятий по улучшению эмоционального состояния каждого сотрудника внутри коллектива.
На сегодняшний день накоплено достаточно много теорий и концепций, описывающих сущность межличностных отношений в коллективе. Проблемой межличностных отношений занимались отечественные (Г.М. Андреева, Э. Аронсон, А.А. Бодалев, В.Н. Куницина, С. Нартова-Бочавер, Н.Н. Обозов, Л.Г. Почебут и В.А. Чикер) и зарубежные (Д. Майерс, М. Пул и Ю. М. Уорнер, А. Фернхем) психологи.
1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в медицинском коллективе
1.1 Понятие межличностных отношений в отечественной психологии
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, Э. Аронсон, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, Л.Г. Почебут и В.А. Чикер. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как Е.П. Ильин, Е.Н. Казанцева, В.Н. Куницына.
По определению В.Г. Крысько, межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [12, с. 59]. Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Г.М. Андреева подчеркивает, что межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [2, с. 152].
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. По мнению А.А. Бодалева, структура межличностных отношений включает следующие компоненты:
- когнитивный компонент, предполагающий определение индивидом привлекающих и отвергающих элементов взаимодействия с другим человеком и включающий все познавательные психические процесса. В процессе взаимодействия осуществляется познание индивидуально-психологических особенностей партнера по совместной деятельности. Взаимное восприятие обусловливает взаимопонимание и взаимоотношения;
- эмоциональный компонент, отражающий положительные или отрицательные переживания (симпатии и антипатии, удовлетворенность и неудовлетворенность, эмпатия, сочувствие и соучастие), которые возникают у индивида под влиянием индивидуально-психологических особенностей партнера;
- поведенческий компонент, направленный на регулирование взаимоотношений и включающий невербальные средства общения и действия, выражающие отношения индивида к другим людям [6, с. 90].
2 Эмпирическое исследование межличностных отношений в медицинском коллективе
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления межличностных отношений в коллективе медицинских работников нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение межличностных отношений в коллективе медицинских работников с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения здравоохранения «Витебская областная клиническая больница». Всего в исследовании приняли участие 20 медицинских работников отделения скорой помощи женского пола. Возраст испытуемых 35-45 лет.
Гипотеза исследования: существует связь между межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе медицинских работников.
Методики исследования:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [25].
Назначение методики: изучение представлений человека о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям.
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений:
- авторитарный;
- эгоистичный;
- агрессивный;
- подозрительный;
- подчиняемый;
- зависимый;
- дружелюбный;
- альтруистический.
Заключение
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования и раскрыто понятие межличностных отношений в психологии. Понятие межличностных отношений в психологии рассматривается в качестве взаимодействия, которое основано на эмоциональных связях, реализуется через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Межличностные отношения характеризуются следующими параметрами: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание. Межличностные отношения основаны на разных видах общения, которое выполняет такие функции как: формирование характера взаимоотношений, формирование межличностных симпатий и антипатий, осуществление и регулирование совместной деятельности.
Охарактеризована специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском коллективе. Специфика трудовой деятельности медицинского персонала заключается в высокой частоте и интенсивности межличностного взаимодействия с пациентами, с коллегами, с руководством. Межличностные отношения медицинского работника с пациентом могут основываться на авторитарной, партнерской и контрактной моделях. Межличностные отношения медицинского работника в коллективе выстраиваются на профессиональной компетентности и общении, оценка которых является одним из аспектов удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в медицинском учреждении в целом.
1. Абрамова, Н. А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н. А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
3. Аронсон, Э. Социальная психология : Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
4. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс : синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42-46.
5. Банайтис, Н. Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н. Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14-19.
6. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
7. Будаева, Э. В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э. В. Будева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94.
8. Галеева, Л. В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л. В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябинской области. – 2016. – № 1. – С. 36-42.
9. Забродин, Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. – М. : Эксмо, 2000. – 965 с.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
11. Казанцева, Е. Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е. Н. Казанцева // Вестник НГУ. – 2010. – Вып. 1. – Т. 10. – С. 63-66.
12. Крысько, В. Г. Социальная психология : курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
13. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 1997. – 688 с.
15. Макаров, Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю. В. Макарова // Известия РГПУ. – 2010. – № 2. – С. 58-63.
16. Мурашова, Л. А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Л. А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с.
17. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М. : ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416 с.
18. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев : Наука. 2006. – 191 с.
19. Попова, Л. Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л. Г. Попова, Н. А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121.
20. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2002. – 298 с.
21. Рудалева, И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И. А. Рудалева, И. А. Кабачева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
22. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.
23. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб. : Питер, 2002. – 1200 с.
24. Фернхем, А. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2001. – 430 с.
25. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
26. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб. : Питер, 2002. – 336 с.